Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Основные положения теории





прототипов:

1. Категория обладает внутренней прототипической структурой.

2. Степень представительности экземпляра соответствует степени принадлежности его к категории.

3. Границы между категориями, или концептами, размыты.

4. Члены одной категории не обязательно обладают общими свойствами – скорее их объединяет семейное сходство.

5. Отнести какой-либо объект к некоторой категории можно на основе степени сходства с прототипом.

Принципы и модели категоризации. Базовый уровень категоризации

Дж.Лакофф (24.05.1941). Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении, М.: 2004.

Принципы категоризации:

1. Центральность: основные члены категории являются центральными – это лучшие представители категории.

2. Цепочечная связь: центральные элементы связываются с менее центральными, которые в свою очередь связываются с периферийными элементами категории.

3. Сфера опыта: в каждой культуре существуют специфические сферы опыта, которые определяют связи в категории.

4. Идеальная модель: существуют идеальные модели мира, в том числе мифы и поверья, которые могут определять связи в категориях.

5. Специфическое знание: важные особенности получают при категоризации преимущество перед общим знанием.

• Категоризация имеет иерархический характер: животное – млекопитающее – собака – охотничья собака - такса.

Триважнейших уровня категоризации:

1. Уровень высокой степени абстракции: животное, посуда.

2. Базовый уровень: собака, чашка.

(уровень средней степени абстракции).

3. Уровень низкой степени абстракции: овчарка, чайная чашка.

• Для ученого все уровни значимы, но для обыденного сознания выделяется психологически значимый уровень – базовый уровень категоризации.

Характеристики элементов базового уровня:

1. Это средний уровень.

2. Используются в когнитивно нейтральных контекстах.

3. В первую очередь усваиваются детьми.

4. Используются при обучении иностранным языкам

5. Обозначаются однословными непроизводными единицами.



6. Это частотные и нейтральные слова.

(Статья Дж.Лакоффа «Мышление в зеркале классификаторов»)

• Четыре типа моделей категоризации:

1. Пропозициональные модели: выделяют элементы, дают их характеристики и указывают связи между ними.

2. Схематические модели образов: специфические представления образов.

3. Метафорические модели: переход от пропозициональных моделей или схематических моделей образов одной области к соответствующей структуре другой области.

4. Метонимические модели: модели одного или нескольких указанных выше типов, дополненные указанием функций, которые выполняет один элемент по отношению к другому.

Классификация прототипов (по Дж.Лакоффу):

1.Типичные примеры 2.Социальные стереотипы 3.Идеалы 4.Образцы 5.Порождения 6.Частные модели 7.Генерализации (наиболее характерные примеры)

Свойства прототипов:

1. Быстрее распознаются

2. Раньше и лучше запоминаются

3. Чаще используются

4. Являются основой для умозаключений и обобщений

5. Являются представителями категории

 

Тема: Язык и когнитивные структуры

1. Структуры представления знаний в ментальном лексиконе и словаре

2. Когнитивная теория метафоры

3. База знаний для коммуникации (самостоятельно)

4. Стратегии понимания текста (самостоятельно)

1. Структуры представления знаний в ментальном лексиконе и словаре

Статья Ч.Филлмора «Об организации семантической информации в словаре», семинар № 5.

Семантическое полеобъединяет слова, связанные с одним и тем же фрагментом действительности. Семантические поля отражают различные способы представления знания в языке и имеют различные типы структур:

1. Контрастивное множество– объединение слов по семантическим оппозициям (высокий/низкий, мужчина/женщина). «Члены «оппозиции» не даны говорящему вне самой оппозиции» (с.46).

2. Таксономия – родовидовые отношения (гиперонимы и гипонимы, например, дерево – дуб).

3. Партономия – отношения части-целого (например, наименования частей тела).

4. Парадигма – группа слов, имеющих один общий семантический признак и отличающихся друг от друга другими признаками, каждый из которых участвует в различении более чем одной пары слов (мужчина/женщина: артист/артистка, поэт/поэтесса).

5. Цикл – дни недели, времена года.

6. Цепь – множество слов, соединенных ранговым отношением, при этом на каждом уровне допустимо только одно слово (например, воинские звания).

7. Сеть – строится на основании нескольких простых отношений. Термины родства: «пол», «поколение», «степень родства».

8. Фрейм – набор слов, каждое из которых обозначает часть или аспект целого. Содержание единицы фрейма нельзя понять, не зная внутренней структуры фрейма в целом.

Внутри фрейма – парадигмы, таксономии и другие типы структур.

Фрейм – центральная семантическая структура, которая обеспечивает способность к пониманию связанных между собой слов.

Фрейм в теории знаний

«Фрейм – это структура знаний, предназначенная для представления стереотипной ситуации» (М.Минский. Структура для представления знаний // Психология машинного зрения. М., 1978, с. 254).

«Фрейм является концептуальной структурой для декларативного представления знаний о типизированной тематически единой ситуации , содержащей слоты, связанные между собой определенными семантическими отношениями» (А.Н.Баранов. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001, с. 16.)

Понятие «фрейм» близко понятию толкования слова.

Различия: толкование слова включает лингвистически значимую информацию; фрейм не обязательно привязан к слову, включает как лингвистическую, так и экстралингвистическую значимую информацию.

Понятие «фрейм» изначально употреблялось для процедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стереотипном поведении. Сейчас в этом значении употребляется термин «сценарий» (сценарий посещения ресторана, сдачи сессии, оплаты проезда в общественном транспорте). Сценарии в большей степени связаны с культурной традицией.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1128)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)