Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Методические указания по самостоятельной работе магистранта





Самостоятельная работа студентов (СРС) – это особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя. СРС – часть учебной планируемой работы, которая выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

СРС является неотъемлемой составной частью процесса подготовки специалистов. Задача преподавателя – прививать студентам умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.

Задачи самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа направлена на усвоение системы научных и профессиональных полученных студентами на аудиторных занятиях; формирования умений и навыков, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности; позволяет осуществлять текущий контроль за освоением курса и промежуточный контроль.

Перечень СРС. В зависимости от места и времени проведения, характера работы и способов контроля за результатами обучения рекомендуемые виды СРС по дисциплине подразделяются по целям:

– подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим занятиям и семинарам);

– самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов);

– подготовка к контролю знаний;

– подготовка реферата (эссе);

– выполнение заданий по НИРС.

Подготовка к аудиторным занятиям. Общие положения.Включает в себя самостоятельную подготовку к лекциям, практическим занятиям и семинарам. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять методы и средства работы, планировать учение. Ее главное назначение заключается в закреплении знаний, умений и навыков, полученных на аудиторных занятиях, отработке навыков, усвоении нового материала.

Дидактические условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы: четкая формулировка задач и рекомендаций к выполнению; мотивированность учебного задания (для чего? чему способствует?); целесообразное дозирование объема домашних заданий; определение преподавателем форм отчетности, сроков ее предоставление; определение видов консультационной помощи; критерии оценки, виды и формы контроля.



Содержание СРС по подготовке к аудиторным занятиям составляют: чтение и конспектирование рекомендованных преподавателем источников с последующим обсуждением конкретных вопросов на практических занятиях и семинарах; составление кратких обзоров наиболее характерных судебных дел с последующим обсуждением на семинаре; посещение по заданию преподавателя судебных заседаний, юридических отделов различных организаций, адвокатских кабинетов для ознакомления студентов с их работой и последующим анализом на практических и семинарских занятиях; подготовка отзывов на законопроекты в качестве домашних заданий с последующим обсуждением на аудиторных занятиях; составление проектов правовых документов с учетом изучаемой тематики с последующим их анализом на практическом занятии.

Методические указания по подготовке к лекционным занятиям. Чтение конспекта лекций необходимо студенту для того, чтобы вспомнить, о чем говорилось на лекции, дополнить конспект примерами судебной практики, прочитать по учебнику то, что в лекции не могло быть раскрыто подробно, но преподаватель указал особенности, на которые студенту надо обратить внимание при чтении литературы. Конспект лекций, таким образом, является своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе.

Работа с учебником необходима студенту, так как учебник содержит в сжатом виде весь основной учебный материал по дисциплине. Это понятия и категории науки с соответствующими определениями. В то же время учебник не претендует на исчерпывающее раскрытие всего научного содержания учебной дисциплины.

Именно чтение рекомендованной специальной литературы позволяет изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориентироваться. К приемам работы с учебной и специальной литературой можно отнести следующие:

– составление тезисов: письменное краткое изложение основных положений текста;

– конспектирование: сжатое письменное изложение содержания текста с выделением его наиболее важных положений;

– цитирование: дословная выдержка из текста;

– рецензирование: написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.

После изучения теоретического материала студент приступает к изучению правового регулирования, то есть нормативных правовых актов. Изучение нормативных правовых актов представляет собой интеллектуально-мыслительную деятельность, направленную на познание юридической нормы, а точнее – на ее уяснение. При изучении нормативных актов важно обращать внимание на детали текста, слова, знаки препинания, анализировать связи изучаемого нормативного положения с другими элементами системы права.

Особенно при самостоятельной работе над тем или иным нормативным правовым актом следует обращать внимание на норму законодательства, поскольку в условиях судебной реформы оно достаточно динамична, и внесение изменений и дополнений является часто встречающимся событием.

При изучении нормативных правовых актов студенту необходимо развивать у себя способность проецировать норму права на конкретную ситуацию. Именно это поможет ему научиться решать задачи и составлять юридические документы, что является необходимым условием для получения навыков применения норм права. Без овладения этими навыками невозможна дальнейшая профессиональная работа юриста.

Чем лучше студент овладеет этими навыками, тем быстрее он адаптируется к практической деятельности после завершения образования.

Методические указания по подготовке к практическим (семинарским) занятиям. Подготовка к практическим занятиям проводится в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель, ведущий занятия в академической группе, рекомендует также дополнительный нормативный материал и специальную литературу с учетом изменений в законодательстве и последних доступных публикаций по изучаемой теме по теме, запланированного аудиторного занятия. Студенты могут также самостоятельно подбирать юридическую литературу, получать помощь преподавателей при подготовке к практическим и к семинарским занятиям в часы консультаций, установленные на кафедре.

Одной из распространенных форм подготовки к практическим и семинарским занятиям является самостоятельное выполнение практических домашних заданий.

Такие задания могут быть воспроизводящие, аналитические, творческие.

Задания воспроизводящего характера требуют от студента репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых знаний, образцов, решение типовых задач. Их целью является формирование и закрепление теоретических знаний студентов, в результате чего решаются следующие задачи: обучение анализу законодательных и нормативных актов, учебной и юридической литературы, материалов судебной практики.

К заданиям воспроизводящего характера можно отнести:

– подготовку студентов к устным опросам, тестированию, коллоквиумам (устные задания);

– заполнение образцов процессуальных документов конкретными сведениями, взятыми из предложенных в практикуме задач;

– решение типовых задач (письменные задания);

– составление схем и таблиц (письменные и графические задания).

Подготовка студентов к устным опросам, тестированию, коллоквиумам включает в себя: изучение теоретического материала по теме, ознакомление с материалами судебной практики, ответы на вопросы, данные к коллоквиуму, пробное тестирование по тестам, представленным в данном учебно-методическом пособии.

Методические указания по решению задач.Умение использовать теоретические положения при решении практических задач является основным средством контроля знаний студентов по дисциплине.

Решение задачи следует начинать с уяснения обстоятельств, изложенных в задаче (так называемой, фабулы дела). Затем студент должен четко представить себе, о чем в задаче стоит вопрос. После этого необходимо найти норму права, которая регулирует обстоятельства, изложенные в задаче, то есть норму, подлежащую применению, решить задачу. Чтобы облегчить себе поиск нормы, следует обратить внимание на тему, в рамках которой предлагается та или иная задача. При решении задачи следует помнить, что обстоятельства, изложенные в ней, подчас недостаточны для ее разрешения, и задача может иметь вариативное решение.

Решение должно быть полным и аргументированным. Кроме того, студент должен уметь изложить свою точку зрения по спорной правовой ситуации на бумажном или электронном носителе.

Правильное решение задачи заключается в точной юридической квалификации ситуации, описанной в фабуле, со ссылкой на нормы права.

При изложении ответа студентам необходимо использовать основные теоретические понятия, которые затрагиваются в правовой ситуации, описанной в задаче.

При выявлении нарушений норм права следует охарактеризовать также правовые средства, с помощью которых обеспечивается надлежащее исполнение субъектами права своих обязанностей. В заключении на основе теоретических положений и анализа содержания нормативных актов должны быть сделаны четкие выводы.

Решение задач по праву довольно часто сопряжено с составлением юридических актов (документов). Для овладения навыками составления юридических документов студенту необходимо уяснить, что их содержание, как правило, регулируется законом, а форма выработана практикой.

Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ.Оценка выполненной работы осуществляется по четырехбалльной шкале:

– оценка «отлично» выставляется при условии, если студент представил письменное решение по всем предлагаемым задачам с соблюдением всех требований;

– оценка «хорошо» выставляется при условии, если студент правильно квалифицировал правовую ситуацию с точки зрения применения норм права, но не указал конкретную статью нормативного правового акта, которая регулирует спорное отношение;

– оценка «удовлетворительно» выставляется при условии, если студент правильно квалифицировав правовую ситуацию, не сделал правильные выводы о наличии или отсутствии нарушения нормы права и не сделал ссылку на нормы соответствующего нормативного правового акта, либо работа была выполнена в объеме 50% предложенного задания;

– оценка «неудовлетворительно» выставляется при условии, если студент неправильно квалифицировал правовую ситуацию, не нашел соответствующей правовой нормы, которая регулируют спорное правоотношение, не смог сделать правильные выводы о наличии или отсутствии нарушения правовой нормы.

Методические указания по подготовке к деловой игре.К активным методам обучения студентов на практических занятиях относятся деловые игры. Их подготовка требует подбора преподавателем наиболее сложных для разрешения конфликтных ситуаций в сфере реализации прав и обязанностей субъектов права.

Цель проведения деловой игры – повышение уровня профессиональной подготовки студентов, при этом решаются следующие задачи: усиление мотивации овладения знаниями, получение наглядного представления о работе правоприменительных органов и их должностных лиц, приобретение навыков работы по направлению подготовки.

Деловая игра состоит из следующих этапов:

1) подготовка,

2) проведение,

3) подведение итогов.

Подготовка является очень важным этапом игры, определяющим ее успешное развитие и завершение. Одним из решающих моментов подготовки является выбор фабулы дела, он осуществляется студентами при участии преподавателя. Фабула дела должна соответствовать следующим требованиям:

1) она должна быть интересной с правовой точки зрения, то есть в ней должны пересекаться различные виды правоотношений;

2) в ней должен быть заложен интересный правовой конфликт, дающий простор для применения творчества студентов в его разрешении;

3) в игре должны быть задействованы все студенты группы при учете того, что список «ролей» задействованных в деле лиц достаточно пространен (судья, секретарь, истец, соистец, ответчик, соответчик, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и незаявляющие, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, обращающиеся за защитой прав других лиц, или привлекаемые судом для дачи правового заключения, заявители, заинтересованные лица по делам особого производства и производства, возникающего из публично-правовых отношений, свидетели, специалисты, эксперты, представители).

Если по каким-то причинам избранная студентами фабула не подходит для игры, то в нее при помощи преподавателя могут быть внесены изменения и дополнения. Фабула должна быть изучена каждым студентом группы. Это им позволит активно участвовать в процессе, применять различные способы правовой защиты, определять порядок собственных действий.

После подбора и изучения фабулы дела приступают к распределению ролей между студентами. Особую роль отводят подбору председательствующего в судебном заседании. Им может быть назначен не обязательно самый хорошо успевающий по предмету студент, но непременно такой студент, который по своим волевым качествам сможет беспристрастно руководить процессом, создавать условия для всестороннего и полного исследования доказательств и материалов дела, устранять из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу, поддерживать порядок в судебном заседании.

В случае, если студентов в группе больше, чем участников процесса по избранному делу, то каждому из лиц, участвующих в деле, можно назначить представителя, кроме того, на одну «роль» можно назначить двух студентов. Как показывает практика, такое действие нисколько не мешает ходу игры, более того, оно способствует более качественной подготовке каждого из студентов.

Как правило, подготовка также включает в себя предъявление иска, возбуждение дела и подготовку дела к судебному разбирательству. Истец и его представитель должны составить исковое заявление и приложение к нему, предъявить его в суд, суд – направить ответчику, ответчик должен представить возражения.

Кроме того, в процессе подготовки все студенты составляют таблицы – схемы судебного разбирательства, в котором должны быть указаны номер статьи нормативного правового акта, ее название и действия, которые должны совершить суд, лица, участвующие в деле, лица, способствующие правосудию, на основании данных норм. Такие таблицы-схемы помогут студентам не только в ориентировании в порядке судебного разбирательства при проведении деловой игры, но и в их работе начинающих юристов.

Проведение судебного разбирательства – основной этап деловой игры, посвященный рассмотрению и разрешению дела. Деловая игра должна проводиться в обстановке, приближенной к разбирательству дел в судах и в строгом соответствии с процессуальным законодательством. Заканчивается игра вынесением судебного решения, причем, как и в суде, может быть объявлена резолютивная часть решения, а составление мотивированного решения может быть отложено.

Подводить итоги работы студентов в деловой игре необходимо сразу после судебного разбирательства. Студентами обсуждается работа каждого действующего лица, отмечаются положительные моменты и недостатки с точки зрения соблюдения/несоблюдения норм права и норм судебной этики. В заключение оценку работы студентов дает преподаватель.

Методические указания по работе с учебной и дополнительной литературой. Невозможно полное и углубленное изучение дисциплины без знаний положений Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Она закрепляет существующую правовую систему РФ, определяет принципы ее построения и функционирования.

Студентам необходимо изучить основные международные правовые акты. Неоценимую помощь в изучении курса окажут комментарии к ним.

Наиболее доступным пособием для изучения курса является издания, указанные в списке основной литературы.

Желательно в качестве дополнительной литературы использование учебников и учебных пособий, изданных после 2008 года.

Самостоятельное изучение отдельных тем (разделов).Профессиональная подготовка в системе учебного заведения высшего профессионального образования достаточно часто предполагает дефицит аудиторного времени, отведенного на лекционные занятия. Поэтому в определенных ситуациях преподаватель не может на лекции подробно раскрыть содержание каких-либо правовых вопросов или отельных тем учебной программы, в то время как предполагается контроль знаний в данной области на практическом занятии, зачете или экзамене.

Одним из средств решения такой проблемы является самостоятельное овладение студентами отдельными темами учебной программы или вопросов тем согласно заданию, разработанному преподавателем.

Изучение отдельных тем или разделов должно осуществляться по рекомендуемым учебникам или учебным пособиям из списка основной литературы. Результаты этого вида СРС проверяются на семинарских занятиях или во внеаудиторное время (консультациях) по выполненным студентам индивидуальным заданиям: конспектирование рекомендованной для самостоятельного изучения учебной литературы, выполнение реферата, разработка конспект-схемы или подготовка компьютерной презентации по изученной самостоятельно теме (разделу) и др.

11. Методические указания по проведению текущего
и промежуточного контроля

Цель контроля – помочь студенту правильно с минимальными затратами времени освоить теоретический материал, приобрести навыки решения определенного класса задач.

Контроль позволяет своевременно обнаружить неизбежные в любой деятельности изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять меры для их устранения. Результаты контроля служат основой оценки работы (СРС); контроль позволяет создать необходимые предпосылки для стимулирования.

Контроль должен быть всеохватывающим, гибким, ориентированным на человеческий фактор. Следует избегать чрезмерного контроля, но и несистематический и несистематизированный контроль также нежелателен.

Система контроля включает в себя текущий и промежуточный контроль. Текущий контроль должен быть непрерывным. Формы текущего контроля устанавливаются по усмотрению преподавателя. Промежуточный контроль – это итог работы студента за семестр с учетом всех видов учебной работы.

Текущий контроль. Основными методами текущего контроля являются индивидуальные (а в отдельных случаях и групповые) собеседования (коллоквиумы); контрольная письменная работа; тестирование; письменное решение юридических задач, которые могут проводиться во время практических занятий. С помощью устных и письменных опросов, тестов, обсуждений проблемных вопросов применения норм права, решения казусов, проводимых на практических занятиях, проверяется глубина и качество усвоения учебного материала, а также проводится анализ ошибок, допущенных при решении ситуативных задач.

Текущий контроль рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

а) на семинарских занятиях примерно один раз в 2 недели раздать предварительно размноженные тесты, на которых студент должен отметить правильные ответы;

б) на практических занятиях примерно один раз в 3-4 недели вручить каждому студенту предварительно подготовленные контрольные задания с 2-3 вопросами, охватывающими 2-3 темы, с требованием изложить по возможности исчерпывающий ответ;

в) примерно один раз в 6 недель провести контрольную работу по всему пройденному за этот период времени материалу. Для этого необходимо подготовить и вручить каждому студенту контрольные задания с 3-4 вопросами, на которые он должен изложить исчерпывающий ответ; контрольная работа в письменной форме является важной формой самостоятельной работы студентов и преследует цель научить студентов ориентироваться в законодательстве, грамотно оценивать возникшую ситуацию, давать рекомендации по ее разрешению с учетом правового положения субъектов и тактики их поведения.

По результатам контрольной работы проводится аттестация студентов, а ее результаты сообщаются в деканат.

Одной из форм текущего контроля является коллоквиум. Коллоквиум– это беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. Целью проведения коллоквиума является выяснение теоретических знаний и практических навыков студентов. Для подготовки к коллоквиуму от студента требуется внимательное повторение пройденного материала по теме, разбор вопросов, предложенных к коллоквиуму, решение задач и подбор судебной практики, связанной с применением норм права. Участие в коллоквиуме оценивается в зависимости от активности участия студента в нем и правильности ответов максимально в пять баллов.

Промежуточный контроль.Формой промежуточного контроля знаний является зачет, который проводится в форме собеседования. Цель зачета – проверка теоретических знаний студентов и практических навыков применения этих знаний на практике. Возможно освобождение отдельных студентов от сдачи зачета с учетом рейтинговой оценки знаний, умений и навыков, показанных в процессе обучения. Студенты, получивших за выполнение контрольных работ только «отлично», выставляется зачет без устного итогового собеседования.

Вопросы для устного собеседования подготавливаются преподавателем, ведущим лекции, и утверждаются заведующим кафедрой не позднее чем за две недели до зачета. Вопросы сохраняются на протяжении учебного года, используются для контроля знаний обучающихся.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)