Особенности спроса на факторы производства
На рынках конечных товаров потребители являются покупате- лями, а фирмы-производители – продавцами. Но прежде чем фирмы становятся продавцами на товарных рынках, они сами сначала выступают покупателями факторов произ- водства или производственных ресурсов, которые продаются на осо- бых рынках. Продавцами же на этих рынках выступают отдельные индивиды, домашние хозяйства и фирмы, производящие средства про- изводства. Поэтому теперь необходимо проанализировать, как опреде- ляются объемы спроса и предложения используемых в производстве факторов производства. Изучение этих вопросов необходимо для уг- лубления знаний о законах функционирования товарных рынков, так как предложение товаров зависит от цен на производственные ресурсы (факторы производства), а поэтому важно знать, как формируются це- ны на ресурсы и какие факторы на них влияют. Изучение рынков фак- торов производства необходимо также для того, чтобы понять, как распределяются доходы в рыночной экономике. В соответствии с рас- пространенным в экономической теории мнением в рыночной эконо- мике доходы распределяются между собственниками факторов произ- водства в соответствии с предельной производительностью последних (факторные доходы). Рассмотрим сначала, как определяется спрос на факторы произ- водства. Особенностью спроса на факторы производства является то, что он имеет производный характер, то есть зависит от спроса на производимые с его помощью продукты и от объема их выпуска, не- обходимого для его удовлетворения. При выборе оптимального объема выпуска фирмы, как извест- но, сопоставляют предельные издержки и предельный доход. Следова- тельно, решая вопрос о том, сколько единиц какого-либо ресурса заку- пить для создания такого объема продукции, который обеспечил бы максимальную прибыль, либо минимизировал убытки, фирма должна рассчитать, каковы будут издержки, связанные с использованием до- полнительной единицы ресурса в сравнении с дополнительным дохо- дом, получаемым в результате этого использования. Прирост общего дохода, обеспеченный использованием допол- нительной единицы ресурса, называется предельной доходностью
ресурса (MRP). Ее величина рассчитывается умножением предельного дохода фирмы на величину предельного продукта ресурса (MRP=MR⋅MP). Предельный доход фирмы – это величина прироста общего до- хода от прироста объема продаж на одну единицу MR=∆TR/∆Q. Вели- чина предельного дохода, как известно, может быть равна цене про- дукта и не зависеть от объема продаж (если продукт продается на конкурентном рынке) либо уменьшаться при увеличении объема про- даж (если товарный рынок монополизирован). Величина предельного продукта переменных ресурсов в силу действия закона убывающей их производительности с определенного момента падает. В связи с этим величина предельной доходности пе- ременных ресурсов при увеличении их количества уменьшается. По- этому кривая предельной доходности ресурса имеет отрицательный наклон. Дополнительные (предельные) издержки при использовании дополнительных единиц ресурса напрямую зависят от их цены (цена труда – W, цена капитала – rK, цена земли – rT). Чистый эффект от использования дополнительной единицы ка- кого-либо ресурса равен разнице между его предельной доходностью и дополнительными (предельными) издержками на него. Пока предельная доходность от ресурса выше предельных из- держек по его использованию, фирмы могут увеличивать количество этого ресурса и объем выпуска до тех пор, пока эти величины не срав- няются. Оптимальным объемом использования переменного ресурса (объемом спроса на него) является такой, при котором его предельная доходность будет равна предельным издержкам на него. Графиче- ски это символизируется точкой пересечения кривой предельных из- держек на ресурс и кривой его предельной доходности. При изменении цены ресурса изменяются предельные издержки на ресурс и объем спроса на него: при повышении цены спрос снижается, при ее пониже- нии – он увеличивается. Точки, символизирующие оптимальный объ- ем спроса на переменный ресурс, расположены на кривой предельной доходности ресурса. Поэтому кривая предельной доходности ресурса является одновременно кривой спроса на ресурс.
W(руб.)
E We
0 Le
MCL,SL
MRPL,DL
L(ед.) Если ресурс продает- ся на конкурентном рынке, то предельные издержки на ресурс равны его цене, и кривая предельных издер- жек на ресурс совпадает с линией его рыночной цены, которая является одновре- менно кривой предложения ресурса отдельной фирме. Оптимальным будет такое количество ресурса, при котором его предельная доходность равна его цене: Рис. 52.Оптимальный объем спроса на один ресурс MRPL=W; MRPK=rK; MRPT=rT (рис. 52). В производстве лю- бого продукта использует- ся не менее двух ресурсов. Поэтому фирмам приходится определять их
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |