Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития конфликтной ситуации



2015-11-10 5917 Обсуждений (0)
Этапы развития конфликтной ситуации 5.00 из 5.00 8 оценок




 

Конфликтная ситуация включает в себя три стадии: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабевающими социальную напряженность.


Выделяя конфликт как этап в конфликтной ситуации, мы тем самым обращаем внимание на то, что во многих конфликтных ситуациях может отсутствовать этап конфликта, тогда конфликтная ситуация приобретает хронический, затяжной характер.
Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т. д. На этом этапе есть точки отсчета, вокруг которых в дальнейшем может развиваться конфликт. Это - общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Первый этап объединяет всех людей, его характеризуют:
- аморфность и повсеместность;
- неосознанные психологические напряжения между людьми;
- наличие многообразных противоречий;
- совместная деятельность, проживание, временные контакты;
- общность интересов и т. д.
Второй этап - созревание. Из многообразных связей и отношений субъект начинает выбирать те, на которых центрируется принятие или непринятие чего-либо. Это может быть работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.д. Назовем "это" - конфликтогеном. Конкретно выделяется субъект как носитель той или иной притягательности или отталкивания и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих или не симпатизирующих конкретной группе или человеку.
Второй этап характеризуется:
-выделением конкретного оппонента;
- накапливанием определенной (негативной) информации о субъекте;
- четким выделением сферы конфликтной ситуации (семья, работа, дружба и проч.);
концентрацией групп сторонников и противников, ценностно-ориентированных на представителей оппозиции;
- усилением и осознанием психологического напряжения между оппозициями (эмоции, разговоры, оценки, взгляды, чувства).
Третий этап - инцидент. Часто перед этим этапом происходит некоторое "затишье", выжидание. Выделяются позиции "провокатора", "жертвы", "судьи", "базарной бабы", "борца за справедливость" и др. Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все что угодно, например, "не таким тоном сказано", "не так взглянул", "не предупредил" или, наоборот, покритиковал, или промолчал – все это лишь "зацепка". Сам инцидент является мелким камушком, могущим вызвать обвал, приводя в действие всю мощь "горной породы". Фиксация инцидента не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами. Однако он является отправной точкой для столкновения. Ситуация созрела для открытого предъявления позиций и начинается столкновение, т. е. собственно конфликт.
Четвертый этап - столкновение (конфликт). Это открытое предъявление противоречий. Этот этап можно сравнить со взрывом, в результате которого на поверхность выбрасывается как "пустая порода", так и "ценная". Прямое столкновение проявляется во всех планах: эмоционально-психологическом, физическом, политическом, экономическом и т.д. Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы захватывают субъектов в борьбе, противостоянии и конфронтации. Насколько субъекты могут отделить "ценную породу" от "пустой" зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному.

Этот этап характеризуется:
- ярко выраженными оппозициями;
- выделением предмета конфликта, осознанного субъектами;
- появлением третьей стороны (наблюдателей, групп поддержки и проч.);
- определением масштаба и границ конфликтной ситуации;
- предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;
- появлением фактов, подтверждающих необходимость столкновения.
- Конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.
Пятый этап - развитие конфликта. Говоря о развитии, мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в конфликтной ситуации, а также факторов, оказывающих различное влияние на конфликт. На этом этапе есть некоторые элементы, которые не развиваются и не изменяются, т. е. наиболее статичны, постоянны:
- предмет конфликта;
- факты;
- базовые ценности;
- стратегические цели.
Элементы, которые частично изменяются:
- связи и отношения между субъектами (группами);
- интерпретация фактов;
- интересы и потребности;
- тактические задачи;
-представления о конфликте, субъектах, отношениях.
Основные элементы, которые могут быть заменены другими:
- смысловой контекст;
- позиции, роли;
- средства борьбы;
- социальные нормы, принципы взаимодействия;
- представления;
- тип мышления, реакции, чувства, эмоции.
Именно в этих динамических подвижках происходит развитие конфликта. Действия конфликтующих сторон в основном определяются этими подвижками.
Шестой этап - последствия. Они могут развиваться в двух направлениях. Первое - доминирование разрушительных процессов, второе - доминирование созидательных процессов. С точки зрения этапов конфликтной ситуации необходимо отметить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с 3-го и 4-го этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из-под контроля. Т. е. субъекты уже находятся внутри конфликта и действуют в его логике: борьбы и противостояния, уничтожения и подавления.
Выделение этапов с описанием их основных характеристик, позволяет нам увидеть, что это закономерный процесс развития конфликтной ситуации, без которого ни один конфликт не состоится. В то же время, можно постулировать, что конфликтная ситуация без конфликта вполне возможна, как хроническая ситуация. По времени, конфликтная ситуация и конфликты могут быть скоротечными или вялотекущими, однако последовательность, при этом, сохраняется. Проведение диагностики на разных этапах конфликтной ситуации позволяет определить степень вмешательства в управление процессами, в зависимости от того какие характеристики в них доминируют.

Признаки конфликта

Существенными признаками конфликта (по Н.В. Гришиной и В.В. Дружинину) являются:

А) Признак субъективности /или субъективность носителей противоречия/ (противоречие не может существовать вне своих конкретных носителей) - /конфликт всегда реализуется в персонифицированных формах/

*их биполярность (взаимосвязанность и взаимная противоположность одновременно - по Р. Дарендорфу);

* их активность (сознательная), направленная на преодоление противоречия;

Б) личностный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;

В) высокая степень напряженности;

Г) обстоятельства, выявившие противоречие и столкнувшие интересы субъектов.

+ нарушение поведенческих норм участников взаимодействия (легитимные нарушения)(В.К.);

+ выраженность негативного эмоционального фона (В.К.);

+ когнитивные нарушения (В.К.).

Конфликт характеризуют следующие эмоциональные состояния:

1. Недовольство – ощущение неудовлетворенности и высказывание неудовлетворенности чем-либо кем-то, проявляется гримасой, пластикой, интонацией, а также лексически. Недовольство еще не конфликт, т.к. субъект плохо осознает причину такого состояния, объект нереализуемого интереса располагается пока на периферии, а не в центре сознания.

С другой стороны, Л.А. Петровская указывала на то, что недовольство – уже свидетельствует о наличии конфликтной ситуации, так как обстоятельства ведут к столкновению интересов, даже если субъекты не успели явственно обрисовать противоречие интересов. Недовольство, по высказыванию У. Юри, это «легкое покрывало», свидетельствующее о назревании противоречия между объектами (оно признак, предвестник конфликта). Необнаруженное, неразрешенное, но сгущающееся недовольство обретает более четкое очертание, превращаясь в разногласие.

2. Разногласие - несходство во мнениях и взглядах, имеющих для субъектов личностный смысл, потому они не могут поступиться со своими мнениями и взглядами.

3. Противодействие - действие, препятствующее другому действию. Между недовольством и разногласием может лежать длительный период. Между разногласием и противодействием – период краток, так как осмысление противоречия произошло. Каждый субъект знает, чего он хочет. Его потребность достичь желаемого стремительно растет.

Итак, если участники сразу не одумаются, не направят усилия на поиск способа разрешения возникшего противоречия, то не заметят сами, как окажутся на уровне противостояния, где напряжение чрезмерно высоко. Парадигма противостояния – «не буду!». Выйти из него сложно, ибо субъекты ограничивают число степеней свобод в выборе способа действия.

Ученые А.Я. Лупьян, В.И. Журавлев, М.И. Пирен указывают на то, что конфликт имеет тенденцию наращивать меру напряженности, и что неразрешенный вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления.

4. Противоборство. Наивысочайшей степени напряженности конфликт достигает при противоборстве - борьбе против кого-либо, что, по мнению субъекта, мешает достижению цели, реализации интересов. Так как таким препятствием видится именно другой субъект, то все силы направляются на уничтожение его «Я» – концепции. С трудом контролируются эмоции, поэтому не исключается и применение физической силы, наряду с унижением, оскорблением, ущемлением противника конфликта.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Сущность конфликта, по мнению Л. Козера выражается в его функциях:

1.Сигнальной. Конфликтная ситуация сигнализирует нам о том, что возникло противоречие, которое надо разрешать. Прежние отношения невозможны, и надо выходить на новый более высокий уровень отношений.

2. Стимуляционной. Конфликт стимулирует нас к решительным действиям, направленным на согласование интересов, позиций, взглядов и действий.

3. Стрессогенной, разрушительной. Конфликты порождают стрессы и могут привести к разрыву отношений.

4. Мобилизационной. Конфликтные ситуации мобилизуют ресурсы сторон, требуют повышенного внимания к проблеме.

Кроме того ученые нередко функции делят на позитивные (конструктивные) и негативные (разрушающие).

Признаки деструктивного конфликта

-отвлекает время и силы от решения более важных дел;

- вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведет к

проявлению заниженной самооценки;

- поляризует позиции людей в группе и препятствует

внутригрупповому взаимодействию;

- усугубляет различия в ценностях;

- провоцирует неприемлемые способы действий и поведения.

 



2015-11-10 5917 Обсуждений (0)
Этапы развития конфликтной ситуации 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития конфликтной ситуации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5917)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)