Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Показатели динамики изменения стиля взаимоотношений с ребенком




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(по тесту “Рука”)

 

Параметр Группа Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Р
Агрессивность КГ 2,86±0,66 2,93±0,98  
ЭГ 2,88±0,10 2,04±0,06 <0,05
Директивность КГ 3,00±0,12 3,55±0,08 <0,05
ЭГ 3,13±0,43 1,81±0,26 <0,05
Кооперация КГ 2,38±0,68 2,50±0,99  
ЭГ 1,20±0,15 -2,11±0,12 <0,05

 

Интерпретация данных таблицы 6 подтверждает результаты предыдущей методики; наблюдается снижение агрессивности, директивности родителей экспериментальной группы, а также изменение общей направленности общения с конфронтации на кооперацию.

Показатели эмпатии у родителей экспериментальной группы по проективной методике «Тест символических заданий» увеличились в среднем с 1,57±0,07 до 2,95±0,13 (Р<0,05), т.е. повысился уровень взаимопонимания, духовной близости, способности понимать и сопереживать своему ребенку в контрольной группе такой рост был не значительным (с 2,45±0,21 до 2,50±0,22).

Таким образом результаты диагностики и анкетирования родителей свидетельствуют, что по окончании проведения комплексной системы работы по оптимизации детско-родительских отношений у родителей повысились показатели принятия собственного ребёнка; заинтересованности в его делах и планах, сочувствие и поддержка ребёнка в сложных ситуациях. Родители стали более демократичными в вопросах воспитания, реже использовались авторитарные методы, у них понизилась тревожность и они смогли более раскрепощённо выражать свои чувства, уверенно осуществлять воспитательные функции.



В анкетах большинство родителей говорят о том, что они стали лучше понимать своих детей, доверять им, укрепилось чувство удовлетворения процессом общения и воспитания детей, повысилась родительская ответственность и самосознание. И, как следствие, уменьшилось количество негативных проявлений в поведении детей, снизился уровень тревожности на семейную ситуацию, наладились детско-родительские взаимоотношения в семье, повысился родительский авторитет и ориентация ребёнка на родителя, посещавшего наши занятия.

Полученные результаты подтверждают позитивное влияние условий оптимизации психического развития, созданных на базе массового дошкольного учреждения на преодоление личностных аномалий и задержки в развитии детей с ЗПР, включающих организацию референтного общения детско-взрослого сообщества через включение в коррекционно-развивающую работу близких взрослых ребенка.

 

Изучение особенностей психического развития детей с ЗПР
при поступлении в школу

 

Исследование проводилось в контрольной, экспериментальной и фоновой группах. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 37 чел., посещающих специализированные группы в 1995-1998 гг., из них: 14 детей – 6,5-7лет; 19 – 7,5-8 лет и 4 – 8-8,5лет, оставленных в группе по рекомендации детского психиатра. Контрольную группу (КГ) составили дети близкого возраста с тем же диагнозом, воспитывающиеся в домашних условиях или в обычных детских садах, школах (25 детей). Из них: 10 человек – 6,5-7лет; 13детей – 7,5-8лет и 2 – 8,2 и 8,5лет. В состав фоновой группы (ФГ) вошли 15 детей из них: 2 – 6,5-7лет, 10детей – 7,5-8 лет и 3 – 8-8,5 лет с ЗПР, также посещающие специализированную группу логопедического профиля, но в другом детском дошкольном учреждении. С ними коррекционно-развивающая работа осуществлялась в сокращенном объеме, без привлечения к активной работе родителей и специальной подготовки педагогов.

Данные, приведенные в табл. 7 иллюстрируют половой и возрастной состав участников исследования.

Таблица 7

Распределение детей, принимавших участие в исследовании,
по полу и возрасту, %

Параметры (возраст, пол) ЭГ КГ ФГ
6,5-7 лет 37,8 40,0 26,6
7,5-8 лет 51,3 52,0 53,3
8-8,5 лет 10,8 8,0 20,0
Мальчики 78,4 72,0 80,0
Девочки 21,6 28,0 20,0

 

Наблюдаемое преобладание мальчиков в среднем в 3-3,5 раза в группах детей с ЗПР, как видно из таблицы 7, соответствует литературным данным о сравнительной частоте нарушений в умственном развитии лиц разного пола (В.П.Эфроимсон, М.Г.Блюмина, 1987; И.Ф.Марковская, 1995 и др.).

Представляется важным, что все дети ЭГ находились в практически одинаковых условиях воспитания и обучения в специализированных группах для детей с ЗПР. Кроме того, комплектование этих групп и выпуск детей в школы проводились на основании заключений медико-психолого-педагогической комиссии, т.е. при отборе детей мы следовали единым установкам в вопросах диагностики ЗПР. Таким образом, можно говорить о достаточной чистоте клинического состава детей, что не позволяет усомниться в достоверности данных, полученных при анализе.

Комплексная оценка динамики психического развития детей в ЭГ, ФГ, КГ проводилась по завершении цикла коррекционных мероприятий и поступлении детей в школу.

Изучение психолого-педагогической готовности к обучению в школе проводилось по методикам [135; 110; 1].

· Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе С.А. Банкова [1], позволила собрать сведения о запасе представлений ребенка, его ориентировке в окружающей его среде, семейной ситуации, ввести ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Большинство детей из контрольной группы отнесены к числу «незрелых» (в среднем – 17,6 баллов), не готовых к школьному обучению. Эти дети имеют недостаточный объем знаний об окружающей действительности, плохо ориентируются во времени и пространстве. Эти недостатки могут быть проявлением общей социально-педагогической запущенности, еще более усугубившей первичный дефект, так как в основном эти дети не посещали детские сады, а их родители не придавали особого значения недостаткам их развития, многие даже не предполагали, что у ребенка есть задержка психического развития.

Дети фоновой группы имеют несколько лучшие результаты (в среднем – 20,7 баллов), что может быть следствием их общения с более развитыми сверстниками; работы, по ознакомлению с окружающим миром, которая проводится в рамках программных требований в детском саду. Средне-групповой показатель готовности детей к обучению уже приближается к критерию «средне зрелые».

Дети экспериментальной группы, получившие своевременную психолого-педагогическую помощь в условиях специализированных групп для детей с ЗПР, относятся к категориям средне- и школьно-зрелых (в среднем – 23,9 баллов). У детей в достаточном объеме сформированы представления об окружающем мире, отмечается хорошая ориентировка в пространстве и времени, положительная мотивация к обучению в школе, что позволяет сделать вывод о позитивном влиянии специализированной помощи на развитие психосоциальной зрелости, профилактику явлений социально-педагогической запущенности, характерной для детей с ЗПР.

Сравнительные результаты оценки психосоциальной зрелости детей с ЗПР иллюстрирует рисунок 3.

Рис.3 Оценка психосоциальной зрелости

 

Примечание: Различия между всеми параметрами статистически значимы

· В таблице 8 представлены сравнительные результаты исследования личностных характеристик и индивидуальных особенностей детей, полученные по тесту Люшера (математическая обработка [5]).

Таблица 8




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7