Дополнительные способы противостояния влиянию
Для противостояния нападению, манипуляции и спорным видам влияния могут использоваться и другие виды противостояния. Они названы дополнительными потому, что не являются самодостаточными, это скорее фон противостояния, чем способ, генерализованная подготовка, а не конкретная последовательность действий. Эти техники перечислены в таблице 8. Таблица 8 Дополнительные виды противостояния влиянию
Внутренняя мобилизация Внутренняя мобилизация подразумевает активизацию собственных ресурсов в ситуациях, когда происходит навязывание чужой воли. Такими ресурсами являются жизненный тонус, положительные эмоции, позитивное самовосприятие и уверенность в себе. Внутренняя мобилизация способствует эффективному противостоянию нападению, внушению, заражению, попыткам вызвать благосклонность. Внутренняя мобилизация может обеспечиваться целенаправленным использованием психологических и физиологических стимулов: горячего душа или сауны, определённого режима питания и сна, чтения любимых книг, просмотра определённых кинофильмов, встреч с определёнными людьми и т.п. Внутренняя мобилизация также может обеспечиваться эмоциональной регуляцией. Противостояние нежелательному влиянию с помощью эмоциональной регуляции состоит: 1) в способности сохранять спокойствие в эмоциогенных ситуациях; 2) в преобразовании негативных эмоций в позитивные (страха и гнева в юмор, тревоги в удивление); 3) в преобразовании астенических эмоций в стенические (страх и депрессия могут быть преобразованы в гнев). Некоторые психологи рекомендуют следовать правилу: если не знаешь, как реагировать на ситуацию, когда на тебя оказывают нежелательное влияние, реагируй эмоцией гнева. Постарайся рассердиться на этого человека или на самого себя. Творчество Творчество предполагает совершение непредсказуемых, оригинальных поступков и действий. Творчество особенно эффективно для противостояния попыткам вызывать стремление к подражанию. Для этого необходимо развивать у себя потребность в самовыражении. Подражанием, вольным или невольным, проникнута вся наша жизнь. С детства в нас глубоко укореняется привычка следовать чужим образцам. Этому способствует существующая система образования и воспитания. Негативным последствием такого поведения становится бездумное следование навязываемым образцам, некритичное их усвоение, неспособность проявлять самостоятельность, лень, отсутствие оригинальности, самобытности в жизни. Если внутренняя потребность в творчестве сама не актуализируется в нас, когда кто-то другой призывает нас к подражанию, остаётся выход – придумать что-то другое, иное, не такое, как нам предлагают или даже навязывают. Пусть это будет творчество от противного, или «подражание наоборот», но только это может спасти нас от погружения в трясину подражания (иногда упоительную, так как человеку свойственно упиваться переживанием единения с другими, переживанием своей похожести на других, своим не-одиночеством). Уклонение В современной практике психотерапии одним из существующих приёмов сохранения психологического благополучия является контролирование стрессовых факторов. Клиент совместно с терапевтом определяет условия, в которых у него возникает стресс. Затем ему предлагаются методы снижения и контролирования возникновения в его жизни стрессов: управление своим временем; решение проблем до того, как они становятся проблемами; избегание посещения определённых мест, встреч с определёнными людьми и вообще попадания в ситуации, которые вызывают у него нежелательные чувства и реакции [Д. Гринберг, 2002]. Такие приёмы относятся к стратегическому уклонению. В случае, если стрессовая ситуация неизбежна или уже происходит, возможно применение тактического уклонения – тайм-аутов и сокращения времени взаимодействия с нежелательным человеком. Техники уклонения: 1. Тайм-аут: · отвлечение внимания на бытовую подробность (Ой, у меня стул сломался; что-то попало мне в глаз; мне пора принять лекарство и т.п.); · физический выход из пространства взаимодействия под благовидным предлогом (Простите, мне нужно срочно взять эти бумаги у офис-менеджера; мне необходимо сверить эти данные, позвольте мне взять паузу на три минуты; простите, я должен оставить Вас на одну минуту и т.п.); · философский выход из ситуации – риторические вопросы или обобщённые высказывания вроде «Что есть истина?» или «Все мы субъективны…»; · попытки отшутиться или шуткой переключить внимание начто-то другое («О, уже ругают! Скоро бить будут!» ‑ см. «Дни Турбиных» М. Булгакова). 2. Сокращение интервалов взаимодействия: · перенесение разговора на другое время (Прости, сейчас не могу разговаривать, предлагаю завтра в два; давай вернёмся к этому через полчаса, хорошо? и т.п.); · установление «графика» взаимодействия (Я могу посвящать этому проекту только 1 час в день/три часа в неделю/15 минут каждый вечер и т.п.). 3. Предотвращение личного взаимодействия: · исключение возможности встреч с нападающим или манипулятором, если это допускается условиями работы; · преобразование личной встречи в переписку (Прошу тебя прислать мне адрес с точными данными, я займусь этим после обеда и сам отвечу заказчикам и т.п.). Уклонение в деловом общении – это временная отсрочка реального действия, поэтому оно рано или поздно должно быть заменено более действенными средствами, предполагающими всё-таки взаимодействие, а не избегание его. Отказ Отказ – это одно из прав уверенного человека по списку К. Келли. Человек, по мнению К. Келли, имеет право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным. [Kelley C., 1979. P. 58-59; цит., по Е.В. Сидоренко, 2002]. Техники отказа 1. Отказ-опасение: -Боюсь, что это невозможно. -Есть большая опасность, что я не смогу принять это предложение. - Меня пугает необходимость отказать Вам. 2.Отказ-сожаление: - Мне очень жаль, но я не смогу этого сделать. - Сожалею, но не смогу согласиться с этим. - Мне очень не хочется Вас огорчать, но мой ответ будет отрицательным. 3.Отказ-вынужденность: - Я вынуждена отказаться от этого предложения. - Увы! Другие мои обязательства требуют, чтобы я отказался. - Придётся мне всё-таки ответить отказом… Отказ не может быть систематически используемой техникой, так как это может нарушить деловое взаимодействие. Отказ опасен ещё и тем, что, помимо воли отказывающего, оставляет осадок в виде чувства вины, а это слабая струна, на которой может сыграть манипулятор.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |