Педагог в современном дошкольном учреждении, важнейшие профессиональные функции, педагогические умения и личностные качества
Требования к профессионально-личностной компетенции педагогов ДОУ. Профессиональная компетентность – это системная интегральная хар-ка личности, предоставляющая взаимосвязь пед. компетентности, пед. мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, составляющих неповторимую индивидуальность каждого педагога – профессионала. 1. Профессиональные и личностные качества Профессиональная компетентность педагога ДОУ: · Мотивационно-ценностный компонент - отношение к педагогической деятельности, формирование психологической готовности педагога к труду; · Теоретический компонент - совокупность знаний о дошкольной педагогике, психологии и методиках и т.д.; · Технологический компонент - совокупность педагогических умений и навыков, позволяющих осуществить пед. деятельность: 1. гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка 2. конструктивные умения – необходимы педагогу для проектирования пед. процесса 3. коммуникативные умения – установление взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами 4. организаторские умения – организация собственной деятельности, деятельности детей, родителей 5. специальные – умение петь, танцевать, выразительно рассказывать 6. прогностические – умение прогнозировать 7. рефлексивные - способность к пед. рефлексии 8. диагностические - умение осуществлять диагностику развития детей дошкольного возраста · Диагностический компонент – способность определять продуктивность и результативность профессиональной деятельности и развития ребенка в целом. Личностные качества педагога: профессиональная культура, педагогическое мастерство (совокупность пед. техник), индивидуальный имидж (психологические, вербальные и невербальные характеристики), пед. такт, пед. зоркость, пед. оптимизм, пед. рефлексия, эмпатия. 2. Профессиональные функции педагога ДОУ 1. Создание педагогических условий для развития и успешного воспитания детей 2. Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей. Забота об укреплении здоровья (физического и психологического) 3. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми – основная функция педагога ДОУ 4. Участие в педагогическом просвещении родителей 5. Регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ 6. Повышение проф. квалификации через самообразование и другие формы работы 7. Участие в опытной, исследовательской работе, инновационной деятельности 4. Формы повышения квалификации педагогов (курсы, аттестация, самообразования, методические объединения, семинары) 5. Права, функциональные обязанности воспитателя ДОУ.
24.(57). Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Роль семьи в формировании личности ребенка. · репродуктивная; · хозяйственно-экономическая; · воспитательная; · социализации; · психотерапевтическая; · рекреативная (восстановительная); · регулятивная; · коммуникативная. Воспитательные функции семьи: - в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут; - семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; - семья обеспечивает преемственность традиций; - важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; - существенное влияние семья оказывает на выбор профессии. Типы семей. 1. По составу: - нуклеарная (состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей) - неполная - полная - отдельная - расширенная (представители старшего поколения) - большая (состоящая из нескольких супружеских пар) 2. По типу главенства в семье: - эгалитарная (равноправная) - патриархальная - матриархальная 3. По качеству отношений: - благополучные - устойчивые - проблемные - конфликтные - социально-неблагополучные - дезорганизованные (культ силы, страх, изолированность членов семьи) Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей в соответствии с ценностями семьи и общества. Содержание семейного воспитания - формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: культуры жизненного самоопределения; интеллектуальной; коммуникативной; нравственной; эстетической; трудовой и физической культуры личности. Авторитет родителей - такое взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А. С. Макаренко). Условия семейного воспитания: - семейный быт, уклад; - семейные традиции; - семейные отношения, эмоциональный климат семьи; - общение и совместная деятельность; - понимание и принятие ребенка; - чувство долга и ответственности за воспитание детей; - педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности; - авторитет родителей; - организация жизненного пространства ребенка. · Сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения. · Сотрудничество - характерны взаимопомощь и взаимоподдержка. · Партнерские отношения - равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи. · Независимые отношения - каждый член семьи действует автономно от других, якобы уважая свободу и независимость других. · Конкурентные отношения - характеризуют стремление противопоставить одного члена семьи другим, чтобы иметь преимущества перед остальными членами семьи. · Конфликтные отношения - любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту. · Авторитарные отношения - тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле. Основные документы: Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы (ООН), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ (1995 г.). Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3585)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |