Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4 Язык и когнитивные структуры



2015-11-10 1295 Обсуждений (0)
Тема 4 Язык и когнитивные структуры 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы знаний

2. Языковая концептуализация и категоризация как механизмы переработки информации и структурирования знаний

3. Принципы организации категорий. Теория прототипов

4. Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации
1.Язык как когнитивная система: понятие когниции; типы знаний

Познание: общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания…(Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.)

Когниция(лат. cognitio – познавание, изучение): формирования ментальной модели внешнего мира.

«Способность к информационному моделированию, к внутреннему воссозданию окружающей обстановки является основополагающей и необходимой в жизни и деятельности не только человека, но и животных.»

(Ф.М. Кулаков. Приложение к русскому изданию книги М.Минского «Фреймы для представления знаний» / http://www.myai.narod.ru/Minsky/prilrus.htm)

Когнитивная наука: область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей. Включает дисциплины: когнитивную психологию, лингвистику, психолингвистику, нейролингвистику, нейробиологию и компьютерную науку.

Истоки:

1) теория информации К. Шенона (1948, продолжение идеи Т.Гоббса о том, что мышление есть вычисление;

2) искусственный интеллект (М.Минский).

Когнитивная лингвистика:изучение языка как когнитивной системы, т.е. системы, которая обеспечивает получение, переработку и хранение знаний.

Язык – форма существований знаний о мире.

Знания о мире сохраняются с помощью языка двумя путями:

1) в самом языке – в семантических системах словаря и грамматики;

2) в текстах на этом языке.

Типы знаний:

Неосознанные/осознанные

Декларативные/процедурные

Наивные (обыденные)/научные

Концепт является результатом когниции. Этоединица ментального лексикона, которая включает в себя не только семантику языковой единицы, но и совокупность значений, ценностей и норм как результат познавательной деятельности человека.

Д.С. Лихачев:В ментальном лексиконе человека хранятся не только значения, но и

«предзначения», все вызываемые данным словом чувственные образы, созначения,

оценки и коннотации, личные и коллективные, преломленные сквозь призму той или иной культуры в языковом сознании.

Б.Ю. Норман:вербализованный в сознании сгусток культуры.

Концептуализация:отражение в языке релевантной информации об окружающем мире.

Антиномии:

1) окружающий мир представляет собой континуум – единицы языка дискретны;

2) многообразие информации, поставляемое органами чувств – избирательное отражение этой информации в языке.

Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать опыт и классифицировать его.

Два типа категоризации: научная и обыденная (языковая).

Подходы к проблеме организации категорий: Аристотеля, Л. Витгенштейна и Э.Рош.

Аристотелевский взгляд: строгая категоризация (в языке – лексических единиц, морфем, синтаксических конструкций и правил, регулирующих их употребление в коммуникации). Слово либо обозначает данную вещь, либо нет.

• Категории дискретны и основаны на группировках свойств, внутренне присущих (ингерентных) представителям соответствующих категорий.

Аристотель выделяет десять категорий: субстанция, количество, качество,отношение, пространство, время, состояние, обладание, действие, претерпевание.

Каждая категория «характеризуется необходимыми и достаточными для ее опознания чертами, что ведет к равноправию ее членов, обладающих всегда одним и тем же набором критериальных свойств» (КСКТ, с. 45).

• Признаки, релевантные для категории «птицы»

1 = может летать

• 2 = имеет оперение

• 3 = имеет S-образную форму

• 4 = имеет крылья

• 5 = не одомашненная

• 6 = несет яйца

• 7 = имеет клюв

 

 

• Естественная категория может объединять неравноправные элементы и иметь размытые границы (эксперименты Элеоноры Рош).

• В категории выделяются ядро (прототип) и периферия.

• Прототип - эталон, в котором воплощены наиболее характерные признаки категории. Лучший представитель категории.

• Если элемент полностью соответствует прототипу, он принадлежит к центру категории, Если свойства прототипа присущи объекту лишь частично, он относится к периферии категории.



2015-11-10 1295 Обсуждений (0)
Тема 4 Язык и когнитивные структуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4 Язык и когнитивные структуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)