Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мышление и его классификация



2015-11-10 688 Обсуждений (0)
Мышление и его классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




Мышление человека связано с двумя процессами, определяющими эффек­тивность адаптации его к окружающей действительности. Этими процесса­ми являются формирование понятий и решение возникающих задач с исполь­зованием этих понятий на основе определенных правил. В понятии фикси­руется обобщенное представление об объектах внешнего мира или внутрен­них процессах, происходящих в человеке. Они не представлены непосред­ственно восприятию, а человек получает их в процессе собственного опы­та, благодаря знаниям, хранящимся в культурных ценностях, на основе по­знавательной деятельности. Таким образом, мышление помогает произво­дить результат, который отсутствует в окружающей реальности, а также по­лучать новые знания. Оно не только позволяет вычленять отдельные свой­ства объектов, но и взаимосвязи, существующие между ними.

Выделяют процессы формирования понятий и усвоение понятий (Bruner е.а., 1956). Если формирование понятий связано с вычленением отдельных характеристик объекта, то усвоение понятий происходит в процессе обуче­ния, когда человек стремится узнавать эти признаки. Формирование поня­тий у человека неразрывно связано со словом. Именно в слове символичес­ки фиксируются и простейшие и самые сложные характеристики бытия че­ловека вплоть до понятия “личность”. По выражению М.М. Бахтина (1963), “Внутренняя личность есть выраженное и загнанное внутрь слово”.

В процессе эволюции формирование и дифференциация когнитивных про­цессов на первых порах, по-видимому, происходили независимо от образова­ния звуковых сигналов. Возникновение мышления предшествует развитию речи. Первая понятийная классификация возникала из сенсомоторного обра­щения с предметами и в меньшей мере — из общения с другими людьми. Но на определенном этапе развития волокна голосовых связок у человека соеди­няются в ходе эмбрионального развития с волокнами кольцевой мускулатуры гортани, что является физиологической основой возможности порождать речь.

Считается, что первые слова не были обозначением отдельных объектов, но были описаниями отдельных событий, процессов, действий. Постепенно про­исходит замена непосредственной сигнализации о внутренних состояниях опос­редствованным символическим наименованием. Формирование коммуникатив­ных сигналов и понятийная классификация постоянных (инвариантных) качеств объектов вначале развиваются независимо, поскольку они различным образом мотивированы. Первое подкрепляется социальными отношениями, второе —

 

обратной связью об успешном преодолении проблемной ситуации. Это взаимо­действие возникает между субструктурами памяти, опосредующими два вида опыта. По мере того как поведенческий ответ включается в ситуацию общения, она становится системой знаков для обозначения понятий (Клике, 1983).

С появлением речи мышление также перешло на качественно иную сту­пень развития, приобретя “орудие”, позволяющее эффективно определять и структурировать понятия об объектах окружающего мира (Выготский, 1983).

Существуют многочисленные классификации мышления. В зависимости от того, какие правила использует человек в процессе познания мира, выделяют мифологическое и логическое мышление. При логическом мышлении отдель­ные высказывания формируют цепочку для создания умозаключения, расчленяя объект анализом, направляя мысль от частного к общему (индукция) или от об­щего к частному (дедукция). Логическое мышление требует обязательной про­верки результата мышления фактом и строится на основе фактов. В противопо­ложность ему мифологическое мышление игнорирует факт, не расчленяет объект на признаки, нечувствительно к числу и особым образом относится к слову, по­скольку для него сказать означает уже сделать (Лотман, Успенский, 1973).

Другой тип классификации определяет отношение мышления к практи­ческой деятельности и вычленяет соответственно теоретическое и практи­ческое мышления. В свою очередь теоретическое делится на понятийное и образное в зависимости от того, к чему обращается человек в процессе ре­шения проблемы — к образу или понятию. Практическое мышление также подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное в зависимо­сти от того, в какой мере непосредственное действие участвует в процессе решения задачи. Несмотря на существование такого деления, на практике эти виды мышления участвуют в обработке информации одновременно1.

Процесс мышления

Решение проблемы редко происходит мгновенно. Чаще всего оно требует определенного времени, в течение которого происходит нечто, дающее че­ловеку принципиально новое знание, ранее отсутствовавшее либо в его ин­дивидуальном опыте, либо в опыте всего человечества. Поскольку этот про­цесс недоступен для глаз, то существует множество систем, описывающих то, что позволяет решить проблему.

Одна из первых классификаций принадлежит Дж. Уоллесу (Wallas, 1926). Он предположил, что в процессе решения проблемы человек проходит через следу­ющие этапы: подготовка (время сбора информации), инкубация (подспудное решение проблемы), инсайт (озарение — внезапное решение) и разработка (про­верка найденного решения с помощью известных методов). Эта этапность мо­жет многократно проигрываться вплоть до правильного решения проблемы.

Другая классификация предложена А.Р.Лурия (1979). С его точки зрения, человек сначала изучает условия задачи, затем формирует общий план пред­полагаемых действий. На следующем этапе намечает, вырабатывает конкретный метод, с помощью которого будет решать задачу. Наконец, на четвертом этапе найденное решение сопоставляется с исходными данными.


Очевидно, что этапность в обеих классификациях примерно одна и та же, только в представлениях Дж. Уоллеса этот процесс связан с неподдающи­мися осознанному планированию свойствами мозга.

В психофизиологической литературе этапность принятия решения наибо­лее последовательно разработана в рамках теории функциональных систем П.К. Анохина (1975). В ней этапы принятия решения сопоставляются с очеред­ностью структуры поведенческого акта. На первом этапе доминирующая моти­вация направляет мышление человека. Затем на стадии сбора информации по­ступающие сенсорные сигналы анализируются и сопоставляются с уже имею­щимися в памяти, то есть происходит афферентный синтез. Он позволяет выб­рать область поиска решения проблемы и принять решение.

Принятие решения будет завершающей стадией мышления, если инфор­мация, полученная от эфферентов по механизму обратной связи, будет со­ответствовать предполагаемой, паттерны которой представлены в акцепто­ре результатов действия. Это структура, в которой до того, как произойдет действие, формируется образ предполагаемого результата. Таким образом, мозг осуществляет эфферентный синтез, собирая информацию от органов, принимающих участие в выполнении задания. При совпадении паттернов биоэлектрической активности, заложенных в акцепторе результатов дей­ствия, с результатами эфферентного синтеза, задача может считаться решен­ной. При несовпадении этих параметров вновь активируется афферентный Ьинтез и уточняется картина импульсов, которая должна быть получена в ре­зультате решения, и хранится в акцепторе результатов действия. Этот цикл "может повториться многократно до того момента, когда паттерны акцептора результатов действия совпадут с результатом эфферентного синтеза. Приня­тие решения, с позиции этой теории, является этапом формирования целе­направленного поведения и соотносится с периодом времени, когда закан­чивается планирование и начинается выполнение определенного задания.

Принятие решения происходит в результате активности структур мозга, находящихся на разных уровнях иерархии. Самый низкий представлен ней­роном, а самый высокий — объединением многих нейрональных цепей. В процессе принятия решения выбирается наиболее вероятная гипотеза, ко­торую в дальнейшем человек либо подтверждает, либо опровергает.



2015-11-10 688 Обсуждений (0)
Мышление и его классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мышление и его классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)