Основные положения теории
прототипов: 1. Категория обладает внутренней прототипической структурой. 2. Степень представительности экземпляра соответствует степени принадлежности его к категории. 3. Границы между категориями, или концептами, размыты. 4. Члены одной категории не обязательно обладают общими свойствами – скорее их объединяет семейное сходство. 5. Отнести какой-либо объект к некоторой категории можно на основе степени сходства с прототипом. Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации Дж.Лакофф (24.05.1941). Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении, М.: 2004. Принципы категоризации: 1. Центральность: основные члены категории являются центральными – это лучшие представители категории. 2. Цепочечная связь: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории. 3. Сфера опыта: в каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории. 4. Идеальная модель: существуют идеальные модели мира, в том числе мифы и поверья, которые могут определять связи в категориях. 5. Специфическое знание: важные особенности получают при категоризации преимущество перед общим знанием. • Категоризация имеет иерархический характер: животное – млекопитающее – собака – охотничья собака - такса. • Триважнейших уровня категоризации: 1. Уровень высокой степени абстракции: животное, посуда. 2. Базовый уровень: собака, чашка. (уровень средней степени абстракции). 3. Уровень низкой степени абстракции: овчарка, чайная чашка. • Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации. • Характеристики элементов базового уровня: 1. Это средний уровень. 2. Используются в когнитивно нейтральных контекстах. 3. В первую очередь усваиваются детьми. 4. Используются при обучении иностранным языкам 5. Обозначаются однословными непроизводными единицами. 6. Это частотные и нейтральные слова. (Статья Дж.Лакоффа «Мышление в зеркале классификаторов») • Четыре типа моделей категоризации: 1. Пропозициональные модели: выделяют элементы, дают их характеристики и указывают связи между ними. 2. Схематические модели образов: специфические представления образов. 3. Метафорические модели: переход от пропозициональных моделей или схематических моделей образов одной области к соответствующей структуре другой области. 4. Метонимические модели: модели одного или нескольких указанных выше типов, дополненные указанием функций, которые выполняет один элемент по отношению к другому. Классификация прототипов (по Дж.Лакоффу): 1.Типичные примеры 2.Социальные стереотипы 3.Идеалы 4.Образцы 5.Порождения 6.Частные модели 7.Генерализации (наиболее характерные примеры) • Свойства прототипов: 1. Быстрее распознаются 2. Раньше и лучше запоминаются 3. Чаще используются 4. Являются основой для умозаключений и обобщений 5. Являются представителями категории
Тема: Язык и когнитивные структуры 1. Структуры представления знаний в ментальном лексиконе и словаре 2. Когнитивная теория метафоры 3. База знаний для коммуникации (самостоятельно) 4. Стратегии понимания текста (самостоятельно) 1. Структуры представления знаний в ментальном лексиконе и словаре Статья Ч.Филлмора «Об организации семантической информации в словаре», семинар № 5. Семантическое полеобъединяет слова, связанные с одним и тем же фрагментом действительности. Семантические поля отражают различные способы представления знания в языке и имеют различные типы структур: 1. Контрастивное множество– объединение слов по семантическим оппозициям (высокий/низкий, мужчина/женщина). «Члены «оппозиции» не даны говорящему вне самой оппозиции» (с.46). 2. Таксономия – родовидовые отношения (гиперонимы и гипонимы, например, дерево – дуб). 3. Партономия – отношения части-целого (например, наименования частей тела). 4. Парадигма – группа слов, имеющих один общий семантический признак и отличающихся друг от друга другими признаками, каждый из которых участвует в различении более чем одной пары слов (мужчина/женщина: артист/артистка, поэт/поэтесса). 5. Цикл – дни недели, времена года. 6. Цепь – множество слов, соединенных ранговым отношением, при этом на каждом уровне допустимо только одно слово (например, воинские звания). 7. Сеть – строится на основании нескольких простых отношений. Термины родства: «пол», «поколение», «степень родства». 8. Фрейм – набор слов, каждое из которых обозначает часть или аспект целого. Содержание единицы фрейма нельзя понять, не зная внутренней структуры фрейма в целом. Внутри фрейма – парадигмы, таксономии и другие типы структур. Фрейм – центральная семантическая структура, которая обеспечивает способность к пониманию связанных между собой слов. Фрейм в теории знаний «Фрейм – это структура знаний, предназначенная для представления стереотипной ситуации» (М.Минский. Структура для представления знаний // Психология машинного зрения. М., 1978, с. 254). «Фрейм является концептуальной структурой для декларативного представления знаний о типизированной тематически единой ситуации , содержащей слоты, связанные между собой определенными семантическими отношениями» (А.Н.Баранов. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001, с. 16.) Понятие «фрейм» близко понятию толкования слова. Различия: толкование слова включает лингвистически значимую информацию; фрейм не обязательно привязан к слову, включает как лингвистическую, так и экстралингвистическую значимую информацию. Понятие «фрейм» изначально употреблялось для процедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стереотипном поведении. Сейчас в этом значении употребляется термин «сценарий» (сценарий посещения ресторана, сдачи сессии, оплаты проезда в общественном транспорте). Сценарии в большей степени связаны с культурной традицией.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1989)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |