Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика организационного конфликта (В.П. Шейнов)



2015-11-10 1599 Обсуждений (0)
Динамика организационного конфликта (В.П. Шейнов) 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие конфликта проходит три стадии – предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.

Предконфликтнаястадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествовать противоборству. Инцидент – вторая фаза предконфликтной стадии.

Предконфликтная стадия характеризуется ростом напряженности. Наиболее характерными причинами обострения напряженности:

А) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;

Б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;

В) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т.п.

Предконфликтную стадию условно подразделяют на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношениях сторон:

1) Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид;

2) Стремление сторон доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

3) разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу.

 

 

Конфликтная стадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение. Только вместе, конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Первая фаза – наступает после инцидента. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Очень часто сопровождается нарастанием агрессивности. Эта фаза способствует “переоценке ценностей” с учетом происшедших перемен. Вторая фаза – выбор путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Существует два пути: либо искать примирения; либо эскалация, продолжение конфликта.

Послеконфликтная стадия. Ослабление противостояния – первая фаза. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться, как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются. Заключительная фаза – подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядков, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта. Последствия конфликта, при любом исходе, оказывают влияние на организацию и ее персонал.

Конфликты могут развиваться следующими способами:

1. Поступательное, логическое развитие. Оппоненты как бы поочередно делают ходы, «разыгрывая» конфликт по правилам (иногда каждый по своим правилам). У каждого

из оппонентов есть время на обдумывание следующего хода, консультацию, обращение к нормативным документам.

2. Бурное, лавинообразное развитие. Действия оппонентов (или одного из них) стремительны, прямолинейны. Они резко набирают силу, приобретая неуправляемый характер, теряют связь с вызвавшей их причиной. Конфликт быстро достигает максимума, за которым следует спад.

3. Взрывное развитие конфликта. В отличие от лавинообразного это происходит практически без связи с репликами и реакциями второго участника конфликта.

Конфликту присущи большая сила и завершенность.

Участники конфликтной ситуации выбирают для себя определенную линию поведения:

а) либо они берут всю вину за произошедший конфликт на себя;

б) либо никогда не признают себя виновными за произошедший конфликт, даже в том случае, когда не правы (ищут доводы в свою пользу, не считаясь с мнением других);

в) либо идут на компромисс — соглашение между противоположными мнениями, достигнутое путем взаимных уступок;

г) либо избегают конфликта, т. е. уступают в принципиальных и в мелких вопросах, даже тогда когда оппонент не прав

 

 

Предконфликтная ситуация в динамике конфликта - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел накануне конфликта.

Иногда предконфликтная ситуация рассматривается как совокупность событий, поступков, мыслей, суждений, предшествовавших зарождению противоречия (до возникновения конфликтной ситуации). Иногда она отождествляется с конфликтной ситуации, иногда рассматривается шире ее, а иногда, как часть конфликтной ситуации.

Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Если же напряженность в отношениях не выливается в открытые конфликтные столкновения и подобное столкновение вещей сохраняется довольно долго, то его называют потенциальным, или латентным конфликтом.

Предконфликтнуюситуацию можно условно разделить на три фазы развития (латентную,демонстративную,агрессивную), для которых характерны следующие особенности во взаимоотношениях сторон:

- возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта;

- рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий;

- уменьшение контактов и накопление обид;

- стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми методами»;

- замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

- разрушение структур конструктивного взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам;

- рост агрессивности; «формирование образа врага» и установка на борьбу с оппонентом.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в открытую борьбу. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, но может быть спровоцирован субъектами конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Ученые А.М. Бандурка, В.А. Друзь выделяют четыре типа инцидента по характеру возникновения:

1. Объективные целенаправленные инциденты.

2. Объективные нецеленаправленные инциденты.

3. Субъективные целенаправленные инциденты (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы).

4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы двух или нескольких сторон) инциденты.

К столкновению в конфликте приводит не различие интересов, а обстоятельства, при которых эти интересы сталкиваются. Сложившиеся обстоятельства, столкнувшие противоположные интересы субъектов порождают конфликтную ситуацию – ситуацию, готовую перейти в конфликт. Конфликтную ситуацию можно не заметить, если не обратить внимание на особым образом складывающиеся обстоятельства. Инцидент не заметить нельзя. Он налицо перед нами. Он имеет голос, мимику, лексику, обнаруживающие противоречия (М.К. Киянова). Н.В. Гришина называет его телом конфликта, его материализацией, его образом, предоставленным для оппонентов, его нормой, помогающей субъекту ясно осознать выявившееся противоречие. Степень его напряженности быстро растет, вынуждая субъектов искать выхода из противоречия.

По мнению Э.А. Уткина, незамеченная конфликтная ситуация не столь опасна, как незамеченный инцидент, т.к. первое все равно приведет к осознанию существующих противоречий, если они не будут сняты изменением обстоятельств, второе загонит противоречие внутрь, и рост напряженности станет протекать вне сознания, и повторный инцидент сразу взорвет отношения, приняв вдруг для субъектов форму бурного прорыва плотины.

Первый незамеченный инцидент носит название прецедента («идущий впереди» в переводе с латинского).



2015-11-10 1599 Обсуждений (0)
Динамика организационного конфликта (В.П. Шейнов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Динамика организационного конфликта (В.П. Шейнов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)