Методы научного исследования, используемые специальной методикой русского языка
Решая свои задачи, специальная методика должна располагать необходимыми методами исследования. Как педагогическая отрасль знаний специальная методика русского языка в своем развитии (с целью накопления новых фактов, их обобщения и создания на этой основе практических выводов, относящихся к разным сторонам, элементам и факторам педагогического процесса) может использовать все многообразие психолого-педагогических методов научного исследования: а) изучение учебной деятельности детей и педагогического б) исследование речевых навыков, степени их сформирован в) экспериментальное обучение, в котором проверяются и оцениваются те или иные изменения, внесенные в процесс формирования речи, изучения языка как предмета; г) анализ и обобщение существующего опыта обучения в специальной школе, особенно всего того, что позволяет учителю формировать и развивать умения, навыки, знания учащихся, повышать эффективность методических средств. Особенности применения этих методов определяются содержанием изучаемых закономерностей. В связи с этим в методические исследования может и должен быть вовлечен весь арсенал экспериментальных средств и принципов анализа полученных материалов, которыми располагают логопедия, психология (особенно психология речи). Правильной постановке исследований в области специальной методики русского языка должны служить общие методологические установки в подходе к речи как деятельности, обладающей социальными функциями, и к языку как средству общения. В настоящее время в связи с практической проверкой первой специальной школьной программы по русскому языку (1980) развертывается работа, которая должна дать новые материалы для методики обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Итак, характеризуя специальную методику русского языка, можно отметить, что это педагогическая отрасль знаний, входящая в дефектологию как одна из частных дидактик. Свои теоретические основы она формирует, используя материалы психологии, лингвистики, дидактики; она возникла и развивается в тесной связи с логопедией и методикой русского языка массовой школы, близка им по прикладной направленности, но имеет свой предмет изучения, свои задачи. Основная литература В помощь директору специальной школы. М., 1982. Никашина Н. А. Специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— В сб.: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968, с. 67—85. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I—IV классы). М.., 1980, с. 3—10. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. М., 1976, с. 3—36, 105—111. Дополнительная литер атура Жинкин Н. И. Интеллект, язык, речь.— В кн.: Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид. М., 1972. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Лреодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973, гл. I. Кочергина В. С, Шаховская С. Н. Развитие речи Детей в процессе онтогенеза.— В кн.: Расстройства речи у детей и подростков/Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М, 1961, гл. I, II, VIII. Левина Р. Е. Формирование речи у учащихся специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— В сб.: Сове-тцание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Материалы по формированию речи. М., 1964. Маевская С. И. Система коррекционно-воспитательной работы в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.— В кн.: Очерки по патологии речи и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967, вып. 3. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы причины возникновения новой отрасли педагогических знаний — методики русского языка в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи? 2. Дайте общую характеристику детей с тяжелыми нарушениями речи. Почему эти дети не могут обучаться в массовых школах и нуждаются в специально организованном обучении и воспитании? 3. Какова структура и основные задачи школы для детей с 4. Какими официальными документами определяется статус, 5. Что является предметом специальной методики русского 6. С какими смежными науками связана специальная методика русского языка? В чем эта связь выражается? 7. Какие методы научного исследования используются специальной методикой русского языка как наукой в целях ее развития? 8. Охарактеризуйте современный уровень развития специальной методики русского языка. Каковы пути дальнейшего развития этой отрасли педагогических знаний? Раздел II
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |