Деятельностный компонент
Учитель организовывает учебно-познавательные действия учащихся по овладению изучаемым материалом. Овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя и представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний. Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками. В реальном процессе обучения эти познавательные действия не изолированы друг от друга и находятся в тесной взаимосвязи. Восприятие – это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов. Сущность восприятия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства и признаки изучаемых явлений. Ощущение – это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувств (И. П. Павлов). После прекращения ощущения и восприятия в сознании человека остаются следы восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных, вкусовых представлений. Представление – это низшая форма знания, единичное образное знание. Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятийозначает работу мысли. Мышление работает только тогда, когда в сознании имеется для этого необходимый материал, наличие определенного количества представлений, примеров, фактов. Чем больше образовано в сознании представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для работы мысли. Мыслительные операции: - анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений; - логическая группировка существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений; - мысленное постижение сущности изучаемых предметов и явлений; - проверка обоснованности, истинности сделанных выводов. Суть осмысления состоит в том, что как бы доходчиво учитель ни объяснял новый материал, учащиеся должны самостоятельно открыть для себя научную истину. Результатом осмысления является образование понятий. Понятие – форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений, и которая выражается через четкие и ясные формулировки. В понятиях выражается то единичное и особенное в познаваемых предметах и явлениях, которое одновременно является и всеобщим, характеризует сущность этих предметов и явлений. Результатом осмысления является не только понимание, но и умственное развитие личности в целом. Изучаемый материал нужно не только понимать, но сохранять в памяти и уметь воспроизводить. Знать материал – значит: - уметь осмысленно его воспроизводить (полностью); - уметь воспроизводить в сокращенном виде; - уметь выделять главные положения; - уметь разъяснять сущность; - уметь доказывать правильность и обоснованность усвоения теоретических положений; - уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы; - уметь расчленять материал на смысловые части; - уметь иллюстрировать своими примерами и фактами; - уметь письменно отвечать на вопросы; - уметь применять знания на практике; - уметь устанавливать связь изученного с ранее пройденным; - уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений или фактов; - уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение. Применение усвоенных знаний на практике предполагает формирование умений и навыков, которые формируются в процессе упражнений. На каждом этапе усвоения знаний, с точки зрения М. А. Данилова, к известному присоединяется неизвестное, к главному и существенному присоединяется производное, менее существенное. Это требует обобщения и систематизации. Как бы хорошо ни был усвоен материал, знания поступают в кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить забывания и перенести знания в долговременную память необходимо повторение. Эмоционально-волевой компонент. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности. Реализуя данный компонент, учитель придает учебной деятельности учащихся эмоционально-положительный характер. Ученик проявляет эмоционально-положительное отношение и волевые усилия в учебно-познавательной деятельности. Результативный компонент. Учитель осуществляет регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученик осуществляет самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность.
ВОПРОС 15
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1743)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |