Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних при расследовании групповых преступлений



2015-11-10 971 Обсуждений (0)
Учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних при расследовании групповых преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Специализация следователей, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних, предполагает глубокое знание и учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Говоря о специализации производства по делам несовершеннолетних, будем понимать: систему взаимосвязанных требований закона и тактических рекомендаций, обеспечивающих всесторонний учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностей несовершеннолетних на всех стадиях процесса, в предмете и способе доказывания, причем в той мере, в какой эти особенности действительно существуют и могут повлиять на ход и результаты производства по делу.

Четкое научно-психологическое обоснование возрастных критериев социализации особенно необходимо в праве, которое их формализует, а затем на этом основании устанавливает пределы ответственности граждан и вытекающие из нее последствия, объем прав и обязанностей и т.д.[148] Практически все отрасли права учитывают возрастные особенности личности. Эти особенности основываются на положении о психологической и криминологической несформированности подростка до достижения им определенного возраста. В ходе биологического развития личности подросток лишь постепенно включается в различного рода социальные связи, доступные ему как по возрасту, так и по уровню психического развития.

Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступлений исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Создание методики расследования преступлений несовершеннолетних обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющих объективно-субъективную природу. Объективную ее часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную – специфика формирования конкретной личности. Как объективные, так и субъективные факторы существенно влияют на такие черты личности несовершеннолетнего, как: правосознание, восприятие требований закона и общежития, мотивы и манеры поведения, отношения к другим людям и т.п.[149].

В исследовании В.И. Игнатенко[150] показано, что довольно часто в криминологической литературе несовершеннолетние правонарушители рассматриваются как однородная масса, причем главным критерием выделения из контингента преступников является их возраст. Однако следует учитывать, что склонности и потребности несовершеннолетних правонарушителей различных возрастных групп имеют значительные расхождения, что проявляется в сравнении не только с законопослушными (контрольной группой), но и между собой.

Поведение несовершеннолетнего в период подготовки и совершения преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому возрасту, и индивидуальными свойствами подростка, которые связаны с особенностями его физического и духовного развития, условиями жизни и воспитания. По мнению Л.Л.Каневского «изучение психологических качеств несовершеннолетних будет способствовать быстрому, полному, всестороннему и объективному расследованию уголовного дела»[151].

Возраст 14-17 лет относится в рамках принятой в возрастной психологии периодизации к старшему подростковому и раннему юношескому возрасту: 14-15 лет – подростковый, 16-17 лет – ранний юношеский возраст.

Учитывая, что в групповых преступлениях принимают участие и лица 12-13 летнего и даже 9-10 летнего возраста (по нашим данным анализа уголовных дел соответственно 3,6 % и 0,5 %) , то речь, безусловно, должна идти о более широкой возрастной группе подростков. В возрастной психологии нижняя граница подросткового возраста (согласно возрастной периодизации Д.Б.Эльконина) определена 11-12 годами. Несмотря на то, что в уголовном праве эти лица называются малолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, подростковый возраст объединяет детей с 11-12 до 14-15 лет.

Итак, подростки 11-12 – 14-15 летнего возраста, по мнению отечественных психологов, обладает следующими особенностями, которые имеют значение для расследования преступлений:

1) В подростковом возрасте происходит глубокая биологическая перестройка организма: рост становится быстрым, усиливается секреция половых желез, начинается интенсивное физическое развитие. Биологические изменения в организме касаются и психического развития. Равновесие, достигнутое в начале подросткового возраста, нарушается: появляется интерес к своей личности, чрезмерная критичность к окружающим, начинают проявляться особенности характера. Изменяется поведение несовершеннолетних: поступки носят уже сознательно-волевой характер, к ним со стороны общества предъявляются более высокие требования, в связи с чем они могут нести и уголовную ответственность за совершение общественно опасных действий. Однако физическое и духовное развитие подростка еще не завершено, и это отражается на характере его действий и поступков.

2) Незрелость нервной системы (задержка в формировании процесса торможения), внешне проявляется в несдержанности, импульсивности. Поэтому на мотивацию подростка (в том числе и на позицию в ходе расследования преступления) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, «вспышками» раздражительности.

А.И. Кочетов выделил часто встречающиеся у подростков семь отрицательных психических состояний: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие (скепсис), одиночество, равнодушие. Каждое из этих психических состояний, по его мнению, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками (повышенная возбудимость, пробелы в умственном развитии, недостатки воли и т.д.), создает ту внутреннюю среду, которая способствует проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешний влияний[152].

Обобщая данные возрастные особенности, следует заметить, что следователь при проведении допроса или иного следственного действия должен быть выдержанным, спокойным, дружелюбным. Понятно, что такое поведение следователя должно быть во взаимоотношениях с любым подследственным лицом, независимо от возраста. Тем не менее, подчеркнем значимость данной рекомендации применительно к подросткам, т.к. благодаря этому можно быстрее и эффективнее установить психологический контакт, доверительные отношения, направить общение на достижение познавательных функций допроса. Причем заметим, что по данным анкетирования следователей лишь половина из числа опрошенных нами сотрудников используют спокойный тон общения как прием установления с ними психологического контакта.

3) Для детей подросткового возраста присущи следующие черты характера:

А) Повышенная эмоциональная возбудимость, некоторая неуравновешенность, быстрые смены настроения и форм поведения, которые связаны с ранее отмеченными свойствами: повышенной импульсивностью и несдержанностью. Подростки, как замечает Н.Д.Левитов, «не любят тратить время на раздумья и колебания, а быстро переходят к делу»[153]. Эти качества характера нередко приводят самих подростков к противоправному поведению или используются взрослыми антиобщественными элементами, которые, зная возможность необдуманных поступков со стороны несовершеннолетних, выбирают подходящий момент и вовлекают их в совершение преступлений.

Б) Некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность, которые обусловлены специфическими условиями жизни и воспитания.

Эти качества отдельных подростков надо учитывать при расследовании противоправных действий, связанных с нарушением общественного порядка, которые могут последовать из-за неправомерных действий потерпевших, непонимания некоторых моральных категорий или в результате переутомления[154]. В подобных случаях при подготовке к допросу необходимо выяснить, не присущи ли подростку такие качества. При исследовании механизма совершенного преступления важно путем детализации показаний, анализа обстановки совершенного преступления разобраться, какую роль они сыграли в противоправном поведении несовершеннолетнего. При выявлении в поведении подростков недисциплинированности, озорства, лихачества, которые чаще всего бывают результатом их незанятости и неорганизованности досуга, необходимо выяснить, какую роль они сыграли в формировании противоправных мотивов, в подготовке и совершении общественно опасных действий.

В) Одним из распространенных в этом возрасте недостатков поведения является упрямство, которое также как грубость и дерзость, не свойственно подростковому возрасту. Оно обусловлено особенностями микросреды, в которой живет и воспитывается подросток. С упрямством несовершеннолетнего подозреваемого следователь может столкнуться на допросе при выяснении обстоятельств совершенного преступления, места нахождения похищенного имущества и т.д.

Г) На предварительном следствии можно столкнуться с таким качеством личности подростка как лживость, которое близко примыкает к упрямству. «Наиболее частым мотивом лжи, - пишут В.А.Крутецкий и Н.С.Лукин, - является боязнь, страх наказания, репрессий. Ложь в этом случае является средством скрыть свой другой поступок и тем самым избежать наказания»[155]. Как правильно отмечают психологи, причины лживости также коренятся в неправильном воспитании, основанном на устрашении и применении физических мер воздействия. Кроме того, следует отметить связь лжи у отдельных подростков со склонностью к фантазиям.

Наглядные «уроки лжи» подростки чаще всего получают в семье. Так, следователь прокуратуры рассказал случай, который произошел в одной семье. Отец со слов 15-ти летней дочери заявил, что в отношении его дочери была предпринята попытка изнасилования. Первые допросы показали, что девочка рассказала все обстоятельства очень подробно. Начался сбор необходимой информации, а также поиск водителя автомашины, который со слов девочки «пытался это сделать». Подтверждением тому - синяки на теле и порванная одежда пострадавшей. При более тщательном изучении обстоятельств дела оказалось, что эта девочка лгала из-за страха наказания со стороны родителей. Из-за большого желания переночевать у своей подруги, а также факта того, что родители «все равно ее бы не отпустили», она и придумала эту на первый взгляд правдоподобную историю.

При выработке тактических приемов преодоления лжи у несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого следователю необходимо выяснить побудительные причины лжи, которые могут быть вызваны:

- боязнью ответственности и наказания;

- угрозой мести со стороны соучастников или родственников и друзей;

- неправильным пониманием дружбы и товарищества и в связи с этим боязнью прослыть «предателем»;

- проявлением хвастливости, желанием привлечь внимание, вызвать удивление сверстников;

- склонностью к фантазиям.

Необходимо, наконец, выяснить, не является ли ложь приобретенным качеством подростка, возникшим в результате неправильного воспитания.

Д) Количественное развитие той или иной черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще считается нормальным, приемлемым в обществе поведением. «Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим называют «акцентуацией характера»[156].Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%); среди правонарушителей около 81% акцентуантов. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до край­них вариантов.

Следователю нередко приходится иметь дело с акцентуированными подростками, поэтому важ­но знать и предвидеть специфические особенности поведе­ния людей, а также учитывать их в процессе общения.

Ю.М.Антонян и В.В.Юстицкий провели исследование, в результате чего были установлено, что чаще всего среди подростков-правонарушителей встречаются 4 типа акцентуаций: истероидный, гиперактивный, импульсивный и неустойчивый. В составленной нами сводной таблице № 18 указаны отличительные особенности таких подростков.

4) По мнению Л.И.Божович, «к началу подросткового возраста у детей формируется ряд новых психологических возможностей, которые позволяют окружающим предъявлять к ним в этом возрасте более высокие требования и признать за ними значительно большие права и, прежде всего, на самостоятельность»[157].

В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным. Эти качества тесно связаны с чувством взрослости, которое «выражается в отношении подростка к себе как взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость»[158]. В этом возрасте несовершеннолетние готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. Они очень остро реагируют на попытки со стороны взрослых умалить их достоинство, недооценить их права.

Стремление к самостоятельности предусматривает наличие положительного примера в семье, авторитетного человека в ближайшем окружении, к которому несовершеннолетний мог бы обратиться за советом, с которого мог бы взять пример. Безразличие родителей к воспитанию подростка, безнадзорность и бесконтрольность со стороны семьи заставляет подростка искать авторитеты в другой среде. В результате такие дети часто попадают под влияние улицы, оказываются в круге влияния более старших по возрасту лиц. Попав в такую среду, несовершеннолетний начинает перенимать у них отрицательные тенденции в поведении (грубость, развязность, курение, употребление спиртных напитков и т.д.), которые делают его «самостоятельным» и «совсем взрослым».

 

Тип акцентуации   Личностные особенности Ситуации, провоцирующие подростков к совершению преступлений Типичные преступления
Истероидный (демонстративный) 53% в неполных семьях Ярко выраженная жажда внимания; стремление добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь); легко забывает о своих неблаговидных поступках Ситуация риска, угроза самооценки Против собственности - 51% Против личности – 22% Против общественного порядка - 27% Хулиганство – 23% (больше всего хулиганства, меньше – разбоев)
Гипертимный (сверхативный) 86,2% среди всех встречающихся акцентуаций Потребность в активной деятельности, движениях, импульсивность, укороченное проявление потребностей (не раздумывая); всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволен­ного, отсутствует самокритичность Ситуации риска, авантюры, приключений (как правило, организуют преступные группы) Против собственности – 51% Против личности – 17% Хулиганство – 32% (низкая преступность против личности, высокая – против общественного порядка)
Импульсивный воспитывается, как правило, в агрессивных семьях Инертность, легкая возбудимость, тревожность, повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрю­мость, «занудливость», но возможны льстивость, услужли­вость (как маскировка); Склонность к хамству и нецензур­ной брани или молчаливости, замедленности в беседе; активно и часто конфликтует Ситуации риска, выгоды, престижа, разрядки агрессивных эмоций; избегает гибели. (в группе выступают в качестве «бойцов») Корыстные преступления – 52% Против личности – 29% (больше всего преступлений среди всех акцентуантов против личности, меньше – против общественного порядка)
Неустойчивый как правило, в семьях с пониженной опекой или полной безнадзорностью Слабая воля; изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние собы­тия, словоохотливость, влюбчивость;   Ситуации развлечения, сексуально-эротического интереса Корыстные – 49% Против личности –24% Против общественного порядка – 27% (в наибольшей степени склонны среди всех акцентуантов к антисоциальному поведению; больше всего совершают изнасилования и угон автотранспорта)

Таблица № 18. Связь акцентуаций характера подростков с правонарушениями

(по Ю.М.Антоняну, В.В.Юстицкому)

 

Социально-позитивный круг общения постепенно отторгает таких подростков. В результате чего происходит недополучение социально-полезного опыта, в частности, не осваиваются неагрессивные формы взаимодействия. Другое следствие такого отвержения – подготовка почвы для включения детей с расстройствами поведения в асоциальные группы сверстников. Подростки с расстройствами поведения оказываются как бы загнанными в ловушку девиантной «субкультурой», которая в дальнейшем уменьшает их возможности в образовательном, социальном и экономическом росте[159].

5) К концу подросткового возраста чувство взрослости приобретает своеобразный характер, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении показать свою индивидуальность, оригинальность. Отсюда желание любым путем обратить на себя внимание: через утрирование моды, показное бравирование, совершение необычных для окружающих действий, вплоть до утверждения своей личности путем хулиганства. При совершении таких действий несовершеннолетнего не интересует, какой вред будет причинен его действиями, и какие последствия при этом наступят. Только одного он желает – привлечь внимание ребят к своей личности, показать свое превосходство над сверстниками, создать определенное впечатление о своих действиях и о себе в коллективе.

Указанные особенности не только необходимо знать следователю для понимания мотивов преступлений, совершаемых несовершеннолетними в группе, но и для учета этих особенностей при расследовании преступления. А именно психологически правильным можно считать обращение к подросткам на «вы». Такое общепринятое обращение в российской культуре позволит следователю подчеркнуть, с одной стороны, чувство взрослости подростка («А ведь ко мне обращаются как к взрослому человеку!»). С другой, повышает важность данного следственного действия, а значит и чувство ответственности подростка за свои слова и поступки.

6) Для подросткового возраста характерен «групповой инстинкт», возрастная склонность выделять лидера в кругу себе подобных и следовать за ним. Это объясняется естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т.п.[160]. Одни подростки ищут себе обожателей, а другие – наставников. Подростки быстро усваивают бытующие в этих компаниях нормы поведения и традиции. Реакция группирования в значительной мере объясняет то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

Как было отмечено ранее, ученые в области юридической психологии и криминологии указывают на то, что лидирующее положение в преступной группе занимают несовершеннолетние, отличающиеся активностью, возбудимостью, готовностью к агрессивным действиям. Тогда как «ведомая» часть обладает податливостью, менее развитыми физическими и интеллектуальными способностями, повышенной озабоченностью мнением о них окружающих и т.п.

