Качество труда и квалификация работника
· Труд характеризуется видом, количеством и качеством. · Труд может быть простым или сложным, высококвалифицированным или малоквалифицированным. ü Простой труд не требует особых знаний, умений, навыков и опыта (уборка, разноска и т.д.) Он относится как правило к малоквалифицированному труду. ü Сложный труд требует знаний, умений, навыков, опыта. Здесь нужна высшая профессиональная квалификация. ü Профессионализм и высокая квалификация – это первейшие условия качества труда. · Качество труда характеризуется одновременно образовательным уровнем, объемом, содержанием знаний и умений работника. · В современных условиях необходимо постоянно и регулярно повышать уровень своей квалификации.
Заработная плата.
Это одно из важнейших и вечных проблем экономики. · Заработная плата (ЗП) выполняет функцию возмещения физических и умственных затрат работника, стимулирования его к эффективному и качественному труду. · Проблема в том, что ни наука, ни практика не могут объективно и точно измерить и определить количество и качество труда. · Для лиц физического труда применяют в основном две формы оплаты труда: 1. Повременную форму, когда трудящемуся платят за отработанное время, но часто не календарное, а нормативное. Для установки цены часа работы применяют тарифные ставки тарифные сетки. 2. Сдельную форму, где труд оплачивается в зависимости от количества произведенной продукции. · Для лиц умственного труда применяют новые уровневые системы оплаты труда и системы должностных окладов. · Величина заработной платы в разных странах зависит от их развития, общего состояния экономики, ресурсных возможностей. · Во всех странах существует так называемый минимальный уровень ЗП. · Заработная плата, это не только экономическая, но и социальная категория
Производительность труда.
· Производительность труда – это показатель эффективности работы, который измеряется объемом или количеством продукта (работ, услуг), производимых работником в единицу времени. · Самый простой способ измерения производительности труда – это определение объёмов выработки продукции, работ, услуг. Однако это возможно не всегда, особенно для умственного труда. Поэтому производительность труда иногда считают в стоимостном (денежном) выражении. · В масштабах экономики (региона, отрасли, страны) производительность труда измеряется величиной валового национального дохода или валового внутреннего продукта. · Производительность труда зависит от ряда факторов. К этим факторам можно отнести: ü Заинтересованность работников ü Современный уровень средств производства продукции и технологий ü Профессионализм и квалификация работников ü Организация труда и качество управления и т.п.
Трудовые отношения.
· В процессе труда возникают отношения между работниками и нанимателями их труда, которые называются трудовыми. · Трудовые отношения строятся на контрактных началах и регулируются трудовым договором, в котором прописываются права и должностные обязанности как работника, так и работодателя. · Каждый человек имеет право на защиту своих трудовых интересов в той мере, в которой это предусмотрено законами страны и общепризнанными международными актами.
Интересы работников могут отстаивать: ü Государственные и муниципальные органы ü Профсоюзы ü Советы трудовых коллективов ü Прокуратура и суд
Если интересы трудящихся нарушаются, то могут возникнуть: ü Забастовки ü Демонстрации ü Другие акции протеста
Трудовая занятость и безработица.
· В условиях рыночной экономики действует принцип сводной занятости. Трудовое принуждение отсутствует, каждый сам решает работать ему или нет. · В советский период обеспечивалась поголовная занятость всех трудоспособных, а в условиях перехода к рыночной экономики ставится задача доступной и рациональной занятости. · Одна из серьезных проблем рыночной экономики – это безработица.
ü Безработный, это тот человек, кто может и хочет работать, но не может устроиться на работу, из за отсутствия на рынке труда рабочих мест или недостаточного уровня своей квалификации. ü Безработные получают некоторое время денежное пособие по безработице, но оно значительно ниже величины заработной платы.
· Безработица – социально опасное и неблагоприятное явление.
Тема 1.3. Рынок и конкуренция. Виды конкуренции Виды и типы рынков. · Рынок – это механизм взаимодействия покупателей, как представителей спроса и продавцов, осуществляющих предложение, в ходе которого устанавливается равновесная рыночная цена. · Основой, определяющей структуру рынка, являются формы собственности (государственная, частная, коллективная и т.д.) · В зависимости от предметов обмена различают рынки следующих типов: А) Рынок факторов производства, который в свою очередь состоит из: - рынка капитала - рынка землепользования и недвижимости - рынка труда Б) Финансовый рынок Он классифицируется по нескольким принципам: - принцип возвратности (рынок долговых обязательств и рынок собственности) - характер движения ценных бумаг (первичный и вторичный) - принцип организации (организованный, распределенный, стихийный рынок)
В) Рынок интеллектуальных продуктов Он включает изобретения, инновации, информационные услуги (литература, искусство и т.д.) · В соответствии с различными критериями рынки классифицируются по видам: А) По экономическому назначению объектов ü Рынок потребительских товаров и услуг ü Рынок товаров промышленного назначения ü Рынок труда ü Рынок ценных бумаг ü Рынок инноваций и т.д. Б) По географическому положению ü Местный рынок (региональный) ü Национальный (государственный) ü Мировой В) По степени ограничения конкуренции ü Монополистический ü Олигополистический ü Совершенной конкуренции и т.д. Г) По характеру продаж ü Оптовый ü Розничный Д) По отраслям ü Промышленность ü Сельское хозяйство ü Энергетическая отрасль т.д. · Основные виды рынков подразделяют на субрынки и рыночные сегменты.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (955)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |