Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЫБОР СТИЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ



2015-11-10 3293 Обсуждений (0)
ВЫБОР СТИЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 4.67 из 5.00 3 оценки




СТИЛИ ОБЩЕНИЯ (речь идёт о стиле общения руководителя)

- авторитарный стиль общения:

-все решения сильная сторона принимает единолично, определяет «границы компетентности» каждого, т.е. жёстко определяет ранг партнёров и подчинённых.

- решения принятые на верху иерархии, поступают вниз в виде директив.

- лидер не любит, чтобы директивы обсуждались – их необходимо неоспоримо выполнять.

- инициатива других людей не поощряется.

- демократический стиль общения

- свойственно коллегиальное принятие решений,

- поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информационность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных целей и задач.

Это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берёт на себя ответственность за выполнение задания и сознаёт его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждают проблемы. Этот стиль способствует росту инициативности собеседников, количества нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.

Таким образом, если для авторитарного стиля общения свойственно выделение своего «Я», то лидер-демократ учитывает во взаимодействии с другими их индивидуально-психологические свойства, изучает потребности, причины спада или роста активности на работе и т.д., т.е. актуализирует «Мы» в налаживании социальных и деловых контактов.

 

-либеральный стиль общения

-незначительная активность руководителя,

-проблемы решает формально,

-лидер подвергается различным влияниям,

-он не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения. Такой человек не умеет влиять на результат, старается избежать любых инноваций, «плывёт по течению».

 

ВАРИАНТ 2 ПО СТИЛЯМ ОБЩЕНИЯ

Гибкий стиль общения характеризуется:

- быстрой ориентацией в ситуации взаимодействия,

- пониманием подтекста общения,

- умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения.

 

Ригидный стиль общения характеризуется:

- недостаточностью анализа своего поведения и поведения партнера,

- плохим самообладанием,

- неадекватной самооценкой. Человеку с ригидным стилем общения трудно найти нужный тон. Для успеха совместной деятельности показано сочетание неодинаковых стилей: это повышает как продуктивность деятельности, так и удовлетворенность межличностными отношениями в группе.

 

 

Партнерский стиль общения означает высокую степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Он выражается также в короткой дистанции между собеседниками.

-партнера выслушивают, не прерывая,

-не оценивают преждевременно и поспешно его суждений и поступков,

-не навязывают ему советов, стремятся донести до него свою точку зрения. В результате создаются условия для самораскрытия, искренности, открытости, для столь необходимой каждому человеку возможности быть самим собой. Партнерский стиль может быть равноправным и уступчивым.

Непартнерский стиль общения, напротив, создает напряженность и проявляется, главным образом, в том, что человек:

- игнорирует точку зрения собеседника, искажает его отношение к теме беседы;

- стремится найти у партнера понимание только своих проблем;

- принижает партнера («Ты говоришь глупости!»), не считается с ним, навязывает свои темы и проблемы;

- невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побуждает к немедленному и необдуманному действию.

Непартнерский стиль может иметь и другие проявления, когда человек:

- позволяет разговаривать с собой свысока, не возмущается тем, что его не слушают, прерывают;

- собеседник не дает себе труда сформулировать свои мысли таким образом, чтобы быть понятым.

Партнерский и непартнерский стили общения есть результат общих установок по отношению к партнеру и проявится во всех контактах: между тренером и спортсменом, отцом и сыном, руководителем и подчиненным.

 

Четыре главные цели общения:

1. Информированность: предоставлять информацию, необходимую для принятия решения по делу

2. Предложить собеседнику выполнить определённые действия

3. Убедить: укрепить или изменить мнение собеседника по данному вопросу и подтолкнуть к соответствующему действию

4. Наладить взаимоотношения: небольшая беседа может иметь простую цель – установить доброжелательные отношения между вами и слушателем.

Эффективное общение:

- способствует взаимопониманию

- направляет поток информации в нужное русло

- помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии

- стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей

- передаёт информацию, поощряя сотрудников думать и действовать более эффективно

Три аспекта успешного общения:

- знать, что вы хотите

- знать, что вы получаете,

- пробовать разные варианты, пока не получите, что вам нужно

10 основных элементов эффективного общения:

-знайте свою аудиторию и говорите соответственно

-уважайте своих слушателей, воздерживайтесь от скороспелых суждений

-точно знайте, чего хотите достичь

-продумайте и спланируйте свою речь, прежде чем начать

-мыслите с позиции ваших слушателей

-следите за вашей мимикой и жестами

-внимательно выслушивайте каждый ответ

-будьте готовы поделиться тем, что знаете, и услышать то чего не знаете

-сосредоточьтесь на том, чего хотите достичь и не отвлекайтесь

-попробуйте заставить ваших слушателей объяснить, что, по их мнению, вы сказали. Растолковывайте расхождения, пока не услышите удовлетворительную версию того, что пытались до них донести

 

 

СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Когда человек находится в конфликтном противостоянии, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. При этом ему необходимо учитывать собственный стиль, стиль других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.

Относительно общения между людьми стиль — это манера вести себя, совокупность характерных приемов, отличающих образ действий, т.е. способ преодоления конфликтного противостояния, решения проблемы, приведшей к конфликту.

Стиль 1. Уклонение - такой стиль поведения обычно выбирают в тех случаях, когда:

- проблема, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта существенной; предмет расхождения, по его мнению, мелочный, основан на вкусовых различиях, не заслуживает траты времени и сил;

- обнаруживается возможность достичь собственных целей иным, неконфликтным путем;

- столкновение происходит между равными или близкими по силе (рангу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в своих взаимоотношениях;

- участник конфликта чувствует свою неправоту или имеет оппонентом человека, обладающего более высоким рангом, напористой волевой энергией;

- требуется отсрочить острое столкновение, чтобы выиграть время, более обстоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию, собраться с силами, заручиться поддержкой сторонников;

- желательно избежать дальнейших контактов с трудным по психическому состоянию человеком или крайне тенденциозным, чрезмерно пристрастным оппонентом, преднамеренно ищущим поводы для обострения отношений.

Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль чаще всего используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.

Иное дело, если конфликт возник на объективной основе. В такой ситуации уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение; причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.

 

Стиль 2. Приспособление - обычно приспособлению дают выход в тех ситуациях, когда:

- участник конфликта не очень-то озабочен возникшей проблемой, не считает ее достаточно существенной для себя и потому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны, уступая ей, если обладает более высоким рангом или приспосабливаясь к ней, если оказывается рангом ниже;

- оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то, считаются с тем, что, мало теряя, приобретают больше, в том числе добрые взаимоотношения, обоюдное согласие, партнерские связи;

- создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала страстей, принесения какой-то жертвы ради сохранения мира в отношениях и предупреждения конфронтационных действий, не поступаясь, конечно, своими принципами, в первую очередь, нравственными;

- имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку оппоненту, при этом чувствовать себя вполне удовлетворенным своей добросердечностью;

- проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов, не направленное на жесткую конкуренцию, непременное нанесение ущерба другой стороне.

Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но, пожалуй, этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтаморганизационного характера, в частности, по иерархической вертикали: нижестоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т. д.

В таких ситуациях бывает крайне необходимо дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не давать простора запальчивой полемике, выражению гнева и тем более угроз, быть постоянно готовым поступиться собственными предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента.

Разумеется, стиль приспособления, выбранный в качестве образца конфликтного поведения, может оказаться и малоэффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.

 

Стиль 3. Конкуренция - как правило, конкуренцию (или конфронтацию, противоборство) избирают в тех ситуациях, когда:

- проблема имеет жизненно важное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее быстрого решения в свою пользу;

- конфликтующая сторона занимает весьма выгодную для себя, по сути, беспроигрышную позицию и располагает возможностями использовать ее для достижения собственной цели;

- субъект конфликта уверен, что предлагаемый им вариант решения проблемы наилучший в данной ситуации, и, вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на принятии этого решения;

- участник конфликта в данный момент лишен другого выбора и практически не рискует что-либо потерять, действуя решительно в защиту своих интересов и обрекая оппонентов на проигрыш.

 

Конкуренция вовсе не означает, что непременно употребляется грубая сила или делается ставка лишь на власть и высокий ранг того, кто добивается возобладания своего мнения, собственных интересов. Возможно, что настойчивое стремление выиграть противостояние опирается на более убедительные аргументы, на умение одного из оппонентов искусно драматизировать свои идеи, подавать их в эффектном изложении, в манере броского вызова.

Нельзя, однако, забывать, что любое давление, в какой бы «элегантной» форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, крушением уважительных и доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша. Потому желание считать себя всегда правым — мало пригодный стиль поведения в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в организации, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.

 

Стиль 4. Сотрудничество - в конфликтном взаимодействии возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

- проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;

- конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях;

- каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;

- стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них, в ходе переговоров, взаимоприемлемого решения.

Наградой за общие усилия служат конструктивный, всех устраивающий результат, совместно найденный оптимальный выход из конфликта, а также укрепление партнерского взаимодействия.

 

Стиль 5. Компромисс - к нему обращаются в ситуациях, когда:

- субъекты конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов;

- равные по рангу конфликтующие стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость смириться с данным положением дел и расстановкой сил, довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;

- участники конфликта, обладающие разным рангом, склоняются к достижению договоренности, чтобы выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних потерь;

- оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта.

Способность к компромиссу — качество, особо ценимое в управленческой практике. Не следует, однако, прибегать к нему без нужды, торопиться с принятием компромиссных отношений, прерывая, тем самым обстоятельное обсуждение сложной проблемы, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, оптимальных вариантов. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению, например, с сотрудничеством, уклонением или приспособлением.

 

Каждый из рассмотренных стилей эффективен только в определенных условиях, и ни один из них не может быть выделен как самый лучший (за исключением, разве что, сотрудничества).

Любой человек должен уметь эффективно использовать каждый из пяти рассмотренных стилей, сознательно делать выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также индивидуально-психологическими особенностями конкретного партнера по взаимодействию.



2015-11-10 3293 Обсуждений (0)
ВЫБОР СТИЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ВЫБОР СТИЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ И КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)