Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы искажения информации



2015-11-10 586 Обсуждений (0)
Механизмы искажения информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Искажение информации – одна из основных причин возникновения конфликтов. Каждый человек сталкивается в жизни с тем, что переданная через кого-то информация существенно отличается от первичной. Происходит преломление сути сообщения иногда до прямо противоположно от первоначального.

Психологическое заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного субъекта к другому на уровне коммуникации без осознания смысловой задачи. Примером психологического заражения может служить поведение болельщиков, присутствующих на футбольном матче. Заражению подвергаются люди, находящиеся в толпе. Основные характеристики этого явления:

  • Эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся людей.
  • Происходит на бессознательном уровне.
  • Особенно сильно проявляется в толпе, очереди, в публике.
  • Происходит как на уровне больших, так и малых групп.
  • Кроме заразительного смеха могут быть заразительны злость и другие эмоции.

Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок. Под действием внушения воспринимаемая человеком информация может преломляться до неузнаваемости: белое становится черным, а черное -белым. Вот основные характеристики этого явления:

  • Может быть индивидуальным или групповым.
  • Происходит на осознанном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения.
  • Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как его собственные.

“В явлениях подражания, есть нечто таинственное, какое-то притяжение, которое лучше всего можно сравнить с неотразимым и всемогущим инстинктом, побуждающим нас, почти без нашего сознания, повторять те действия, которых мы были свидетелями, и которые очень сильно подействовали на наши чувства и воображение. Такого рода действия до того распространены и настолько достоверны, что мы все в большей или меньшей степени подвержены их власти. В них есть особого рода обаяние, против которого не могут устоять некоторые слабые натуры”. (Эбрар)

Основные характеристики подражания выглядят так:

  • Сложное динамическое свойство.
  • Может проявляться, как слепое копирование поведения, жестов, интонации.
  • Может носить характер сознательного, мотивированного подражания.

В соревновании главным источником активности является состязательный дух, стремление человека к личной победе либо к победе коллективной, которая складывается из личных успехов каждого участника. Соревнование дает возможность человеку почувствовать и критически оценить свои сильные и слабые стороны, понять пределы своих личных возможностей, а затем и превзойти самого себя. Но не для всех это оказывается посильным и приятным. Поэтому одни люди любят состязаться, а другие – нет. Одни желали бы расширить пределы своих возможностей, добиться общественного поощрения, другие же избегают этого. Все это в той или иной степени может приводить к умышленному искажению информации. Основными чертами соревнования являются следующие характерные его особенности:

  • Свойство людей сравнивать себя с другим человеком.
  • Желание быть “не хуже других”.
  • “Не ударить в грязь лицом”.
  • Напряжение умственных, эмоциональных и физических сил.
  • Стимул развития.
  • Соперничество: у мужчин в деловой сфере, у женщин – в личной (кто лучше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).е

Ошибкой было бы считать, что чем больше мы говорим, тем вернее убеждаем. Убеждать человека не значит спорить с ним. По словам Ларошфуко: “Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку принципиальности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать”.

Отличительные черты убеждения:

  • Аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков.
  • Действительно тогда, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания.

Сила убеждения будет зависеть от того, насколько понятна позиция убеждаемого человека, его мотивы. Чтобы понять это, надо постараться взглянуть на вещи глазами собеседника, проявить сочувствие к его желаниям и переживаниям.

 

 

2. Метод картографии в конфликтологии. Метод разработан Х. Корнелиусом и Ш.Фэйр. Суть его состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту. Этапы разрешения конфликтной ситуации: 1) определить проблему конфликта в общих чертах, т.е выразить проблему одной общей фразой (в чем проблема?); 2) опознать и назвать главных участников (кто вовлечен?); 3) выявить нужды и опасения каждого участника или группы (каковы их подлинные потребности?). Преимущества метода картографии: 1) ограничение дискуссии определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного появления эмоций, т.к. сам процесс составления карты требует переключения сознания человека с эмоций на разум, мышление; 2) создает возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания; 3) уясняет как собственную точку зрения, так и точку зрения других; 4) создает атмосферу эмпатии.

 

11. Чувство - своеобразное состояние психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Ч-ва влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека. Принимать ч-ва другого - давать им право просто существовать внутри другого человека. Давать право другому человеку иметь именно те чувства, которые он имеет. Для понимания другого человека и для принятия его чувств необходимы: Конгруэнтность – умение быть самим собой; Эмпатия – понимание внутреннего мира другого человека; Бескорыстная доброжелательность и теплота; Безусловное принятие внутренних переживаний человека. Для тех, кто по-настоящему заинтересован в развитии способности принятия других людей, можно дать ряд самых общих рекомендаций: Искренность (один из аспектов честности, правдивости, отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах);Правдивость (склонность сообщать достоверную информацию);Доверие (открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях);Понимание (психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу);Умение показать человеку, что принимаешь его таким, каков он есть.

 

32. Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.Этапы оказания психологической помощи при разрешении конфликта:1.Диагностика проблемы. На первых консультациях психолог проводит беседу и последующее тестирование, которые направлены на выявление причин конфликта и поиск путей для его разрешения (определение лидера, стиля взаимоотношения между родственниками, общих и личных ценностей и т.д.). 2.Формулирование гипотезы существующих проблем. Психолог на основании проведенной предварительной работы озвучивает сложившуюся ситуацию, предполагаемые причины и возможные пути решения конфликта.3.Помощь в устранении причины конфликта. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, беседы, тренинги и т.д. Данные мероприятия направлены на выстраивание уважительных отношений и установления доверия между родственниками. Длительность и содержание консультаций семейного психолога определяются с учетом специфики ситуации. 4.Внедрение в жизнь новых схем поведения. Полученные на консультациях психолога знания начинают применяться клиентами в повседневном общении с родственниками. Помощь психолога на первоначальном этапе заключается в наблюдении за пациентами с целью убеждения в правильности проведенного курса либо в необходимости его продолжения. Качества, необходимые для оказания психологической помощи клиенту: доверие к людям; уважение ценностей другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; сознание профессионального долга. Модель эффективного консультанта: Аутентичность ,Открытость собственному опыту. Развитие самопознания. Сила личности и идентичность. Толерантность к неопределенности, Принятие личной ответственности. Постановка реалистичных целей. Эмпатия

 

12. Роль юмора в качестве способа предупреждения и ослабления конфликта является общепризнанной. В своем учебнике по социологии Н. Смелсер, касаясь ролевых конфликтов в семье, создающих напряженность, с уверенностью называет любую шутку реальной возможностью «выпустить пар». В рамках же модели межличностного взаимодействия юмору и смеху многими приписывается набор таких целительных средств, которому мог бы позавидовать любой фармацевт. Отсутствие эмпирических исследований в этой области отнюдь не опровергает эту точку зрения. Зигмунд Фрейд был одним из первых исследователей, рассмотревших юмор в качестве защитного средства. «Защитные процессы, – пишет он, – являются психическими коррелятами рефлекса бегства и преследуют цель: предупредить возникновение неудовольствия... Юмор может быть понят как высшая из этих защитных функций». Объясняя место шутки, каламбура в логике неврозов, Фрейд считал, что следующий за ними смех разряжает напряженность, созданную ограничениями со стороны социальных норм. Такая разрядка вызывает чувство удовлетворенности, хотя бы и временное, у участников конфликта и способствует разрешению проблем. Очень многие методы выхода «завязаны» на визуализации. И у очень многих возникают проблемы с визуализацией. Это связано с тем, что мы привыкли проговаривать мысли, а не представлять их. Хорошо, если любите рисовать, лепить, увлекаетесь компьютерной графикой и т.д. но если это и не так, то не стоит отказываться от визуализации. Вспомните, когда вы читали что-то захватывающие, слова на определенном этапе пропадали и вы начинали «видеть» действие книги воочию, или какая-нибудь яркая сцена из жизни или из фильма прочно застревала в памяти? Все мы способны визуализировать, просто в той или иной степени, а способности можно развивать.- Упражнения для развития визуализации .Визуализировать предмет - значит представить его как реальный, а не увидеть на самом деле. Для этого нужно уметь ярко представлять цвета, придавать изображению трехмерность и чувствовать его движение. Для хорошего цветового представления – посмотрите на ткань\бумагу (однотонную) яркого, запоминающегося цвета. Теперь закройте глаза и представьте себе этот цвет ( к примеру, красный) неважно как (можно в виде прямоугольника, круга, просто пятна), придайте ему необходимую яркость и насыщенность. Старайтесь удерживать этот образ некоторое время. (выход через дверь). Еще одна техника снижения эмоционального напряжения в конфликте - заземление. В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете себе, что эта энергия спускается вниз и спокойно уходит в землю. Еще одна техника предлагается Д.Скоттом. Это проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и уничтожаете проекцию (это дает выход желанию насильственных действий) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

13.Фор-ие и раз-ие Уи Н конструктивного поведения в конфликте. Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения и конструктивного взаимодействия конфликтующих сторон. Для уяснения конкретного содержания технологии эффективного общения в конфликте важно иметь в виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным.Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает достижение определенных целей общения.Перцепция - восприятие, изучение, понимание и оценка функций конфликта, объекта конфликта и оппонента. Коммуникация отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией.Интеракция (от англ. interaction) - взаимодействие. Проявляется в необходимости соблюдения оппонентами установленных норм общения.Для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на организацию эффективного общения. Технология организации эффективного общения в конфликте предполагает соблюдение ряда правил.Наряду с общением, немаловажную роль в конструктивном разрешении конфликта играет организация рационального взаимодействия между его субъектами.Предпосылки рационального поведения в конфликте:- знание общих принципов управления конфликтной ситуацией, и умение использовать их для ее анализа; - уровень общетеоретических знаний о сущности конфликта, его причинах, видах и этапах развития, которые формулируются конфликтологией; - умение на этой общей теоретической основе анализировать конкретную предконфликтную ситуацию; - степень соответствия выбранных методов корректировки сложившейся конфликтной ситуации ее конкретному содержанию; эта адекватность используемых средств реальной ситуации зависит не только от глубины знаний возможных участников конфликта, но и от их умения опереться на свой опыт и интуицию.Методы направленные на организацию конструктивного взаимодействия между субъектами конфликта:Метод согласия связан с вовлечением оппонентов в совместные практические действия по разрешению проблемы. Метод доброжелательности, или эмпатии — сопереживание и сочувствие, понимание внутренних состояний оппонента. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости.Метод сохранения репутации оппонента, уважения к его достоинству. Означает выражение должного уважения к его личности. Метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Метод недопущения дискриминации требует исключения подчеркивания превосходства и каких бы то ни было различий между ними.Метод психологического поглаживания - поддержка положительных эмоциональных состояний оппонента.Метод бесконтактное общение, например, в форме писем или электронной почты, поскольку в условиях возникшего эмоционального напряжения непосредственный контакт чреват возможностью резкого обострения отношений.Организация эффективного конструктивного взаимодействия в конфликте:

- Выделение специального времени для общения, разговора, дискуссии. -Создание необходимых удобств, для организации взаимодействия.- Взаимная выработка конструктивных условий. - Определение порядка их выполнения.

Среди различных приемов и способов организации конструктивного взаимодействия не следует забывать и еще об одном: здоровом чувстве юмора. Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку.Преобладание эмоциональной составляющей над рациональной и процессе конфликтного взаимодействия, как правило, приводит к обострению ситуации. Факторы направленные на конструктивное разрешение конфликтовВажную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:адекватность отражения конфликта; открытость и эффективность общения конфликтующих сторон; создание климата взаимного доверия и сотрудничества; определение существа конфликта.

 

14. Сказать « нет» и не чувствовать себя после этого виноватым может далеко не каждый. Уметь правильно отказать это почти искусство. Совершенно естественно, что всем отказать, просто не получиться.Всегда найдутся люди, которым что-то от вас требуется. Будь-то ваше внимание, ваши связи, ваше время или ваша жизнь. Вы должны определиться чьи планы для вас важнее, ваши cобственные или планы окружающих.Всегда найдутся люди, которые не считаясь с вашими интересами будут иметь планы на вас и вашу жизнь.

Учитесь отказывать правильно и вежливо.

1.Не спешите с выбором ответа. Прежде всего, обдумайте все за и против. Сделайте анализ ситуации, прокрутите все возможные ситуации дальнейшего развития. И если вы уверены в отказе, то аргументы у вас должны быть весомые.

2. Отказывать необходимо только в том случае если вы уверены в себе и готовы сказать это.

3.Когда вы отказываете – это должно звучать в утвердительной форме, но, ни в коем случае, не в грубой. Например: «Я не могу одолжить тебе свою машину на время…». Говорите с собеседником спокойным, монотонным голосом. Иначе может сложиться впечатление, что вы, до конца не определились в выборе. В таком случае он будет настаивать на своем.

4.Необходимо обосновать свой отказ. « Я не могу дать тебе свою машину на время, так как она нужна мне для выполнения заказа по работе», «Я не могу дать тебе денег в займы, так как сам еще не выплатил свой долг». Никогда не врите. Рано или поздно ваша ложь вылезет наружу, и уж тогда, вам не отвертеться. И не стоит забывать о совести, которая если вы соврете, может мучить вас очень долго.

5. Скажите человеку что-нибудь приятное. Так сказать «маленький» комплимент. Например: Мне очень приятно, что из всех своих друзей ты обратился именно ко мне…», «спасибо, что ты доверяешь мне…» . Но комплименты не должны звучать в форме заигрывания. Иначе собеседник опять может подумать, что у него есть шанс, и будет настаивать на своем.

6.Предложите различные способы выхода из сложившейся ситуации. «Я не могу одолжить тебе свою машину на пару дней, так как она мне сейчас самому нужна. Но я знаю недорогой салон, где дают машины на прокат, по очень низким ценам…», «Сейчас я не могу оказать тебе эту услугу, но вот Сергей сможет тебе помочь…».

7.При разговоре: не грубите, не проявляете агрессию. Старайтесь говорить дружелюбно, сохранив хорошие отношения с собеседником.

8.Употребление в разговоре таких слов как «заблуждение», «недоверие», «вина», «гордыня», «неверно» ни к чему хорошему не приведут. В данной ситуации они будут, является словами-раздражителями. Постарайтесь при разговоре с собеседником употреблять только позитивные слова, так сказать жизнеутверждающие.

9.Учтите, тот факт, что последняя фраза должна быть приятной для собеседника. Но не грубой, и не жесткой. Например: «Мне очень приятно, что ты обратился за помощью именно ко мне, но надеюсь, мой отказ не повлияет на наши дружеские отношения…»

Отказывайте культурно. Но учтите тот факт, что отказывать стоит только тогда, когда, вы, действительно на данный момент не в силах оказать помощь. Дружеские отношения очень ценны в наше время. И как бы, не казалось странным, но иногда правильный отказ – это верный способ сохранить дружбу.

 

15.Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы на пути общения. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила их возникновения? С одной стороны, система психологических барьеров способствует повышению уровня психологической защищенности личности по отношению к все возрастающей психической напряженности, с другой стороны, нейтрализует такой мощный резервуар тонизации и стимуляции эмоциональной активности индивида, каким является сфера его непосредственного общения. Барьер - это психологическое препятствие, мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности. Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манерами общения. И причины многих конфликтов, взаимных разногласий и недовольства людей как в личной, так и в профессиональной сферах не в последнюю очередь кроются именно в непонимании приемов эффективного общения, в неумении ими пользоваться. Во многих случаях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет. Собственная система защит человеком не осознается. Психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей: Первое впечатление, Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки, Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей, Барьер «боязни» контакта с человеком, Барьер «ожидания непонимания», Барьер «возраста». Схема выхода из ситуации "барьера": 1) оценка создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности и возможных последствий); 2) выявление ориентировочных причин возникновения; 3) исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов); 4) определение аффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию "барьеров" позволяют наладить процесс общения и приводят к аффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

 



2015-11-10 586 Обсуждений (0)
Механизмы искажения информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы искажения информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)