Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критический анализ экономических оценок




М. Драммонд и др. предложили следующие десять ключевых вопросов, ответы на которые дают возможность оценить выводы экономического анализа:

1. Задан ли точный вопрос в форме, позволяющей получить ответ?

Правильно поставленный вопрос должен четко определить сопоставляемые альтернативы и указать, с какой точки зрения выполняется оценка. Иногда точка зрения подразумевается (если оценка выполняется для конкретной организации — например, медицинского учреждения, органов здравоохранения или страховой компании), однако гораздо лучше, если она описана в явной форме. Точно так же, очень часто неявно сопоставляются конкретная программа и альтернатива "ничего не делать", но включение альтернативы "ничего не делать" лучше оговорить явно.

2. Дано ли достаточно полное описание конкурирующих альтернатив?

Проводя аналитическую работу, менеджер должен ясно представлять себе, кто, что и в какой последовательности должен делать по каждой из анализируемых альтернатив. Описание должно быть достаточно полным, чтобы менеджер смог:

· судить о применимости или неприменимости предлагаемых программ в своих конкретных условиях;

· оценить для себя, не упущены ли в анализе те или иные затраты и результаты;

· при необходимости повторить описанные программные действия.

Между тем, довольно часто случается, что при описании альтернатив аналитики упускают какие-то детали, кажущиеся им очевидными (например, необходимость профилактического введения антикоагулянтов при некоторых хирургических вмешательствах). В результате попытка повторить программные действия приводит к существенно худшим, чем ожидалось, результатам.

3. Представлены ли доказательства медицинской результативности альтерна­тивных программ?

Любой экономический анализ медицинских программ, процедур, услуг должен начинаться с доказательства их медицинской результативности. Нет никакого смысла эффективно обеспечивать недейственные услуги, то есть услуги, которые явно не приносят ничего, кроме вреда (сами по себе или потому, что отнимают ресурсы от программ, которые могли бы дать хорошие медицинские результаты). Фактически такие услуги нет смысла обеспечивать ни при каких условиях — эффективных или нет. Если что-то не стоит делать вообще, то незачем делать это хорошо! Случается, что оценка эффективности производится одновременно с проверкой клинической действенности или результативности в реальных условиях. Это происходит, например, во многих клинических испытаниях тера­пев­тических методов на случайной выборке, включающих сопоставление стоимости экспериментальной программы с контрольной, которая либо уже действует, либо применяется лишь для успокоения больного. Заметим еще раз, что оценка собственно эффективности еще не означа­ет действенности, которую требуется доказать отдельно, поскольку существуют эффективные методы не только повышения, но и понижения качества жизни.



4. Определены ли все важные затраты и результаты по каждой из альтернативных программ?

Оценивая ответ на этот вопрос, необходимо выяснить, охватывает ли исследование все важные точки зрения. Возможно, есть ряд неучтенных (или не описанных в исследовании) затрат и результатов. Так, в оценках, направленных на сопоставление затрат и результатов оказания конкретных услуг с точки зрения лечебного учреждения часто пренебрегают капитальными затратами лишь потому, что оборудование "уже куплено", а на новое будет подана заявка, и его покупка никак не скажется на финансовом положении учреждения. Взгляд с точки зрения органов управления здравоохранением и учет этих затрат может существенно изменить результат экономической оценки.

5. Измерены ли затраты и результаты с достаточной точностью в адекватных физических единицах ?

И затраты, и результаты необходимо оценить количественно при помощи натуральных физических показателей — таких, как число часов работы медсестры и врача, число выполненных анализов, число койко-дней, проведенным больным в стационаре, или количество предотвращенных смертей, количество диагностированных на ранней стадии заболеваний и так далее. Проводя аналитическую работу, важно понять, не был ли какой-либо из указанных пунктов опущен при измерениях, и если был, означает ли это, что он не важен для конкретной оценки? Важно также понимать, были ли в работе обстоятельства, затруднявшие измерения (например, совместное использование ресурсов), и достаточно ли обоснованно эти трудности были разрешены.

6. Достоверно ли оценены затраты и результаты?

Экономическая оценка должна давать ясное представление об источниках затрат и результатов. Затраты, как правило, оцениваются в денежном эквиваленте по текущим ценам. Эти данные могут быть непосредственно взяты из бюджета рассматриваемой программы. Все затраты по программе, настоящие и будущие, должны быть указаны текущих ценах. Иногда может возникнуть необходимость коррекции если программа использует какие-то ресурсы "бесплатно" (работа сотрудников на субботниках, покупка оборудования из городского бюджета).

Показатели результатов должны быть обоснованными и соответствовать выбранному типу анализа.

8. Выполнен ли инкрементный анализ затрат и результатов?

Иногда очень важно определить, какие дополнительные затраты придется осуществить, чтобы получить каждую единицу дополнительного результата. В некоторых случаях цена дополнительной единицы результата может оказаться непомерно дорогой, и это, несомненно, скажется на принятии решения.

9. Выполнен ли анализ чувствительности результатов?

Во всех случаях, когда существует неопределенность в оценке затрат и результатов, необходим анализ чувствительности: ведь в некоторых случаях даже небольшое изменение ключевых показателей может привести к изменению вывода оценки. В последнее время многие западные исследователи считают анализ чувствительности непременным условием качественно выполненной экономической оценки.

Результаты экономических оценок часто представляются в виде некоторых простых показателей — таких как затраты-результативность, затраты-полезность, затраты-выгода или просто в виде суммы ресурсов, которые удается сберечь при выполнении одной, а не другой программы. Однако хорошее исследование должно позволить менеджеру интерпретировать результаты применительно к собственной конкретной ситуации. Этому способствует явное указание точки зрения, с которой выполняется оценка, и анализ того, как меняются затраты и выгоды при изменении ситуации. Так, затраты на эндоскопические операции в стационаре зависят от того, есть ли уже необходимое оборудование и придется ли перепрофилировать палаты. Разумеется, при выполнении оценки невозможно учесть каждую особенность каждого стационара, но читателю следует помнить, что экономический анализ априори предполагает, что высвободившиеся ресурсы будут направлены на другие полезные мероприятия. Однако это не всегда возможно. Так, при внедрении новых технологий лечения может сократиться срок пребывания пациента в стационаре, однако экономический эффект, равный стоимости сокращенных койко-дней будет получен лишь в случае, если на все освободившиеся места немедленно поступят новые пациенты, либо если удастся освободиться от постоянных затрат на содержание ставших ненужными койко-мест (например, сдав помещения в аренду). Если же постоянные затраты остаются неизменными, экономия окажется существенно меньшей.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)