Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 6, 7. Культура античной Греции и Рима




При изучении данной темы обратите внимание на следующую специфику античности - влияние полиса (город-государство) на греческую культуру. Полис провозглашал равноправие свободных граждан, но делал в условиях рабовладения физический труд непрестижным занятием.

Отметим этапы и особенности культуры античной Греции. Для изучения того или иного этапа обратите внимание на хронологические рамки и источники, описывающие этот период. Например, архаический период XI-IX вв. до н.э., основной источник (письменный) - произведения Гомера «Илиада», «Одиссея». Постарайтесь объяснить общественно-исторические причины появления нового литературного течения (лирики), которые затрагивают тему личностных переживаний и оценок, а не героические деяния.

Далее рассмотрите эпоху высокой классики. Обратите внимание на выдающиеся личности этого времени Пифагора, Сократа, кратко охарактеризуйте их деятельность. В этот период формируется классическая система образования, сравните ее с «внешкольным» образованием софистов, учивших искусству побеждать в спорах. Одновременно со светской культурой существовала и священная культура древнего грека, связанная с олимпийской религией, верой в гадания прорицательниц (пифий) и верой в Рок как неизбежность, предопределенность человеческой жизни. Оцените, это наследие, заимствованное впоследствии римлянами.

Особо обратите внимание на период эллинизма, который характеризуется превращением Греции в небольшую провинцию империи Александра Македонского. Его завоевания создали условия для контактов разных культурных традиций (Греции и Востока). Это сформировало особое отношение гражданина полиса к миру, его патриотическая привязанность к своему городу-государству заменилась космополитизмом, который лишал грека чувства гражданской привязанности, родины. Такие экономические факторы, как рабство, приток богатств из завоеванных провинций, создавали условия, при которых труд перестал быть необходимостью. Свободное время, отсутствие стимулов к труду, кризис античного мировоззрения, характеризующийся подрывом веры в заданный миропорядок, создавали ситуацию духовной пустоты. Ответом на происходившее в философской сфере стало возникновение новых учений и их лозунгов, (эпикурейцы – наслаждайся жизнью; стоики – прими зло как неизбежность).



Поскольку античность включает изучение и римской культуры, то рассмотрение последней можно начать с влияния Греции как одного из культурных истоков. Обратите внимание на этрусское воздействие на формирование римской традиции.

Сравните культуру Греции и Рима. Обе создавались на базе античной общины, рабского труда, обе культивировали схожие ценности: долг, приверженность, служба – благо для гражданина, физический труд - низкое занятие. Греческая и римская религия крайне практичны. Отметьте, отличия в сфере мифологии. Для древнего грека важное место в мифологической картине отводилось деяниям богов, для римлянина – героическим победам римского народа.

Выделим этапы римской культуры. Царский VI в. – V в. до н.э. сведения об этом периоде скупы, но для этого времени характерны заимствования у греков и этрусков религиозных обрядов, традиций.

Далее рассмотрите республиканский период (V-I вв. до н.э.), который характеризуется борьбой патрициев (знатных граждан) и плебеев (простолюдинов). Это противостояние привело к усилению роли права в жизни римлян. Закончите характеристикой культуры Императорского Рима (I в. – V в. н.э.). Внешнее величие Рима как империи имело теневую сторону, (грандиозные масштабы строительства, захваченные территории, богатство) и впоследствии стало трагедией для римских граждан. Главным для Рима была власть над миром. Обретя эту власть, создав огромную империю, Рим утратил внутреннюю цель. Отсутствие цели, моральная деградация армии и населения, бесчинство императоров были главными причинами духовного вакуума. Поэтому в римской культуре периода империи неуверенность в завтрашнем дне - была господствующим настроением. Перечисленные факторы свидетельствовали о кризисе римской культуры.

Подводя итоги по теме «Античная культура», студент должен уметь:

1. Выделять этапы греческой и римской культуры, кратко их охарактеризовать.

2. Выяснить влияние гражданской общины в античной культуре.

3. Оценить вклад античной культуры в мировую культуру.

Вопросы к семинарскому занятию по теме №6:

1. Истоки греческой культуры.

2. Роль полиса в жизни древнего грека.

3. Влияние религии и мифологии на мировоззрение древнего грека.

4. Вклад древних греков в мировую культуру.

Литература:

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

2. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

3. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

4. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

5. Древние цивилизации / Под ред. Бонгард-Левина Г.М. –М., 1989.

6. История Древнего мира. Ранняя древность. Кн.1. М., 1982.

7. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988.

8. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.

9. Кун Н.А. Мифы древней Греции. М., 1975.

10. Лосев А.Ф. Античная философия и истории. СПб., 2001.

11. Моммзен Т. История Рима. М., 1993

12. Назаретян А.П. Архетипы времени в традиционной культуре // ОНС 2001 № 4 с.160-167. – Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

13. Петров М.К. Античная культура. М., 1997.

14. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997.

15. Полищук В.И. Культурология. М., 1997.

16. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991. с. 282-298.

17. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекции по теории и истории культуры. СПб., 2002.

18. Словарь античности. М., 1991.

Вопросы к семинарскому занятию по теме №7:

1. Культурные и мифологические истоки римской культуры.

2. Римская культура: ее этапы и особенности.

3. Роль гражданской общины в жизни римлянина.

4. Вклад римской культуры в мировую цивилизацию.

Литература:

1. Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970.

2. Древние цивилизации / Под ред. Бонгард-Левина Г.М. – М., 1989.

3. Древний Рим. История. Быт. Культура. М. 1997.

4. Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1997. с. 89-210.

5. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

6. История древнего мира. Расцвет и упадок древних обществ. Кн. III. М., 1983.

7. Легенды и сказания Древней Греции и Рима / Сост. Нейхардт А.А. М., 1988.

8. Циркин Ю.Б. Мифы древнего Рима. М., 2000.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М. 1991. Лекция XIII-XIV. Культура ранней Римской империи.

10. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990.

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)