Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагог в современном дошкольном учреждении, важнейшие профессиональные функции, педагогические умения и личностные качества



2015-11-10 3585 Обсуждений (0)
Педагог в современном дошкольном учреждении, важнейшие профессиональные функции, педагогические умения и личностные качества 4.50 из 5.00 4 оценки




Требования к профессионально-личностной компетенции педагогов ДОУ.

Профессиональная компетентность – это системная интегральная хар-ка личности, предоставляющая взаимосвязь пед. компетентности, пед. мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, составляющих неповторимую индивидуальность каждого педагога – профессионала.

1. Профессиональные и личностные качества

Профессиональная компетентность педагога ДОУ:

· Мотивационно-ценностный компонент - отношение к педагогической деятельности, формирование психологической готовности педагога к труду;

· Теоретический компонент - совокупность знаний о дошкольной педагогике, психологии и методиках и т.д.;

· Технологический компонент - совокупность педагогических умений и навыков, позволяющих осуществить пед. деятельность:

1. гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка

2. конструктивные умения – необходимы педагогу для проектирования пед. процесса

3. коммуникативные умения – установление взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами

4. организаторские умения – организация собственной деятельности, деятельности детей, родителей

5. специальные – умение петь, танцевать, выразительно рассказывать

6. прогностические – умение прогнозировать

7. рефлексивные - способность к пед. рефлексии

8. диагностические - умение осуществлять диагностику развития детей дошкольного возраста

· Диагностический компонент – способность определять продуктивность и результативность профессиональной деятельности и развития ребенка в целом.

Личностные качества педагога: профессиональная культура, педагогическое мастерство (совокупность пед. техник), индивидуальный имидж (психологические, вербальные и невербальные характеристики), пед. такт, пед. зоркость, пед. оптимизм, пед. рефлексия, эмпатия.

2. Профессиональные функции педагога ДОУ

1. Создание педагогических условий для развития и успешного воспитания детей

2. Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей. Забота об укреплении здоровья (физического и психологического)

3. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми – основная функция педагога ДОУ

4. Участие в педагогическом просвещении родителей

5. Регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ

6. Повышение проф. квалификации через самообразование и другие формы работы

7. Участие в опытной, исследовательской работе, инновационной деятельности

4. Формы повышения квалификации педагогов (курсы, аттестация, самообразования, методические объединения, семинары)

5. Права, функциональные обязанности воспитателя ДОУ.

 

24.(57). Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Роль семьи в формировании личности ребенка.
Семья - социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на общение с собственными детьми.
Функции семьи:

· репродуктивная;

· хозяйственно-экономическая;

· воспитательная;

· социализации;

· психотерапевтическая;

· рекреативная (восстановительная);

· регулятивная;

· коммуникативная.

Воспитательные функции семьи:
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

- семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;

- семья обеспечивает преемственность традиций;

- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

- существенное влияние семья оказывает на выбор профессии.

Типы семей.

1. По составу:

- нуклеарная (состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей)

- неполная

- полная

- отдельная

- расширенная (представители старшего поколения)

- большая (состоящая из нескольких супружеских пар)

2. По типу главенства в семье:

- эгалитарная (равноправная)

- патриархальная

- матриархальная

3. По качеству отношений:

- благополучные

- устойчивые

- проблемные

- конфликтные

- социально-неблагополучные

- дезорганизованные (культ силы, страх, изолированность членов семьи)

Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей в соответствии с ценностями семьи и общества.

Содержание семейного воспитания - формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: культуры жизненного самоопределения; интеллектуальной; коммуникативной; нравственной; эстетической; трудовой и физической культуры личности.
Воспитательный потенциал семьи - совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей и др.).

Авторитет родителей - такое взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А. С. Макаренко).
Принципы семейного воспитания:
- целенаправленность;
- культуросообразность;
- гуманизм;
- связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;
- единство и согласованность общественного и семейного воспитания;
- учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;
- единство требований и воспитательных позиций;
- включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.

Условия семейного воспитания:

- семейный быт, уклад;

- семейные традиции;

- семейные отношения, эмоциональный климат семьи;

- общение и совместная деятельность;

- понимание и принятие ребенка;

- чувство долга и ответственности за воспитание детей;

- педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;

- авторитет родителей;

- организация жизненного пространства ребенка.
Стиль семейного воспитания - установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

· Сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.

· Сотрудничество - характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.

· Партнерские отношения - равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.

· Независимые отношения - каждый член семьи действует автономно от других, якобы уважая свободу и независимость других.

· Конкурентные отношения - характеризуют стремление противопоставить одного члена семьи другим, чтобы иметь преимущества перед остальными членами семьи.

· Конфликтные отношения - любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту.

· Авторитарные отношения - тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле.

Основные документы: Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы (ООН), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ (1995 г.).

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.



2015-11-10 3585 Обсуждений (0)
Педагог в современном дошкольном учреждении, важнейшие профессиональные функции, педагогические умения и личностные качества 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Педагог в современном дошкольном учреждении, важнейшие профессиональные функции, педагогические умения и личностные качества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)