С несовершеннолетними подозреваемыми и правонарушителями
Еще меньше респондентов используют прием «опора на положительное»: лишь каждый третий участковый уполномоченный милиции (33,2 %), каждый четвертый следователь (25,3 %), каждый пятый сотрудник уголовного розыска (21,2 %) и каждый десятый инспектор по делам несовершеннолетних (13,3 %). Причиной этого, на наш взгляд, являются негативные стереотипы, которые срабатывают у сотрудников в отношении подростков, совершивших преступление. Эти стереотипы есть у любого человека, который сталкивается с негативным, аморальным, а тем более противоправным поведением другого человека. Таким образом, несмотря на то, что сотрудники органов внутренних дел имеют представления о приемах психологического контакта и обладают определенными коммуникативными навыками, они не в полной мере используют выше указанные приемы при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Это в свою очередь приводит к возникновению почти у каждого второго сотрудника органов внутренних дел психологических трудностей в установлении и поддержании с подростками психологического контакта, что в целом снижает эффективность расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Рассматриваемая проблема связана с вопросами уровня профессионально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к расследованию групповых преступлений несовершеннолетних. Статья 22 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, требует обеспечить профессиональную компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних. На этом же настаивает и Верховный Суд РФ, подчеркивающий, в частности, что в целях обеспечения строгого выполнения требований уголовно-процессуального законодательства, в том числе норм, специально регулирующих производство по делам несовершеннолетних, дела данной категории должны рассматриваться под председательством наиболее опытных судей, а специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии[125]. Подобная практика имеется и в органах внутренних дел. Но, к сожалению, не всегда это соблюдается и не на должном уровне проводится соответствующая работа. 5) Изучение в ходе предварительного расследования подозреваемого в преступлении несовершеннолетнего неотделимо от воспитания, перевоспитания его личности и побуждения к самовоспитанию. Увы, как показывают результаты нашего исследования, далеко не все и респонденты признают необходимость воспитательной работы с несовершеннолетними (см. табл. № 14). Как видно из таблицы почти каждый третий сотрудник уголовного розыска и следователь (29,7 и 32,5 % соответственно), каждый пятый участковый уполномоченный (17,4 %) и каждый десятый инспектор по делам несовершеннолетних (10,4 %) считают, что в рамках своих служебных обязанностей они не должны заниматься воспитательной работой с несовершеннолетними подозреваемыми, правонарушителями. Заметим, что таким образом ответили сотрудники с разным стажем работы. В связи с этим хочется отметить, что в соответствие с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указаниями министра внутренних дел и решениями февральской коллегии МВД России проблемам профилактики преступности несовершеннолетних в деятельности подразделений органов внутренних дел отводится особое значение. Неслучайно ст. 20 указанного закона гласит, что «органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации». Считаем, что в современных условиях трудно оспорить тот факт, что профилактическая работа неотделима от выполнения сотрудниками органов внутренних дел воспитательных функций в отношении несовершеннолетних правонарушителей. К сожалению, как свидетельствуют приведенные нами данные, предупреждение преступности, выявление, ограничение и нейтрализация факторов преступного поведения несовершеннолетних еще не стало для определенной части сотрудников милиции одной из основных задач их профессиональной деятельности.
Таблица № 14. О проведении воспитательной работы
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (717)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |