Дело – организация здоровьетворящего образования
|
Уровень
| Баллы по показателям
|
Актуальность дела
| Объективная и творческая новизна идеи, на основе которой организуется дело
| Соответствие каждого этапа дела, каждой частной идеи общей идее и цели
| Возможность реализации отдельных моментов организуемого дела в любых условиях
| Результативность дела
|
Творческий
|
|
|
|
|
|
Интроективный
|
|
|
|
|
|
Пропедевтический
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 11
Субъекты организуемого процесса здоровьетворящего образования – учащиеся и учителя
|
Уровень
| Баллы по показателям
|
Принятие субъектами образовательного процесса идеи и проявление к ней интереса
| Баланс интересов разных групп субъектов образовательного процесса
| Активность субъектов образовательного процесса в организации дела
| Скорость включения субъектов в самостоятельную деятельность по реализации принятой идеи в собственной жизни
| Скорость включения субъектов в деятельность по распространению идеи в социуме
|
Творческий
|
|
|
|
|
|
Интроективный
|
|
|
|
|
|
Пропедевтический
|
|
|
|
|
|
Способ организации процесса здоровьетворящего образования в школе
|
Уровень
| Баллы по показателям
|
Количество и качественное разнообразие действий, направленных на формирование у учителей готовности к здоровьетворению
| Количество и качественное разнообразие действий, направленных на формирование у учащихся готовности к здоровьетворению
| Количество и качественное разнообразие мероприятий, обеспечивающих «оздоровление» учебного процесса
| Соотнесенность всех обозначенных моментов процесса между собой
|
Творческий
|
|
|
|
|
Интроективный
|
|
|
|
|
Пропедевтический
|
|
|
|
|
| | | | | | | | |
Продолжение таблицы 11
Временные характеристики организации процесса здоровьетворящего образования
|
Уровень
| Баллы по показателям
|
Общая продолжительность организуемого процесса в соотнесении с количеством включенных в него учащихся и учителей
| Периодич-ность и регулярность составляющих дело содержательных компонентов
| Продолжи-тельность каждого отдельного этапа организуемого процесса, соотнесенная с его общей продолжительностью
| Временная определенность каждого содержательного момента организуемого процесса
|
Творческий
|
|
|
|
|
Интроективный
|
|
|
|
|
Пропедевтический
|
|
|
|
|
Пространственные условия организации процесса здоровьетворящего образования
|
Уровень
| Баллы по показателям
|
Соответствие пространства задачам, решаемым на каждом этапе организуемого дела
| Возможность приспособления пространства к требующим решения задачам
| Необходимая и достаточная материально-техническая оснащенность пространства при минимальных финансовых затратах
|
Творческий
|
|
|
|
Интроективный
|
|
|
|
Пропедевтический
|
|
|
|
| | | | | | |
Руководствуясь методикой выявления уровней эффективности, предложенной А. А. Кыверялгом, мы определили границы низкого – пропедевтического уровня организации здоровьетворящего образования от 0 до 10 баллов, среднего – интроективного – от 11 до 30 баллов и высокого – творческого – от 31 до 42 баллов (см. табл. 12).
Таблица 12
Шкала оценки уровней организации
здоровьетворящего образования в школе
Уровень организации здоровьетворящего образования в школе
| Пропедевтический
| Интроективный
| Творческий
|
Оценка в баллах
| 0 – 10
| 11 – 30
| 31 – 42
|
Кроме того, мы разработали ряд критериев, качественно конкретизирующих способ организации здоровьетворящего образования в современной общеобразовательной школе и отражающих, на наш взгляд, финансовую и материальную экономичность (малозатратность) предлагаемого нами подхода. Это: 1) реализация в педагогическом процессе специальных мероприятий, ориентированных на здоровье его субъектов (реализация системы динамических пауз на уроке, организация динамических перемен и прочих форм, обеспечивающих оптимальную двигательную активность учителей и учащихся в учебном процессе); 2) внедрение в педагогический процесс принципов здоровьетворящего образования; 3) использование в учебном процессе здоровьетворящих педагогических технологий; 4) здоровьеориентированная организация уроков по различным учебным предметам; 5) внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся рейтинговой оценки; 6) упорядочение системы домашних заданий; 7) здоровьеориентированная направленность итогового контроля знаний учащихся; 8) наличие в системе образования данной школы уроков здоровья (валеологии); 9) включение учителей в разработку интегративных учебных программ. Обозначим показатели по каждому из вышеназванных критериев.
1. Реализация в педагогическом процессе специальных мероприятий, ориентированных на здоровье его субъектов, отслеживается нами по их количеству в силу того, что активизация одной сферы организма индивида закономерно вызывает активизацию других сфер. Поэтому включение в урок и во внеурочное время (на переменах, до и после уроков) специальных мероприятий, ориентированных на здоровье его субъектов, способствует его сохранению и укреплению. В качестве таких мероприятий в нашей концепции здоровьетворящего образования выступают: система динамических (или психологических) пауз на уроке, описанная в четвертом параграфе третьей главы; организация динамических перемен; утренняя гимнастика для учащихся первой смены, а также гимнастика перед уроками для учащихся второй смены; наличие в уроке этапов, обеспечивающих учащимся возможность физического движения: изменения позы, перемещения в пространстве класса и т. п. Количество и регулярность таких мероприятий на уроках как количественное выражение его здоровьетворящего потенциала дает основание считать этот показатель достоверным признаком здоровьетворящего образования.
2. Внедрение в педагогический процесс принципов здоровьетворящего образования отслеживается нами, во-первых, по количеству учителей, строящих свою педагогическую деятельность на основе принципов здоровьетворящего образования, во-вторых, по полноте использования учителями данных принципов.
3. Использование в учебном процессе здоровьетворящих педагогических технологий, направленных на сохранение и становление здоровья учащихся и учителей, мы отслеживаем, во-первых, по количеству учителей, применяющих на своих уроках данные технологии, и, во-вторых, по частоте использования ими данных технологий на своих уроках.
4. Здоровьеориентированную организацию уроков по различным учебным предметам мы измеряем, во-первых, по наличию в начале каждого урока специального психологического настроя, позитивной установки на урок, а в конце каждого урока – этапа благодарения, во-вторых, по количеству эвристических вопросов учителя на одном уроке, предполагающих активизацию мыслительной деятельности учащихся; в-третьих, учет учителем на уроке субъектного опыта; в-четвертых, по количеству ситуаций на уроке, способствующих обнаружению учащимися смысла в предлагаемых для усвоения знаниях; в-пятых, по наличию у учащихся возможности свободного высказывания своего мнения по поводу предлагаемого учебного материала.
5. Внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся рейтинговой оценки мы отслеживаем по количеству учителей, применяющих эту методику в практике своей педагогической деятельности; по полноте ее содержательной и методической разработанности.
6. Показателями упорядочения домашних заданий учащихся является, во-первых, согласование учителями объема ежедневных домашних заданий учащихся по разным предметам; во-вторых, время, затрачиваемое учащимися ежедневно на выполнение домашних заданий; и, в-третьих, своевременная коррекция учителями этого процесса на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража времени, затрачиваемого ими на выполнение заданий.
7. Здоровьеориентированная направленность итогового контроля знаний учащихся отслеживается, во-первых, по наличию «здоровьеориентированного» для каждого класса (или для каждой параллели) графика проведения итоговых контрольных работ; во-вторых, по снижению в период проведения итоговых контрольных работ объема домашних заданий (или полному отказу от них) по другим предметам, то есть по тем, предметам, по которым учащиеся в данную неделю не пишут контрольные работы; в-третьих, по использованию на контрольных уроках специальных мероприятий, направленных на снижение стрессового состояния учащихся.
8. Наличие в системе образования данной школы уроков здоровья (валеологии), нацеленных, во-первых, на формирование у учащихся системы знаний об их личном здоровье; во-вторых, на практическую подготовку учащихся к становлению собственного здоровья в процессе жизнедеятельности; в-третьих, на систематизацию всех получаемых учащимися в процессе образования знаний с позиции их значимости и полезности для их здоровья, отслеживается по наличию этих уроков в учебном плане и по соответствию этих уроков предъявляемым к ним требованиям, описанным в четвертом параграфе третьей главы;
9. Включение учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин мы измеряем по количеству учителей, приступивших к разработке программ таких курсов, по количеству учителей, уже завершающих или завершивших подобную работу, и по количеству учителей, приступивших к реализации в своей педагогической деятельности таких программ.
Уровневая наполненность этих критериев и показателей, а также техника их оценки представлены соответственно в табл. 13 и 14.
Из табл. 13 видно, что максимальная эффективность способа организации здоровьетворящего образования в школе равняется 58 баллам. При этом о высоком уровне эффективности способа организации здоровьетворящего образования, согласно методике А. А. Кыверялга, свидетельствуют баллы в диапазоне от 44 до 58, о среднем уровне – баллы в диапазоне от 16 до 43, а о низком уровне – баллы в диапазоне от 0 до 15 (см. табл. 15). Таким образом, совокупность обозначенных показателей в их количественной и качественной соотнесенности служит основанием для достоверных выводов об уровне организации здоровьетворящего образования в данном образовательном учреждении.
Эффективность организации здоровьетворящего образования мы измеряем двумя видами критериев личностного характера: 1) критериями сформированности у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению, 2) критериями оценки тех составляющих здорового образа их жизни, формирование которых возможно в рамках педагогического процесса в школе.
В качестве критериев сформированности у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению мы определили, во-первых, уровень потребности в здоровьетворении, во-вторых, уровень способности к здоровьетворению и, в-третьих, уровень решимости в отношении здоровьетворения. Показателями потребности в данном случае является
Таблица 13
Качественные критерии оценки эффективности способа организации здоровьетворящего образования
в школе
Критерии
| Уровни
Показатели
| Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
|
Реализация в педагогическом процессе специальных мероприятий, ориентированных на здоровье его субъектов
| 1. Система динамических (или психологических) пауз на уроке
| В каждый урок включены динамические (или психологические) паузы во всех классах школы
| Динамические (или психологические) паузы включаются в уроки в начальной школе и в некоторые уроки в среднем звене
| Динамические (или психологические) паузы включаются в некоторые уроки и только в начальной школе
|
2. Организация динамических перемен
| В школе регулярно проводятся динамические перемены
| Динамические перемены проводятся только в начальной школе
| Динамические перемены проводятся в школе
|
3. Утренняя гимнастика для учащихся первой смены и гимнастика перед уроками для учащихся второй смены
| Утренняя гимнастика для учащихся первой смены и гимнастика перед уроками для учащихся второй смены является для школы нормой
| Гимнастика перед уроками проводится только для учащихся начальных классов
| Гимнастика перед уроками в школе проводится ситуативно
|
4. Наличие в уроке этапов, обеспечивающих учащимся возможность физического движения
| Организация каждого урока обеспечивает учащимся возможность физического движения
| Организация большинства уроков обеспечивает учащимся возможность физического движения
| На уроках отсутствует организация учителем физических движений учащихся
|
Продолжение таблицы 13
Внедрение в педагогический процесс принципов здоровьетворящего образования
| 5. Количество учителей, строящих свою педагогическую деятельность на основе принципов здоровьетворящего образования
| Все учителя школы реализуют в своей педагогической деятельности принципы здоровьетворящего образования
| Более половины учителей школы реализуют в своей педагогической деятельности принципы здоровьетворящего образования
| Принципы здоровьетворящего образования реализуют в своей педагогической деятельности отдельные учителя
|
6. Полноте использования учителями данных принципов
| Все учителя школы используют в своей деятельности все принципы здоровьетворящего образования
| Более половины учителей школы используют в своей деятельности все принципы здоровьетворящего образования
| Учителя школы используют в своей деятельности отдельные принципы здоровьетворящего образования
|
Использование в учебном процессе здоровьетворящих педагогических технологий
| 7. Количество учителей, применяющих на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии
| Все учителя школы применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии
| Более половины учителей школы применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии
| Здоровьетворящие педагогические технологии применяют на своих уроках отдельные учителя школы
|
8. Частота использования учителями здоровьетворящих педагогических технологий на своих уроках.
| Все учителя школы регулярно применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии
| Более половины учителей школы регулярно применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии
| Отдельные учителя школы изредка применяют на своих уроках здоровьетворящие педагогические технологии
|
| | | | | |
Продолжение таблицы 13
Здоровьеориентированная организация уроков по различным учебным предметам
| 9. Наличие этапа позитивной установки учащихся на урок в начале него и этапа благодарения в конце
| Каждый школьный урок в каждом классе начинается с этапа позитивной установки на урок и заканчивается этапом благодарения
| Большинство уроков в школе начинаются с этапа позитивной установки на урок и заканчивается этапом благодарения
| Этапы позитивной установки на урок и благодарения присутствуют на отдельных уроках
|
10. Количество эвристических вопросов учителя на одном уроке
| Преобладающее большинство вопросов учителя носит эвристический характер
| Достаточно большое количество вопросов учителя носит эвристический характер
| Незначительное количество вопросов учителя носит эвристический характер
|
11. Учет учителем на уроке субъектного опыта учащихся
| Учитель всегда строит изучение новой темы в опоре на субъектный опыт учащихся
| Учитель часто опирается на субъектный опыт учащихся при изучении новой темы
| Учитель при изучении новой темы не придает значения наличию у учащихся субъектного опыта
|
12. Осмысленное усвоение учащимися учебных знаний
| Все уроки организованы с ориентацией на осмысленное усвоение учащимися учебных знаний
| Большинство уроков с ориентацией на осмысленное усвоение учащимися учебных знаний
| с ориентацией на осмысленное усвоение учащимися учебных знаний организуются редко отдельные уроки
|
Продолжение таблицы 13
| 13. Наличие у учащихся возможности свободного высказывания своего мнения по поводу предлагаемого учебного материала
| Учащихся всегда имеют возможность свободно высказывать на уроке свое мнения по поводу предлагаемого учебного материала
| Учащихся имеют возможность свободно высказывать свое мнение по поводу предлагаемого учебного материала на уроках у большинства учителей
| Учащихся не имеют возможности свободно высказывать на уроке свое мнение по поводу предлагаемого учебного материала
|
Внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся рейтинговой оценки
| 14. Количество учителей, применяющих рейтинговую оценку знаний учащихся в практике своей педагогической деятельности;
| Рейтинговую оценку знаний учащихся в практике своей педагогической деятельности применяет большинство учителей школы
| Рейтинговую оценку знаний учащихся в практике своей педагогической деятельности применяет менее 40 % учителей школы
| Рейтинговую оценку знаний учащихся в практике своей педагогической деятельности применяют отдельные учителя школы
|
15. Полнота содержательной и методической разработанности рейтинговой оценки знаний учащихся
| Полнота содержательной и методической разработанности рейтинговой оценки знаний учащихся вполне достаточная
| Полнота содержательной и методической разработанности рейтинговой оценки знаний учащихся в основном достаточная
| Полнота содержательной и методической разработанности рейтинговой оценки знаний учащихся не вполне достаточная
|
Упорядочение домашних заданий
| 16. Согласование учителями объема ежедневных домашних заданий
| По объему согласовываются все ежедневные домашние задания
| По объему согласовываются все письменные и частично устные домашние задания
| По объему частично согласовываются только письменные домашние задания
|
Продолжение таблицы 13
| 17. Время, затрачиваемое учащимися ежедневно на выполнение домашних заданий
| Учащиеся затрачивают на выполнение домашних заданий время, равное 10-15 % от общей их ежедневной учебной нагрузки
| Учащиеся затрачивают на выполнение домашних заданий более 20-30 % времени от их общей ежедневной учебной нагрузки
| Учащиеся затрачивают на выполнение домашних заданий более 50 % времени от их общей ежедневной учебной нагрузки
|
18. Своевременная коррекция объема домашних заданий на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража затрачиваемого на их выполнение времени
| Коррекция объема домашних заданий на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража затрачиваемого на их выполнение времени осуществляется регулярно
| Коррекция объема домашних заданий на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража затрачиваемого на их выполнение времени осуществляется не более двух раз в год
| Коррекция объема домашних заданий на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража затрачиваемого на их выполнение времени осуществляется реже одного раза в год
|
Здоровьеориентированная направленность итогового контроля знаний учащихся
| 19. Наличие «здоровьеориентированного» для каждого класса (или для каждой параллели) графика проведения итоговых контрольных работ
| В каждом классе проводится не более двух итоговых контрольных работ в неделю
| В большинстве классов проводится от трех до пяти итоговых контрольных работ в неделю
| В некоторых классах проводится более шести итоговых контрольных работ в неделю
|
Продолжение таблицы 13
| 20. Снижение в период проведения итоговых контрольных работ объема домашних заданий по предметам, по которым учащиеся в данную неделю не пишут контрольные работы
| В период проведения итоговых контрольных работ домашние задания по другим предметам учащимся не задаются
| В период проведения итоговых контрольных работ учащимся задаются только устные домашние задания
| В период проведения итоговых контрольных работ объема домашних заданий практически не уменьшается
|
21. Использование на контрольных уроках специальных мероприятий, направленных на снижение стрессового состояния учащихся
| На контрольных уроках используются специальные мероприятия, направленных на снижение стрессового состояния учащихся
| На преобладающем количестве контрольных уроках используются специальные мероприятия, направленных на снижение стрессового состояния учащихся
| Специальные мероприятия, направленные на снижение стрессового состояния учащихся, на контрольных уроках используются редко
|
Наличие в системе образования данной школы уроков здоровья (валеологии)
| 22. Наличие уроков здоровья (валеологии) в учебном плане
| Во всех классах школы еженедельно проводится по одному уроку здоровья (валеологии)
| В начальных классах и во всех классах среднего звена школы еженедельно проводится по одному уроку здоровья (валеологии)
| Только в начальных классах еженедельно проводится по одному уроку здоровья (валеологии)
|
23. Соответствие уроков здоровья (валеологии) предъявляемым к ним требованиям
| Соответствие уроков здоровья (валеологии) предъявляемым к ним требованиям вполне достаточное
| Соответствие уроков здоровья (валеологии) предъявляемым к ним требованиям в основном достаточное
| Уроки здоровья (валеологии) соответствуют предъявляемым к ним требованиям в незначительной степени
|
Продолжение таблицы 13
Включение учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин
| 24. Количество учителей, приступивших к разработке программ интегративных курсов
| Более 70 % учителей школы приступили к разработке программ интегративных курсов
| Около 40 % учителей школы приступили к разработке программ интегративных курсов
| Интегративные курсы разрабатывают отдельные учителя
|
25. Количество учителей, завершающих или завершивших разработку интегративных курсов
| Более 30 % учителей школы завершили разработку интегративных курсов
| Более 30 % учителей школы завершают разработку интегративных курсов
| Только отдельные учителя школы завершают разработку интегративных курсов
|
26. Количество учителей, приступивших к реализации в своей педагогической деятельности программ интегративных курсов
| Около 30 % учителей школы приступили к реализации интегративных курсов в своей педагогической деятельности
| Около 15 % учителей школы приступили к реализации интегративных курсов в своей педагогической деятельности
| Только отдельные учителя приступили к реализации интегративных курсов в своей педагогической деятельности
|
Таблица 14