ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВАПосредник (третья сторона) в конфликте – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются им помочь в достижении согласия. Третий участник в конфликте может выступать в двух ролях: - как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон (в этом случае завершение конфликта достигается с помощью насилия, а также путём социального давления, использования печать, рекламу, силу общественного мнения); - как независимый от них беспристрастный субъект.
Способы вмешательства третьей стороны можно разделить на два класса: - контактное вмешательство – осуществляется специалистом по улаживанию конфликтов, который имеет специальную подготовку и опыт в вопросах, ставших предметом спора; - спонтанное вмешательство – осуществляется не специалистом, а просто тем, кто заинтересован в разрешении конфликта. Такая третья сторона обычно состоит в каких-либо отношениях с конфликтующими сторонами и заинтересована в улаживании конфликта.
Кто может выступать в роли третьей стороны? В качестве официальной третьей стороны, обладающей нормативным статусом или возможностями воздействия на оппонентов, могут выступать: при межгосударственных конфликтах и конфликтах на государственного уровня - межгосударственные организации (ООН и др.); - отдельные государства; - государственные правовые институты (суд, прокуратура); - правительственные или другие комиссии (создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.); - представители правоохранительных органов; при конфликтах между организациями - руководители организации; - общественные организации (комиссии по разрешению конфликтов); - профессиональные медиаторы-конфликтологи. В качестве неофициальной третьей стороны (не обладает нормативным статусом) в конфликте могут выступать: - известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие государственные деятели); - представители религиозных организаций; - профессиональные психологи, педагоги, социальные работники; - неформальные лидеры социальных групп; - старшие по возрасту; - друзья, коллеги, соседи, просто свидетели конфликта.
Участники конфликта добровольно обращаются к третьей стороне, когда: - конфликт затянулся; - стороны отстаивают противоположные интересы и не могут найти точки соприкосновения; - по разному трактуют правовые нормы; - одной стороне нанесён серьёзный ущерб и она требует применения санкций по отношению к оппоненту; - сторонам важно сохранить хорошие отношения, но взаимоприемлемое решение найти не могут; - стороны пришли к соглашению, но требуется внешний объективный контроль за его исполнением. Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны, когда: - происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует угроза применения насилия; - к одной стороне уже применяется насилие; - третьей стороне лично не выгоден конфликт; - конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной; - стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы сторон.
Посредничество – это прежде всего психологическая помощь людям в конфликтных ситуациях, которая направлена на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой конструктивной основе.
Можно выделить следующие принципы психологического посредничества (речь о посредничестве психолога): - посредник нейтрален, он не выносит собственных оценок и суждений, не присоединяется к сторонам конфликта; - посредник работает с процессом и не влияет на характер принимаемых решений; - посредник стимулирует переход участников обсуждения от конфронтации к договорённостям; - посредник обеспечивает защищённость участников переговоров; - посредник несёт ответственность за процесс, но не за характер принимаемых решений.
Вариант 2 - добровольность – стороны добровольно приглашают посредника и в любой момент могут от него отказаться; - равноправие сторон – все участники в переговорах с посредником имеют равные права; - нейтральность посредника – посредник должен находиться (сидеть за столом переговоров) на равном расстоянии от сторон; - стороны должны высказываться с соблюдением очерёдности; - посредник равное количество времени должен уделять сторонам; - должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне и обеспечивать им равное право на участие в переговорах. - он не имеет права ни словом, ни жестом/знаком показывать преимущества или что-либо делать/говорить в пользу одной из сторон. - он не должен подвергать критике действия одной из сторон в присутствии другой стороны. - хотя посредник может иметь свои чувства и оценки по поводу правильности или справедливости поведения каждой из сторон, симпатии, все эти моменты он обязан оставлять за пределами процесса посредничества. - если ему трудно оставаться нейтральным, он обязан отказаться от посредничества. - он не имеет права оценивать позицию сторон, интерпр-ть документы; - конфиденциальность – всё о чём говорится и обсуждается в ходе переговоров, остаётся внутри этого процесса; - обеспечение паритета (равенства) сторон; - выравнивание объёма времени работы с обеими сторонами, чтобы не было повода у одной из сторон к подозрениям или недовериям; - поочерёдное обращение посредника к обеим сторонам. Если в каком-то эпизоде переговоров посредник сначала обратился с вопросом к одной из сторон, а затем ко второй, то в следующем эпизоде он должен обратиться к ним в обратном порядке.
ТЕМА 7 Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3370)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |