Характеристика педагогической деятельности
Предмет, задачи и методы дошкольной педагогики как науки. Дошкольная педагогика как наука сформировалась в 17 веке и обязана она Я.А. Коменскому, который в своих трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» выделил цели воспитания, обосновал необходимость воспитания детей дошкольного возраста. В России Ушинский в 19 веке. Дошкольная педагогика- наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Предмет дошкольной педагогики – процесс воспитания, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучение детей от рождения до школы. Объектом является ребенок от рождения до поступления в школу, развитие которого обусловлено воспитательными воздействиями. Целью является изучение условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка от рождения до поступления в школу. Стратегические задачи: 1. разработка теоретических проблем обучения, воспитания и образования с учетом особенностей каждой возрастной группы детей от рождения до школы в соответствии с требованием современного общества. 2. изучение и обобщение практики, опыта педагогической деят-ти и внедрение результатов исследования в практику. Частные задачи: 1. определение содержания, технологии и методики работы с детьми для каждой возрастной группы с целью их всестороннего развития как в ДОУ, так и в семье. 2. разработка содержаний и технологий личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитания детей каждой возрастной группы. 3. разработка новых концепций и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 4. научное обоснование преемственности в содержании образовательной деят-ти в ДОУ и в начальных классах школы. 5. изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей. Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задачи. 1. Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных способ работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач: рассказ, беседа, драматизация, объяснения, упражнения, наблюдения, экспериментирование, моделирование, демонстрация предметов. 2. Методы воспитания – специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых с целью решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чувства, поведение воспитуемых: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, поручение, требование, поощрение, наказание, наблюдение, опрос. 3. Исследовательские методы – это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование: изучение и анализ лит-ры, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, изучение педагогической документации.
Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками. Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Философия — фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия воспитания — это область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Принцип историзма: понимая прошлое, заглядывать в будущее. Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: - общие основы; - дидактику (теория обучения); - теорию воспитания; - школоведение. Дошкольная и школьная педагогика — подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих. Связь дошкольной педагогики с другими науками: Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии) Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология) Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена) Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература) Основные понятия дошкольной педагогики. Воспитание и развитие. Деятельностный и личностный подход. Воспитание – это специально организуемые и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе воспитания. Обучение – целенаправленный специально-организованный процесс взаимодействия взрослого и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков. Образовательный процесс – это профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все элементы учебно-воспитательной работы. Педагогический процесс – это целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие взрослых и детей. Образование – процесс овладения системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задачи. Деятельностный подход – определяет роль ведущей деятельности, обеспечивающий реализацию потребностей ребенка, помогающий ребенку осознать себя субъектом, активным творцом деятельности. Опирается на исследования Выготского «О зонах ближайшего развития и о ведущих видах деятельности». Личностный подход – обеспечивает развитие потребностей интересов и склонностей ребенка и рассматривает дошкольный период как самоцельный. Характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность– это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами. Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом. Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению. Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития. В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность. Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность. Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд. Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности: - знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку; - научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям; - педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция; - высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя. Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности: - непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; - малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; - среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса; - продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом; - высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |