Задание 1. Различение спорных видов влияния
Инструкция. Преподаватель сообщает, что сейчас студентам предстоит развивать свою способность к внушению, заражению и порождению стремления к подражанию. Повторение информации о спорных видах влияния и факторах, способствующих их эффективности. Из студентов формируются три группы: внушающих, заражающих и вызывающих стремление подражать. Каждая группа пишет на листе бумаге, что она будет внушать, чем заражать и к чему призывать подражать. Желательно, чтобы цели были положительные, например: · внушить уверенность в себе; · заразить энтузиазмом, любопытством, радостью; · вызвать стремление подражать энергичному действию, танцу, исследованию и т.п. Каждая группа готовит сценарий воздействия и реализует его. На эту работу даётся 20 минут. Когда одна команда работает, то все остальные поддаются воздействию. На это время все превращаются в «наивных субъектов» и отдаются на волю чужого влияния. При подведении итогов упражнения важно проанализировать, какие техники использовались каждой командой и насколько они были эффективны. П р и м е ч а н и е. В ходе подготовительной работы: Команде внушения нужно напомнить, что они должны использовать положительные формулы речи: «Вы добьётесь высокой эффективности в своей работе» и т.п. Нужно подчеркнуть также необходимость исключить использование отрицательных формул: «Вы теперь не будете бояться», «Вы не допустите новых ошибок» и т.п. Важно, чтобы команда внушения тщательно подготовилась к тому, чтобы говорить уверенно и безо всякой суетливости, скорее медленно и веско, чем быстро и легко. Команде заражения нужно дать понять, что они должны быть сами заражены или «заряжены» тем эмоциональным состоянием, которым они хотят заразить других. Если они хотят заразить радостью, то сами должны излучать радость и заражать скорее глазами и движениями, нежели прикосновениями, которые многими людьми воспринимаются как проявление давления. Команде подражания важно указать на то, что они должны быть достойны подражания, и для этого показать высокие образцы какого-либо поведения. Команда должна проявить новаторство, которому хотелось бы следовать, продемонстрировать что-то модное и призвать к подражанию. Задание 2. Различение аргументационных и манипулятивных техник влияния Инструкция. Группа делится на две подгруппы. Это будут партия Сократа и партия Евтидема. Нужно будет в лицах прочитать отрывок из сочинения Ксенофонта «Сократические диалоги». Этот текст содержит в себе диалог Сократа с Евтидемом (Приложение 1). Каждая команда будет готовить свою сценку по этой «пьесе». В каждой команде будет свой Сократ и Евтидем. Будет и третья роль – роль автора, Ксенофонта. Он будет комментировать каждую реплику персонажей, сообщая всем, какая из техник аргументации или манипуляции используется. Партия Сократа постарается доказать, что он действовал конструктивными методами. Партия Евтидема постарается доказать, что Сократ использовал манипулятивные приёмы. На подготовку сценок даётся 10 минут. Организация дискуссии. При итоговом обсуждении необходимо обратить внимание студентов, что часто взаимодействие кажется конструктивным, хотя на самом деле это изощрённая манипуляция (анализ отрывка с позиции используемых техник влияния приведён в Приложении 2). В завершение задания преподаватель зачитывает окончание отрывка (Приложение 1).
Практическое занятие 3 «Овладение приёмами конструктивного влияния» Деловая игра «Самопродвижение творческого проекта» Инструкция. Группа делится на три подгруппы. Каждой подгруппе необходимо подготовить самопрезентацию. Тема может быть такой: «Самопрезентация проекта тренинга «Управление временем» для инвестиционной комиссии Банка развития». Цель: заинтересовать членов комиссии и вызвать желание финансировать проект. При подготовке и проведении самопрезентации эффективно использовать все методы самопродвижения. Самый эффективный метод – реальное проявление компетентности. Можно предъявить также сертификаты и другие свидетельства вашей успешности, показать графики диаграммы, расчёты. Необходимо также открыто сформулировать ваши цели, запросы и условия. Работа будет оцениваться по эффективности использования всех методов. Таблица с оценками рисуется на доске.
На подготовку самопрезентации даётся 20 минут. Сама презентация должна занять не более 5 минут. В конце занятия обсуждается эффективность самопродвижения каждой группы.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Почему императивное, силовое влияние называется исследователями примитивным? 2. Какие осознаваемые и неосознанные цели преследует инициатор психологического нападения? 3. Какие существуют средства психологического нападения? Дайте им краткую характеристику. 4. Что представляет собой принуждение и в каких формах оно может осуществляться? 5. В каких случаях принуждение может быть оправдано? 6. Какие последствия для адресата влияния имеют психологическое нападение и принуждение? 7. В чём основное отличие манипуляции от силового влияния? 8. Назовите известные вам тактики и приёмы манипулирования. Приведите примеры. 9. Какие социально-психологические условия жизни и проблемы современных людей привели к широкому распространению манипуляций в межличностном общении? 10. Каковы основные признаки конструктивного влияния? 11. Почему конструктивное влияние выполняет развивающую функцию и для адресата и для инициатора влияния? 12. Какими качествами и способностями обладает человек, оказывающий на других конструктивное влияние? Литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. 2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. ‑ М., 1996. 3. Ксенофонт Сократические сочинения. – СПб.: Изд-во АО «Комплект», 1993. 4. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб.:Макет, 1995. 5. Московичи С. Психология харизматического вождя // Психология и психоанализ власти. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Издатальский Дом «БАХРАХ», 1999. ‑ С. 408 – 448. 6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. 7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. ‑ СПб., 1999. 8. Пезешкиан Н. «Торговец и попугай». – М., 1993. 9. Шострем Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. – Минск: Полифакт, 1992.
ТЕМА 6
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (889)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |