Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, видыПредмет и методы педагогической конфликтологии. Педагогическая конфликтология - область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами, основное противоречие, из-за которого возник конфликт. Зачастую предметом конфликта являются потребности, интересы и ценности его участников. Объект конфликта - это конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Социально-историческое назначение педагогической конфликтологии. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление: – изучение природы и причин педагогических конфликтов, – разработка методов их практического регулирования и разрешения. Причины возникновения педагогических конфликтов: • социально-экономические и политические условия • разрушение производственных связей и структур • изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания • сдвиги в области культурных ориентации всей общественной системы • масштабное развитие криминогенной ситуации • падение престижа педагогической профессии в обществе • снижение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях • авторитарность в школьном управлении • возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме • невротический стиль общения во многих семьях Педконфликт -неизбежное социальное явление: • Педагогическая или управленческая деятельность –проблемы выстраивания человеческих отношений. Техники: -внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума, - утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур. - оптимизация всех форм общения - оказание психологической и педагогической помощи - разработка вопросов адаптации новых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива, - регулирования процессов идентификации и интеграции, - мониторинговые социально-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов, - создание и функционирование конфликтологических служб в образовательных учреждениях. конфликтологическая компетентность: аттестации руководящих и педагогических работников 2001 году впервые кафедрой человековедческих технологий Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области разработана диагностическая карта по определению уровня человековедческой компетентности современного педагога). Научные основы педагогического конфликта, его сущность, типы, виды. Образовательные учреждения открытая информационная среда: • В процессе обновления современного общества функция образования всё более определяется социальным заказом. • Подготовка специалистов к деятельности в мире будущего. • Увеличивается спрос на квалифицированных, талантливых специалистов • Значимость понятий: конкурентоспособность, рейтинг, мобильность и коммуникабельность. Требования общества: • -Знания • -Личностный потенциал • -Навыки • Умение адаптироваться • Самосовершенствование • Возникает потребность в создании определённых условий для приобретения учащимися специфического опыта, обеспечивающего достижение ими полного и гармоничного интеллектуально-социального развития, высокого уровня культуры. идея гуманизации образовательного процесса: - Совершенствуются объяснительно-репродуктивные методы, - Разрабатываются концепции развивающего обучения - Имеет место организация обучения посредством разработки системы проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития учащихся, что обеспечивает создание условий для их активной самостоятельной деятельности. «продуктивный» конфликт - Б.И.Хасан, «конструктивный» конфликт — Т.В.Ковшечникова. • Наряду с проблемным обучением рядом педагогов предлагается «конфликтная» стратегия (Б.И.Хасан, Т.В.Ковшечникова), где центральную позицию занимает конфликтная ситуация, в основе которой, в отличие от проблемной, лежит естественное противоречие, столкновение двух людей, их тенденций, целей, желаний и т.д. Конфликт, возникающий в педагогическом процессе или созданный преподавателем, становится проблемой, подлежащей разрешению. Функции педагогических конфликтов: • Первая тенденция Л. А. Петровская , А. И. Донцов, Т. А. Полозова, А. Я. Анцупов , Е. А. Первышева Особенностями любого педагогического конфликта является проявление чувствительности педагога к приоритетным противоречиям учебно-воспитательного процесса и управление им. противоречие между потребностью учителя в общественном признании и недостаточным вниманием общества к удовлетворению этой потребности. Оно является одним из ведущих противоречий, снижающих удовлетворенность работой и избранной профессией. • Вторая тенденция – это выделение в самостоятельный тип конфликтов, связанных с поведением участников учебно-воспитательного процесса. • Третья тенденция в типологизации педагогических конфликтов связана с конфликтами межличностных взаимоотношений. Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |