Виды и направления неофициального посредничества. Преимущества и ограничения
Механизм посредничества должен быть достаточно гибким, что достигается за счет многообразия видов посредничества, а также их сочетаний. К наиболее распространенным видам относятся: . предлагаемое — испрашиваемое; . договорное — фактическое; . формальное — неформальное; . постоянное — временное; . одностороннее — многостороннее (индивидуальное — коллективное); . официальное — неофициальное; . персональное — деперсонализированное. Следует отличать официальное и неофициальное посредничество. Официальноепосредничество подразумевает, что в роли посредника выступают государстваили межправительственные организации. При неофициальном посредничестве этифункции выполняют общественные организации, движения, частные лица. Важнойхарактеристикой деятельности неофициального посредника, позволяющей ему вряде случаев действовать более эффективно, чем его официальному коллеге,является то, что он не отвечает за политику конкретного государства, хотя иможет являться его гражданином. В последнее время неофициальноепосредничество становится довольно распространенным, что связано, с однойстороны, с увеличением количества неправительственных организаций и ростомих влияния, с другой стороны — с ориентацией этого вида посредничества взначительной мере на общественное сознание. Среди мотивов, по которым неофициальный посредник подключается курегулированию конфликта, в качестве наиболее распространенных модновыделить следующие: • желание уменьшить напряжение и разрешить конфликт мирными средствами; • стремление использовать предоставленную возможность для наблюдения ианализа конфликта; • стремление сблизиться с политическими лидерами конфликтующих сторон; • желание на практике проверить ряд собственных идей по урегулированиюконфликта; • стремление внедрить собственные идеи по урегулированию и тем самымупрочить или поднять свой профессиональный статус. Нередко официальный и неофициальный виды посредничества используютсяпараллельно. Различают также постоянное и временное посредничество.Постоянный посредник осуществляет свои функции на всем протяженииурегулировании конфликта, временный — на каком-то этапе, и в его задачивходит оказание конкретного вида помощи. Для решения отдельной задачи кпостоянному посреднику может присоединиться другой — временный посредник. В некоторых случаях возможно своеобразное «разделение труда» междувременными посредниками, сменяющими друг друга. Функции каждого из нихограничены решением какой-либо задачи. Решив ее, один временный посредникпередает процесс урегулирования другому. В результате посредничествоприобретает характер поочередного. Положительным моментом здесь являетсято, что решением каждой конкретной задачи занимается посредник, которыйлучше всего подходит для этого. Однако в таком посредничестве есть и своиминусы: теряется преемственность урегулировании конфликта; доступ кконфиденциальной информации получает слишком большое число лиц. По этимпричинам поочередное посредничество на практике применяется редко. При многостороннем посредничестве в качестве посредника выступает не однолицо, а группа лиц (например, группа государств). Соответственно, еслипосредничество осуществляется одним лицом, то оно будет односторонним. Важно иметь в виду, что при различии многостороннего и одностороннегопосредничества лицом, осуществляющим его, является не обязательно отдельныйчеловек, им могут быть государство, организация, институт. Таким образом,если посредничество осуществляется несколькими людьми, которые представляюткакую-либо страну или организацию и работают в «команде», то такоепосредничество будет односторонним.
39. Применение санкций к конфликтующим сторонам: возможности и ограничения. Третейский судья – наиболее авторитарная роль, так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение, которое не оспаривается. Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. использоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Существуют различные типы арбитража: обязывающий, ограниченный (стороны ограничивают свой риск, устанавливая пределы до начала разбирательства); арбитраж окончательного предложения (каждая из сторон представляет свой вариант решения по данному спору, а арбитр вправе выбрать любой из них без каких-либо изменений); рекомендательный (решение арбитра носит рекомендательный характер, и стороны могут принять его, либо отвергнуть); посреднический (форма смешанного урегулирования конфликта, когда стороны могут выбрать лицо, совмещающее функции и посредника, и арбитра). Посредник– более нейтральная роль. Будучи профессионалом, онобеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами. Консультант– квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны. Он должен быть ученым-практиком, экспертом. Консультирование – новаторская форма вмешательства в конфликт. В задачу консультанта входит: сбор фактических данных; определение предмета спора; выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-то прежде; нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта. Помощник – участвует в урегулировании конфликта с целью организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в обсуждение по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения. Наблюдатель– своим присутствием сдерживает конфликтующие стороны от взаимной агрессии или от нарушения уже достигнутых договоренностей. Тот или иной тип участия третьей стороны в конфликте зависит от конкретной ситуации. Так, роль третейского судьи или арбитра эффективна при ужесточении конфликта, необходимости принятия быстрого решения. Исход конфликта зависит от авторитета и роли третьей стороны. Третья сторона может обеспечить: волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр); разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр); блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель); применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр); определение правого и неправого (третейский судья, арбитр); оказание помощи в поиске решения (посредник, помощник, консультант); содействие нормализации отношений (посредник, консультант, помощник); оказание помощи в организации общения (посредник, помощник); контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник, консультант, наблюдатель).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1999)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |