Принцип прочности основан на прочности закрепления знаний в памяти учеников
11. Понятие и сущность содержания образования.
Содержание образования (С/О) - специально отобранная и признанная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Говоря иначе, содержание образования – это то, чему учат в образовательных учреждениях.
Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую, трудовую подготовку. В с/о теория должна соединяться с практикой, обучение - с производственным трудом. Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся. Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.
Источниками формирования содержания школьного образования является культура, или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте и культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся, практико-преобразователькая, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.
Факторы формирования содержания образования В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании.
Не только общество выдвигает требования к образованию, которое изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Начальное общее образование – первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей: • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура. В рамках предмета Технология с III класса при наличии необходимых условий изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)». Русский язык и Литературное чтение представлены в двух вариантах: для школ с обучением на русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке. Иностранный язык изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий. Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.
Студенты (бакалавры и магистры) принятые после 2011 года (включительно) обучаются на основе образовательных стандартов третьего поколения:
образовательный стандарт МГУ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Прикладная математика и информатика» (первое высшее образование), федеральный государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров по направлению «Прикладная математика и информатика» (второе высшее образование), образовательный стандарт МГУ подготовки магистров по направлению «Прикладная математика и информатика», федеральный государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров по направлению «Фундаментальные информатика и информационные технологии», образовательный стандарт МГУ подготовки магистров «Фундаментальные информатика и информационные технологии». Стандарты второго поколения
Студенты (бакалавры, магистры и специалисты) принятые до 2010 (включительно) года обучаются на основе образовательных стандартов второго поколения:
федеральный государственный образовательный стандарт подготовки специалистов «Прикладная математика и информатика», федеральный государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров «Прикладная математика и информатика», федеральный государственный образовательный стандарт подготовки бакалавров «Информационные технологии», федеральный государственный образовательный стандарт подготовки магистров «Прикладная математика и информатика», федеральный государственный образовательный стандарт подготовки магистров «Информационные технологии», которым соответствуют следующие учебные планы:
учебный план специальности «Прикладная математика и информатика» (код ОКСО 010501, код ОКПО 010200), учебный план направления подготовки бакалавров «Прикладная математика и информатика» (код ОКСО 010500, код ОКПО 510200), учебный план направления подготовки бакалавров «Информационные технологии» (код ОКСО 010400, код ОКПО 511900), учебный план направления подготовки магистров «Прикладная математика и информатика» (код ОКСО 010500, код ОКПО 510200), учебный план направления подготовки магистров «Информационные технологии» (код ОКСО 010400, код ОКПО 511900).
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает: – перечень тем изучаемого материала; – рекомендации по количеству времени на каждую тему; – распределение их по годам обучения; – время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ: – типовые программы; – рабочие школьные программы; – личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
В структурном отношении учебные программы подразделяются на линейные, концентрические, спиральные и смешанные. При линейной структуре отдельные части материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения, как правило, один раз. Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Изложение одного и того же вопроса постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. В последнее время интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения школьных программ. Характерной особенностью спиральной структуры изложения материала является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний. Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.
Учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции: – мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение; – информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации; – контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.
Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами
16. Базисный учебный план средней образовательной школы Учебные планы – нормативные документы, направляющие деятельность школы. Базисный план общеобразовательных учреждений – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов: • продолжительность обучения (в учебных годах) — общая и по каждой из ее ступеней; • недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий; • максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору; • суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на подгруппы. 17.Стандартизация образования в основной школе
Стандартизация образования является одной из тенденций его развития. Основным нормативным документом наряду с Законом «Об образовании» является государственный образовательный стандарт.
Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.
В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает: · владение базовыми понятиями; · знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов; · умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации; · иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области; · знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении; · владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает: · описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; · требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; · максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения. 18.Понятие и сущность метода и приёма обучения Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает: – цель обучения; – способ усвоения; – характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие метода обучения отражает: – способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; – специфику их работы по достижению различных целей обучения. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |