Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды юридической ответственности государственных служащих



2015-11-10 1323 Обсуждений (0)
Понятие и виды юридической ответственности государственных служащих 0.00 из 5.00 0 оценок




Как и все граждане, государственные служащие, совершившие уголовное преступление, гражданское правонарушение или административный проступок вне службы, подвергаются соответствующим мерам наказания в общеправовом порядке. В то же время государственные служащие совершают правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью.

Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения (см. схему 9). Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей.

К особенностям регламентации ответственности государственных служащих относятся:

- в ряде случаев - повышенная ответственность;

- специфические санкции, применяемые только в отношении государственных служащих.

В зависимости от вида и серьезности правонарушения, степени вины и обстоятельств, при которых служебные обязанности были нарушены, к государственным служащим могут применяться следующие виды юридической ответственности:

- уголовная;

- административная;

- дисциплинарная;

- гражданско-правовая.

В регламентации юридической ответственности государственных служащих, в практике применения мер наказания в отношении государственных служащих имеются недостатки. В частности, Федеральный Закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" регламентирует лишь дисциплинарную ответственность лиц, занимающих должности категории "Б" и "В", а это, естественно, не все ответственные за неисполнение законов и реализацию полномочий государственных органов. Кроме того, в положениях об органах государственной власти, как правило, не существует разделов об ответствености, нет формулировок о том, кто за это отвечает или в каком порядке такая ответственость устанавливается.

На взгляд специалистов, требуется дисциплинарный кодекс, регулирующий ответственность всех основных субъектов отношений государственной службы43.В нем могут быть установлены критерии оценки и основания ответственности, определены процедуры, необходимые для реализации данного института.

Более того, предлагается ввести ответственность не только по принципу вины в деятельности государственых служащих (доказанность коррумпированности, взяточничества и т. п.), но и за результат этой деятельности, либо полученный противоправным путем, либо приносящий общественный вред, и за последстви я действий, нарушающих состояние государственной и общественной безопасности44.

Уголовная ответственность государственных служащих

Как граждане РФ государственные служащие, виновные в совершении конкретного преступления, могут быть подвергнуты уголовному наказанию по приговору суда, В то же время государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым. При этом речь идет и о деяниях, которые могут совершать недолжностные лица. Однако должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию. Это могут быть, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 126-130 УК РФ).

В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним, в частности, относятся:

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);

- присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

- получение взятки (ст. 290 УК РФ);

- дача взятки (ст. 291 УК РФ);

- служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

- халатность (ст. 293 УК РФ);

- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ);

- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ);

- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

- регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

- контрабанда (ст. 188 УК РФ);

- провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ).

Заслуживает внимание предложение С. Глазьева о поправках в Уголовный кодекс, которые вводят прямую персональную ответственность чиновников за нарушение законов. Заметим, что эти поправки он безуспешно пытается внести уже пять лет45.



2015-11-10 1323 Обсуждений (0)
Понятие и виды юридической ответственности государственных служащих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды юридической ответственности государственных служащих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)