Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и структура объектов интеллектуальной собственности



2015-11-10 1334 Обсуждений (0)
Сущность и структура объектов интеллектуальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок




В российском законодательстве «интеллектуальная собственность», согласно Федеральному закону от 13 ок­тября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности», представляет собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, то есть «исключительные права на литера­турные, художественные и научные произведения, прог­раммы для электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения, промышлен­ные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наи­менования, товарные знаки, знаки обслуживания) и дру­гие результаты интеллектуальной деятельности и сред­ства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом».

С вступлением в действие новой, IV части ГК РФ, посвященной авторским правам объекты промышленной собственности разделены на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. К первым относятся объекты патентного права – изобретение, полезная модель, промышленный образец, ноу-хау. В качестве средств индивидуализации выделены фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение.

Для выяснения сущности предмета исследования необходимо определить права на объекты интеллектуальной собственности, которыми могут обладать предприятия и физические лица.

Без достижения ясности в этом вопро­се невозможно провести границу между имущест­вом, которое подлежит учету в качестве НМА, и очень близкими по содержанию активами, относимыми, тем не менее, к иным учетным категориям.

В работе мы лишь охарактери­зуем совокупность этих прав для того, чтобы в конечном итоге определить, какими документами должны оформляться те или иные исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые составляют основную часть нематериальных активов.

Одним из видов прав на объекты интеллектуальной собственности являются авторские неимущественные права. Авторское право как на произведение науки, литературы и искусства, так и на компьютерное программное обеспечение возникает в силу факта его создания.

Автор имеет право обнародовать (опубликовать) или разрешить обнародовать произведение в любой форме, а также может в любой момент, изменив свое решение, отозвать произведение, за­претив его обнародование.

Кроме того, автор имеет право защищать свое произве­дение от искажения, а также такого использования, кото­рое может нанести ущерб автору, его чести и достоинству.

Однако все эти права не связаны прямо с возможностью получения какого-либо дохода, да и никакое юридическое лицо не может воспользовать­ся этими сторонами авторского права в своей производ­ственной или управленческой деятельности. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним да­же в случае совершения уступки исключительных прав на использование произведения другому лицу.

Помимо личных неимущественных прав существуют также имущественные права. Сущ­ность этой категории прав и составляет использование произведения, в том числе и в коммерческих целях.

Изначально исключительные права на использование произведения в любой форме и лю­бым способом принадлежат его автору, а затем по авторскому договору могут предоставляться другим лицам только те права, которые прямо названы в тексте договора.

Право на получение патента на изобретение, полез­ную модель, промышленный образец, созданные работни­ком в связи с выполнением им своих служебных обязан­ностей или полученного им от работодателя конкретного задания, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное.

Автор имеет право на вознаграждение, соразмерное не только фактически полученной работодателем выгоде, но и той, которая могла бы быть им получена при надле­жащем использовании объекта промышленной собственности.

В случае если работодатель в течение четырех месяцев с даты уведомления его автором о созданном объекте промышленной стоимости не подаст заявку в патентное ведомство (не переуступит такое право другому лицу или не сообщит автору о сохранении соответствующего объекта в тайне), автор получает право подать заявку и получить патент на свое имя. Тогда работодатель смо­жет использовать такой объект промышленной собствен­ности в собственном производстве только после выплаты автору - патентообладателю компенсации, определяемой на договорной основе.

Нарушением исключительного права патентооблада­теля считается несанкционированное изготовление, при­менение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованное изобрете­ние (полезную модель, промышленный образец), либо применение способа, охраняемого патентом на изобрете­ние.

Товарный знак и знак обслуживания (по-иному име­нуемые также «торговая марка») предс­тавляют собой обозначения, которые несут функцию вы­деления, обособления товаров и услуг одних юридических или физических лиц по сравнению с одно­родными товарами и услугами других лиц.

На зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания выдается свидетельство, кото­рое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Такое право озна­чает, что только владелец товарного знака имеет право, как пользоваться и распоряжаться товарным знаком, так и запрещать его использование другими лицами.

Регистрация товарного знака действует в течение де­сяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство, с правом сколько угодно раз продлевать этот срок - каждый раз на десять лет.

Товарный знак относится к средствам индивидуализации. Регистрацией товар­ных знаков тоже занимаются патентные поверенные. По завершению регистрации владельцу выдается свиде­тельство на товарный знак (знак обслуживания).

С расширением сферы применения вычислительной техники в производственной и хозяйственной деятель­ности предприятий все большее значение имеет проблема защиты авторских прав на компьютерное программное обеспечение .

Действующее законодательство выделяет две катего­рии прав на компьютерные программы и базы данных: исключительные авторские права и права на использова­ние. При этом исключительные авторские права могут быть личными и имущественными.

Изначально имущественные права, естественно, при­надлежат автору программы (базы данных), однако он может уступить их по договору иному лицу, которое в та­ком случае становится правообладателем.

Договор на уступку имущественных прав заключает­ся в письменной форме и должен устанавливать следую­щие существенные условия: объем и способы использования программы или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.

При этом следует иметь в виду, что имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.



2015-11-10 1334 Обсуждений (0)
Сущность и структура объектов интеллектуальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и структура объектов интеллектуальной собственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1334)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)