Психические познавательные процессы и
учёт их закономерностей юристом в профессиональной деят-ти. Психические процессы – наиболее подвижные психические акты, которые позволяют человеку познавать мир. Психические процессы выражаются в ощущениях, восприятии, внимании, памяти, нашей речи, воображении, мышлении и т.д. Ощущение – простейший психический процесс, являющийся отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека. Виды ощущений: 1 - экстероцептивные (внешние, которые мы получаем извне): - контанктные: вкусовые, тактильные, осязательные, температурные - дистантные: зрительные, слуховые - обонятельные 2 – интероцептивные (внутренние): - органические ощущения, которые происходят внутри нас: ощущения жажды, голода, подташнивания - общущение боли 3 – проприоцептивные (двигательные): - ощущение равновесия - ощущение движения Ощущения явл-ся основой восприятия. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Виды восприятия: 1- по основной модальности: - зрительные - слуховые - осязательные - обонятельные - вкусовые 2- по форме существования материи: - восприятие пространства - восприятие движения - восприятия времени Свойства восприятия: - целостность – восприятие целостно - предметность – объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физ. тело - обобщённость – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов - константность – относительная постоянность воспринимаемого образа - осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия - избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими Иллюзии (ошибки) восприятия могут быть, напр., зрительные или слуховые. Внимание – состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Виды внимания: - не произвольное – интересно – слушаете – с ним человек рождается - произвольное – когда заставляете себя быть внимательными Свойства внимания: - концентрация внимания – показатель сосредоточенности внимания - объём внимание – измеряется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно - устойчивость – та длительность, в течение которой сохраняется заданная концентрация внимания - переключаемость – способность переориентировать познавательные процессы с одного процесса на другой Память (4 вида): - наглядно-образная – запоминание, сохранение, воспроизводство зрительных, слуховых, вкусовых, температурных образов - словесно-логическая – запоминание и воспроизводство мыслей, тесно связан с речью - двигательная – зависит от мышечных ощущений (возбуждение и торможение нервных клеток) - эмоциональная – память на эмоциональные состояния Память – сложный психический процесс, включающий в себя запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации, сохранение в памяти того, что было запомнено и узнавание при повторном воспроизведении и воспроизведении запомненного. Свойства памяти-Точность Объём Скорость процессов запоминания. Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Кратковременная память – удерживает информацию в неполном виде, сохраняет информацию в течение временного промежутка в среднем от нескольких секунд до 2х минут. Долговременная память – служит для запоминания информации надолго нередко на всю жизнь. Обычно от нескольких минут, часов, дней до нескольких лет. Произвольная память – сознательно направляем механизм для заучивания. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие актуальные действия, операции. Такая память рассчитана на сохранение информации, с последующим забыванием соответствующей информации. Срок хранения такого вида памяти зависит от задачи и может варьироваться от нескольких минут до нескольких дней .Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности.Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Содержанием словесно-логической память являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. 20.Учет закономерностей памяти.Память имеет ограниченный объёмУспешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени.Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.Закон интереса-Интересное запоминается легче. Закон осмысления -Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.Закон установки-Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.Закон действия -Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. Закон контекста -При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше .Закон торможения -При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. Мышление – процесс отражения в сознании чел-ка сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общ-ва. Процессы мышления: - анализ – выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, связей, отношений - синтез – неразрывное единство сравнения и сопоставления между собой предметов, элементов, явлений, свойств и отношений. - обобщение Виды мышления: - наглядно-действенное - человек как бы физически анализирует и синтезирует объекты своей деят-ти, опираясь на эмпирический опыт. - наглядно-образное - характеризуется опорой … на представления и образы. - словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать или в процессе общения. В зависимости от типа решаемых задач перед юристом: - теоретическое мышление – познание законов и правил - практическое (эмпирическое) мышление – подготовка физ. преобразования действительности
- интуитивное мышление – основано на ощущении правильности решения - аналитическое (или рациональное) мышление – имеет чётко выраженные этапы (принятия решения, выстраивания предположений, гипотез, версий) - произвольное мышление – целенаправленное, когда принуждаем себя - непроизвольное мышление – трансформация определённых образов - продуктивное – активный поиск и открытие нового решения - репродуктивное – воспроизведение услышанного, решение проблемы по алгоритму - творческое мышление – нестандартный подход к решению проблемной ситуации. 24.понятие воображения.Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте. Существуют различные виды воображения. По степени активности воображение может быть пассивным и активным. Пассивное воображение не стимулирует человека к активным действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами, бесплодными мечтателями. Н. В. Гоголь, создав образ Манилова, сделал его имя нарицательным для такого типа людей. Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (621)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |