Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Техника оценки организации здоровьетворящего образования




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Дело – организация здоровьетворящего образования
Уровень Баллы по показателям
Актуальность дела Объективная и творческая новизна идеи, на основе которой организуется дело Соответствие каждого этапа дела, каждой частной идеи общей идее и цели Возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых условиях Результативность дела
Творческий
Интроективный
Пропедевтический

Продолжение таблицы 11

Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя
Уровень Баллы по показателям
Принятие субъектами образовательного процесса идеи и проявление к ней интереса Баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса Активность субъектов образовательного процесса в организации дела Скорость включения субъектов в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни Скорость включения субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме
Творческий
Интроективный
Пропедевтический
Способ организации процесса здоровьетворящего образования в школе
Уровень Баллы по показателям
Количество и качественное разнообразие действий, направленных на формирование у учителей готовности к здоровьетворению Количество и качественное разнообразие действий, направленных на формирование у учащихся готовности к здоровьетворению Количество и качественное разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса Соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой
Творческий
Интроективный
Пропедевтический
                 

Продолжение таблицы 11



Временные характеристики организации процесса здоровьетворящего образования
Уровень Баллы по показателям
Общая продолжительность организуемого процесса в соотнесении с количеством включенных в него учащихся и учителей Периодич-ность и регулярность составляющих дело содержательных компонентов Продолжи-тельность каждого отдельного этапа организуемого процесса, соотнесенная с его общей продолжительностью Временная определенность каждого содержательного момента организуемого процесса
Творческий
Интроективный
Пропедевтический
Пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования
Уровень Баллы по показателям
Соответствие пространства задачам, решаемым на каждом этапе организуемого дела Возможность приспособления пространства к требующим решения задачам Необходимая и достаточная материально-техническая оснащенность пространства при минимальных финансовых затратах
Творческий
Интроективный
Пропедевтический
             

 

Руководствуясь методикой выявления уровней эффективности, предложенной А. А. Кыверялгом, мы определили границы низкого – пропедевтического уровня организации здоровьетворящего образования от 0 до 10 баллов, среднего – интроективного – от 11 до 30 баллов и высокого – творческого – от 31 до 42 баллов (см. табл. 12).

Таблица 12

Шкала оценки уровней организации
здоровьетворящего образования в школе

 

Уровень организации здоровьетворящего образования в школе Пропедевтический Интроективный Творческий
Оценка в баллах 0 – 10 11 – 30 31 – 42

 

Кроме того, мы разработали ряд критериев, качественно конкретизирующих способ организации здоровьетворящего образования в современной общеобразовательной школе и отражающих, на наш взгляд, финансовую и материальную экономичность (малозатратность) предлагаемого нами подхода. Это: 1) реализация в педагогическом процессе специальных мероприятий, ориентированных на здоровье его субъектов (реализация системы динамических пауз на уроке, организация динамических перемен и прочих форм, обеспечивающих оптимальную двигательную активность учителей и учащихся в учебном процессе); 2) внедрение в педагогический процесс принципов здоровьетворящего образования; 3) использование в учебном процессе здоровьетворящих педагогических технологий; 4) здоровьеориентированная организация уроков по различным учебным предметам; 5) внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся рейтинговой оценки; 6) упорядочение системы домашних заданий; 7) здоровьеориентированная направленность итогового контроля знаний учащихся; 8) наличие в системе образования данной школы уроков здоровья (валеологии); 9) включение учителей в разработку интегративных учебных программ. Обозначим показатели по каждому из вышеназванных критериев.

1. Реализация в педагогическом процессе специальных мероприятий, ориентированных на здоровье его субъектов, отслеживается нами по их количеству в силу того, что активизация одной сферы организма индивида закономерно вызывает активизацию других сфер. Поэтому включение в урок и во внеурочное время (на переменах, до и после уроков) специальных мероприятий, ориентированных на здоровье его субъектов, способствует его сохранению и укреплению. В качестве таких мероприятий в нашей концепции здоровьетворящего образования выступают: система динамических (или психологических) пауз на уроке, описанная в четвертом параграфе третьей главы; организация динамических перемен; утренняя гимнастика для учащихся первой смены, а также гимнастика перед уроками для учащихся второй смены; наличие в уроке этапов, обеспечивающих учащимся возможность физического движения: изменения позы, перемещения в пространстве класса и т. п. Количество и регулярность таких мероприятий на уроках как количественное выражение его здоровьетворящего потенциала дает основание считать этот показатель достоверным признаком здоровьетворящего образования.

2. Внедрение в педагогический процесс принципов здоровьетворящего образования отслеживается нами, во-первых, по количеству учителей, строящих свою педагогическую деятельность на основе принципов здоровьетворящего образования, во-вторых, по полноте использования учителями данных принципов.

3. Использование в учебном процессе здоровьетворящих педагогических технологий, направленных на сохранение и становление здоровья учащихся и учителей, мы отслеживаем, во-первых, по количеству учителей, применяющих на своих уроках данные технологии, и, во-вторых, по частоте использования ими данных технологий на своих уроках.

4. Здоровьеориентированную организацию уроков по различным учебным предметам мы измеряем, во-первых, по наличию в начале каждого урока специального психологического настроя, позитивной установки на урок, а в конце каждого урока – этапа благодарения, во-вторых, по количеству эвристических вопросов учителя на одном уроке, предполагающих активизацию мыслительной деятельности учащихся; в-третьих, учет учителем на уроке субъектного опыта; в-четвертых, по количеству ситуаций на уроке, способствующих обнаружению учащимися смысла в предлагаемых для усвоения знаниях; в-пятых, по наличию у учащихся возможности свободного высказывания своего мнения по поводу предлагаемого учебного материала.

5. Внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся рейтинговой оценки мы отслеживаем по количеству учителей, применяющих эту методику в практике своей педагогической деятельности; по полноте ее содержательной и методической разработанности.

6. Показателями упорядочения домашних заданий учащихся является, во-первых, согласование учителями объема ежедневных домашних заданий учащихся по разным предметам; во-вторых, время, затрачиваемое учащимися ежедневно на выполнение домашних заданий; и, в-третьих, своевременная коррекция учителями этого процесса на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража времени, затрачиваемого ими на выполнение заданий.

7. Здоровьеориентированная направленность итогового контроля знаний учащихся отслеживается, во-первых, по наличию «здоровьеориентированного» для каждого класса (или для каждой параллели) графика проведения итоговых контрольных работ; во-вторых, по снижению в период проведения итоговых контрольных работ объема домашних заданий (или полному отказу от них) по другим предметам, то есть по тем, предметам, по которым учащиеся в данную неделю не пишут контрольные работы; в-третьих, по использованию на контрольных уроках специальных мероприятий, направленных на снижение стрессового состояния учащихся.

8. Наличие в системе образования данной школы уроков здоровья (валеологии), нацеленных, во-первых, на формирование у учащихся системы знаний об их личном здоровье; во-вторых, на практическую подготовку учащихся к становлению собственного здоровья в процессе жизнедеятельности; в-третьих, на систематизацию всех получаемых учащимися в процессе образования знаний с позиции их значимости и полезности для их здоровья, отслеживается по наличию этих уроков в учебном плане и по соответствию этих уроков предъявляемым к ним требованиям, описанным в четвертом параграфе третьей главы;

9. Включение учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин мы измеряем по количеству учителей, приступивших к разработке программ таких курсов, по количеству учителей, уже завершающих или завершивших подобную работу, и по количеству учителей, приступивших к реализации в своей педагогической деятельности таких программ.

Уровневая наполненность этих критериев и показателей, а также техника их оценки представлены соответственно в табл. 13 и 14.

Из табл. 13 видно, что максимальная эффективность способа организации здоровьетворящего образования в школе равняется 58 баллам. При этом о высоком уровне эффективности способа организации здоровьетворящего образования, согласно методике А. А. Кыверялга, свидетельствуют баллы в диапазоне от 44 до 58, о среднем уровне – баллы в диапазоне от 16 до 43, а о низком уровне – баллы в диапазоне от 0 до 15 (см. табл. 15). Таким образом, совокупность обозначенных показателей в их количественной и качественной соотнесенности служит основанием для достоверных выводов об уровне организации здоровьетворящего образования в данном образовательном учреждении.

Эффективность организации здоровьетворящего образования мы измеряем двумя видами критериев личностного характера: 1) критериями сформированности у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению, 2) критериями оценки тех составляющих здорового образа их жизни, формирование которых возможно в рамках педагогического процесса в школе.

В качестве критериев сформированности у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению мы определили, во-первых, уровень потребности в здоровьетворении, во-вторых, уровень способности к здоровьетворению и, в-третьих, уровень решимости в отношении здоровьетворения. Показателями потребности в данном случае является


Таблица 13

Качественные критерии оценки эффективности способа организации здоровьетворящего образования
в школе

Критерии Уровни Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Реализация в педагогическом процессе специальных мероприятий, ориентированных на здоровье его субъектов 1. Система динамических (или психологических) пауз на уроке В каждый урок включены динамические (или психологические) паузы во всех классах школы Динамические (или психологические) паузы включаются в уроки в начальной школе и в некоторые уроки в среднем звене Динамические (или психологические) паузы включаются в некоторые уроки и только в начальной школе
2. Организация динамических перемен В школе регулярно проводятся динамические перемены Динамические перемены проводятся только в начальной школе Динамические перемены проводятся в школе
3. Утренняя гимнастика для учащихся первой смены и гимнастика перед уроками для учащихся второй смены Утренняя гимнастика для учащихся первой смены и гимнастика перед уроками для учащихся второй смены является для школы нормой Гимнастика перед уроками проводится только для учащихся начальных классов Гимнастика перед уроками в школе проводится ситуативно
4. Наличие в уроке этапов, обеспечивающих учащимся возможность физического движения Организация каждого урока обеспечивает учащимся возможность физического движения Организация большинства уроков обеспечивает учащимся возможность физического движения На уроках отсутствует организация учителем физических движений учащихся


Продолжение таблицы 13

 

Внедрение в педагогический процесс принципов здоровьетворящего образования 5. Количество учителей, строящих свою педагогическую деятельность на основе принципов здоровьетворящего образования Все учителя школы реализуют в своей педагогической деятельности принципы здоровьетворящего образования Более половины учителей школы реализуют в своей педагогической деятельности принципы здоровьетворящего образования Принципы здоровьетворящего образования реализуют в своей педагогической деятельности отдельные учителя
6. Полноте использования учителями данных принципов Все учителя школы используют в своей деятельности все принципы здоровьетворящего образования Более половины учителей школы используют в своей деятельности все принципы здоровьетворящего образования Учителя школы используют в своей деятельности отдельные принципы здоровьетворящего образования
Использование в учебном процессе здоровьетворящих педагогических технологий 7. Количество учителей, применяющих на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии Все учителя школы применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии Более половины учителей школы применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии Здоровьетворящие педагогические технологии применяют на своих уроках отдельные учителя школы
8. Частота использования учителями здоровьетворящих педагогических технологий на своих уроках. Все учителя школы регулярно применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии Более половины учителей школы регулярно применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии Отдельные учителя школы изредка применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии
           


Продолжение таблицы 13

 

Здоровьеориентированная организация уроков по различным учебным предметам 9. Наличие этапа позитивной установки учащихся на урок в начале него и этапа благодарения в конце Каждый школьный урок в каждом классе начинается с этапа позитивной установки на урок и заканчивается этапом благодарения Большинство уроков в школе начинаются с этапа позитивной установки на урок и заканчивается этапом благодарения Этапы позитивной установки на урок и благодарения присутствуют на отдельных уроках
10. Количество эвристических вопросов учителя на одном уроке Преобладающее большинство вопросов учителя носит эвристический характер Достаточно большое количество вопросов учителя носит эвристический характер Незначительное количество вопросов учителя носит эвристический характер
11. Учет учителем на уроке субъектного опыта учащихся Учитель всегда строит изучение новой темы в опоре на субъектный опыт учащихся Учитель часто опирается на субъектный опыт учащихся при изучении новой темы Учитель при изучении новой темы не придает значения наличию у учащихся субъектного опыта
12. Осмысленное усвоение учащимися учебных знаний Все уроки организованы с ориентацией на осмысленное усвоение учащимися учебных знаний Большинство уроков с ориентацией на осмысленное усвоение учащимися учебных знаний с ориентацией на осмысленное усвоение учащимися учебных знаний организуются редко отдельные уроки


Продолжение таблицы 13

 

  13. Наличие у учащихся возможности свободного высказывания своего мнения по поводу предлагаемого учебного материала Учащихся всегда имеют возможность свободно высказывать на уроке свое мнения по поводу предлагаемого учебного материала Учащихся имеют возможность свободно высказывать свое мнение по поводу предлагаемого учебного материала на уроках у большинства учителей Учащихся не имеют возможности свободно высказывать на уроке свое мнение по поводу предлагаемого учебного материала
Внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся рейтинговой оценки 14. Количество учителей, применяющих рейтинговую оценку знаний учащихся в практике своей педагогической деятельности; Рейтинговую оценку знаний учащихся в практике своей педагогической деятельности применяет большинство учителей школы Рейтинговую оценку знаний учащихся в практике своей педагогической деятельности применяет менее 40 % учителей школы Рейтинговую оценку знаний учащихся в практике своей педагогической деятельности применяют отдельные учителя школы
15. Полнота содержательной и методической разработанности рейтинговой оценки знаний учащихся Полнота содержательной и методической разработанности рейтинговой оценки знаний учащихся вполне достаточная Полнота содержательной и методической разработанности рейтинговой оценки знаний учащихся в основном достаточная Полнота содержательной и методической разработанности рейтинговой оценки знаний учащихся не вполне достаточная
Упорядочение домашних заданий 16. Согласование учителями объема ежедневных домашних заданий По объему согласовываются все ежедневные домашние задания По объему согласовываются все письменные и частично устные домашние задания По объему частично согласовываются только письменные домашние задания


Продолжение таблицы 13

  17. Время, затрачиваемое учащимися ежедневно на выполнение домашних заданий Учащиеся затрачивают на выполнение домашних заданий время, равное 10-15 % от общей их ежедневной учебной нагрузки Учащиеся затрачивают на выполнение домашних заданий более 20-30 % времени от их общей ежедневной учебной нагрузки Учащиеся затрачивают на выполнение домашних заданий более 50 % времени от их общей ежедневной учебной нагрузки
18. Своевременная коррекция объема домашних заданий на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража затрачиваемого на их выполнение времени Коррекция объема домашних заданий на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража затрачиваемого на их выполнение времени осуществляется регулярно Коррекция объема домашних заданий на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража затрачиваемого на их выполнение времени осуществляется не более двух раз в год Коррекция объема домашних заданий на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража затрачиваемого на их выполнение времени осуществляется реже одного раза в год
Здоровьеориентированная направленность итогового контроля знаний учащихся 19. Наличие «здоровьеориентированного» для каждого класса (или для каждой параллели) графика проведения итоговых контрольных работ В каждом классе проводится не более двух итоговых контрольных работ в неделю В большинстве классов проводится от трех до пяти итоговых контрольных работ в неделю В некоторых классах проводится более шести итоговых контрольных работ в неделю


Продолжение таблицы 13

  20. Снижение в период проведения итоговых контрольных работ объема домашних заданий по предметам, по которым учащиеся в данную неделю не пишут контрольные работы В период проведения итоговых контрольных работ домашние задания по другим предметам учащимся не задаются В период проведения итоговых контрольных работ учащимся задаются только устные домашние задания В период проведения итоговых контрольных работ объема домашних заданий практически не уменьшается
21. Использование на контрольных уроках специальных мероприятий, направленных на снижение стрессового состояния учащихся На контрольных уроках используются специальные мероприятия, направленных на снижение стрессового состояния учащихся На преобладающем количестве контрольных уроках используются специальные мероприятия, направленных на снижение стрессового состояния учащихся Специальные мероприятия, направленные на снижение стрессового состояния учащихся, на контрольных уроках используются редко
Наличие в системе образования данной школы уроков здоровья (валеологии) 22. Наличие уроков здоровья (валеологии) в учебном плане Во всех классах школы еженедельно проводится по одному уроку здоровья (валеологии) В начальных классах и во всех классах среднего звена школы еженедельно проводится по одному уроку здоровья (валеологии) Только в начальных классах еженедельно проводится по одному уроку здоровья (валеологии)
23. Соответствие уроков здоровья (валеологии) предъявляемым к ним требованиям Соответствие уроков здоровья (валеологии) предъявляемым к ним требованиям вполне достаточное Соответствие уроков здоровья (валеологии) предъявляемым к ним требованиям в основном достаточное Уроки здоровья (валеологии) соответствуют предъявляемым к ним требованиям в незначительной степени

Продолжение таблицы 13

Включение учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин 24. Количество учителей, приступивших к разработке программ интегративных курсов Более 70 % учителей школы приступили к разработке программ интегративных курсов Около 40 % учителей школы приступили к разработке программ интегративных курсов Интегративные курсы разрабатывают отдельные учителя
25. Количество учителей, завершающих или завершивших разработку интегративных курсов Более 30 % учителей школы завершили разработку интегративных курсов Более 30 % учителей школы завершают разработку интегративных курсов Только отдельные учителя школы завершают разработку интегративных курсов
26. Количество учителей, приступивших к реализации в своей педагогической деятельности программ интегративных курсов Около 30 % учителей школы приступили к реализации интегративных курсов в своей педагогической деятельности Около 15 % учителей школы приступили к реализации интегративных курсов в своей педагогической деятельности Только отдельные учителя приступили к реализации интегративных курсов в своей педагогической деятельности

 


Таблица 14




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.039 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7