По данным анализа материалов уголовных дел можно привести несколько сотен таких характеристик, близких указанным выше. Так, в уголовном деле о разбойном нападении[161], которое по предварительному сговору совершали две девушки 14 и 15 лет (нигде не работающие и не учащиеся), имеются данные комплексной психолого-психиатрической экспертизы на одну из участниц (14 лет), которая выступила инициатором этого преступления. Эксперты отметили следующие особенности этой девушки: чрезмерная подвижность, измененность эмоционального поведения, склонность к прогулам занятий в школе-интернате, стойкое пренебрежение к социальным нормам, легковесность суждений, демонстративное поведение. В характеристике, представленной из школы-интерната, также указывается грубость, неподчинение дисциплинарным требованиям, неприязненные отношения не только со сверстниками, но и бабушкой-опекуном и пр.

В другом уголовном деле о кражах, совершенных организованной группой, состоящей из пяти 15-летних подростков[162], в качестве организатора выступил несовершеннолетний, характеристики на которого также указывают на демонстративный тип личности. Из дела усматривается, что «лидер» обладает следующими чертами: активен, ведет себя вызывающе, устраивает драки, чтобы показать свое превосходство, любит находиться в окружении сверстников и младших детей, привлекать к себе внимание и пр. (диагноз: социализированное расстройство поведения). Из протокола допросов можно также судить об особой, ведущей и направляющей роли этого молодого человека, который использовал следующие фразы: «Я предложил друзьям пойти на дачу за алюминием» «Я сказал, чтобы Р. постоял на улице и понаблюдал за обстановкой» и т.п.

Близкими чертами обладал и другой член группы. По данным комплексной психолого-психиатрической экспертизы для него характерны: активность, своенравность, демонстративное оппозиционное поведение, эмоциональная огрубленность (диагноз: акцентуация характера по смешанному типу).

В указанном ранее уголовном деле о краже, совершенной организованной группой, в качестве «ведомой» части группы выступили подростки, которые характеризовались следующим образом. Несовершеннолетний (П): замкнутый, безразличный к учебе, подвержен влиянию сверстников и взрослых людей. Про него говорят в школе-интернате: «пластилин». Со слов (П): «думал, что все обойдется». Другой 15-ти летний (А) по данным комплексной судебно-психиатрической экспертизы: грубый, жестокий, участвует в драках, винит всех окружающих в своих бедах, уровень морально-этических норм и установок низкий, дисгармония эмоционально-волевой сферы, позиция безответственности в течение нескольких лет, незрелость суждений (диагноз: диссоциальное расстройство поведения).

По мнению Н.И. Гуковской, А.И. Долговой, Г.М. Миньковского значимым для предварительного следствия является еще одна возрастная особенность – недостаток жизненного опыта, который в случае упущений в семейном и школьном воспитании могут обусловить:

а) неправильную оценку конкретной ситуации;

б) выбор в качестве образца, которому подросток стремится подражать, лицо с антисоциальными взглядами и поведением;

в) неправильную трактовку содержания таких понятий, как смелость, товарищество, взрослость (отождествление их с лихачеством, дерзостью и т.п.):

г) выбор линии поведения в конкретном случае под влиянием эмоциональных факторов без сколь-нибудь серьезной оценки ее значения и последствий;

д) недоверие к работникам органов социально-правовой охраны несовершеннолетних и ведущих борьбу с преступностью.

Еще одна особенность подростков состоит в особом значении для них мнения лиц из ближайшего окружения, в следовании нормам поведения, принятым в группе лиц, с которыми подросток связан совместным времяпрепровождением. Мотивация значительной части правонарушений подростков, как и поведение значительной части несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей на предварительном следствие и суде связаны с боязнью «уронить себя во мнении этих лиц»[163].

Приведенные данные об индивидуальной и групповой психологии несовершеннолетних в преступных группах необходимо учитывать в процессе расследования. Они помогут более правильно уяснить позицию несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии, мотивы противоправной деятельности, причины и условия вовлечения подростка в преступную деятельность группы; избрать наиболее эффективные тактические приемы допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого и других следственных действий, проводимых с их участием.

Нормы уголовного судопроизводства требуют учитывать факт преимущественного совершения преступлений подростками в группах, членство в досуговых группах почти всех несовершеннолетних, а также указанные возрастные и социально-психологические особенности:

- условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности (ст. 421 УПК РФ);

- влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (ст. 421 УПК РФ);

- участие в деле законных представителей и защитника (ст. 426 УПК РФ);

- обязательность участия психолога или педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ст. 425 УПК РФ).

При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних сотрудники органов внутренних дел должны учитывать, что подросток вынужден при выборе линии поведения полагаться не на свои собственные усмотрения, а несравненно больше на внешне заданные параметры действия, образцы поведения, ожидания и реакции группы, стихийно или целенаправленно созданной для совершения преступления. Поэтому вслед за Л.Л. Раневским мы считаем необходимым выяснить на этапе предварительного расследования:

- время возникновения и состав созданной группы;

- ее социальную направленность, бытующие в ней правила поведения и традиции;

- роль несовершеннолетнего обвиняемого и других подростков в деятельности группы;

- каковы действительные побудительные причины совершенного подростком преступления, не связаны ли они с намерением «проявить» свои личные качества, показать свою приверженность к традициям группы[164].

Считаем, что психологически и тактически правильным будет использование приема «список друзей», неоправданно редко применяемый следователями при допросе подозреваемых несовершеннолетних в групповом преступлении. Так, по нашим интервью и анализа уголовных дел лишь в 5% случаев используется данный прием. Информативная значимость такого приема очевидна: составленный по предложению следователя список друзей (в порядке убывания предпочтения или просто так) каждым подозреваемым не только позволит выявить ближайшее окружение, но и выявить своеобразного «лидера» в этой группе. «Лидер» как наиболее предпочитаемое лицо будет иметь большее количество выборов, указанных в списках каждого подозреваемого.

В ходе предварительного следствия необходимо учитывать, что, с учетом особенностей психологии несовершеннолетних (и чем ниже их возраст и интеллектуальное развитие, тем сильнее это проявляется), подросток, вовлеченный в совершение преступления, легко, часто видя в этом проявление ложного героизма, может взять на себя чужую вину.

7) Незавершенность формирования самосознания и неадекватность самооценки, недостаточный жизненный опыт подростков проявляется в особой податливости, внушаемости и способности к подражанию. Это в свою очередь, связано с другой характерной для некоторых подростков чертой – робостью и застенчивостью. Несовершеннолетние, обладающие этими качествами, чаще всего воспитывались в семьях, где процветало неуважительное отношение к детям, не развивалась самостоятельность и сковывалась инициатива, где принижалось чувство собственного достоинства.

Повышенная внушаемость и способность к подражанию должны своевременно выявляться в процессе предварительного следствия, т.к. это будет иметь значение при исследовании механизма совершенного преступления, этиологии преступного поведения несовершеннолетнего. Кроме того, выявленные качества у несовершеннолетнего можно считать основанием признания определенного статуса в структуре преступной группы (ведомый, подчиненный).

В своих преступных целях взрослые могут использовать такие черты несовершеннолетних как доверчивость, внушаемость, неспособность критически оценить поведение других лиц и свое собственное, ложно понимаемое чувство товарищества. Нередко взрослые, особенно ранее судимые, стараются вызвать у подростков интерес к «законам» преступного мира и пренебрежительное отношение к нормам права и морали. С этой целью они стараются придать романтическую окраску преступному образу жизни, спаивают подростков, рассказывают о «легкой» жизни, убеждая их в том, что достичь ее можно только в результате совершения преступления.

Одним из способов вовлечения является искусственно созданная у подростка видимость безвыходного положения, например, в результате крупного денежного долга (в том числе искусственно созданного, например, проигрыша в карты) или совершения какого-либо проступка. Выступая в роли «спасителя», преступник, пользуясь этим, вовлекает несовершеннолетнего в совершение другого преступления.

7) «Вхождение» в группу для подростка обозначает «игру» по правилам. Поэтому подростки могут иметь двойные (тройные) стандарты, использовать и следовать различным правилам и нормам поведения. Дома они могут быть послушными, покладистыми, ответственными, а в дворовой компании – жесткими, требовательными и пр. Так называемая «конвенциональная мораль» подростка (соглашательская мораль, которая рассматривается в теории Л. Колберга) помогает ему приспосабливаться к тем группам, в которых происходит его социализация.

Полагаем, что этим (и не только!) можно объяснить отличие имеющихся в уголовном деле характеристик: предоставляемых из школы, от соседей; справок-характеристик, составляемых инспектором ПДН; характеризующих данных своего ребенка в протоколах допроса родителей или законных представителей.

Законодатель также выделяет 16-17- летних подростков из числа других несовершеннолетних, считая, что личность такого подростка по своим физическим и интеллектуальным качествам и тому месту, которое занимает в обществе, приближается к взрослому человеку: с 16-ти летнего возраста наступает уголовная ответственность за любое совершенное подростком преступление; при допросе несовершеннолетних обвиняемых, достигших 16-летнего возраста, педагог или психолог не приглашается (за исключением случая, когда они страдают психическими расстройствами или отстают в психическом развитии).

У несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет, которые психологи относят к ранней юности, можно выделить следующие особенности:

1) процесс физического и интеллектуального развития продолжается, но к концу периода он становится менее интенсивным, ибо к 18 годам юноша достигает физической и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной трудовой жизни.

2) Заканчивается процесс формирования нервной системы. Поэтому юноши в отличие от подростков чаще контролируют свои эмоции. Молодые люли менее вспыльчивы, импульсивны в своем поведении.

3) Юноши чаще самостоятельно, чем подростки определяют свой круг интересов, общения. Личностное самоопределение позволяет им быть независимыми от мнения ближайшего окружения (родителей, педагогов и др.).

4) Молодые люди юношеского возраста меньше подвержены влиянию, давлению и внушающему воздействию со стороны группы. Поэтому в преступной группе, где имеются младшие подростки, они могут выступать в качестве лидеров, особенно если молодой человек отличается более развитыми интеллектуальными, физическими или лидирующими способностями, наличием асоциального или криминального опыта и т.п. Хотя можно привести примеры, когда в качестве инициатора (лидера) выступают и младшие несовершеннолетние - подростки.

По данным стандартизированного интервью начальник следственного отдела РОВД привел такой пример. В одной из смешанных групп в качестве лидера выступал 14-летний молодой человек, а его соучастники были в возрасте 17-19 лет. Эти молодые люди совершали грабежи, хищения имущества. Данная группа попалась на сбыте краденного.

На допросах подследственные вели себя примерно одинаково, утверждая о том, что все преступления совершали спонтанно, как бы всем «приходила идея о совершении преступления» и оставалось лишь воплотить коллективное решение. Лишь один из них (14-летний) использовал на допросе фразы типа:
«Я сказал, он пошел это и сделал», Я хотел, чтобы …» и т.п. У следователя (стаж более 10 лет) появилось подозрение о том, что в качестве лидера в группе выступал именно этот несовершеннолетний человек. На это указывали не только упомянутые фразы, но и развернутая характеристика, подготовленная сотрудниками ПДН, а также некоторые индивидуальные признаки: физические данные (высокий рост, накаченность мышц), сильный, волевой характер, амбициозность, дерзость в общении, организаторские способности, изощренность мышления, и др. качества.

Убежденность в лидирующих качествах несовершеннолетнего подтвердилась на очной ставке. «Лидер» вел себя уверенно, развязно. Остальные члены групп вели себя скованно в присутствии «лидера», зажимались, отказывались от тех или иных показаний, не объясняя, на каком основании они изменяют их.

Спустя два года, когда часть группы, достигших кроме организатора совершеннолетия, отбывала сроки наказания, «молодой лидер» организовал еще одну группу, только направленность этой группы несколько изменилась: они совершили разбойное нападение и изнасилование женщины престарелого возраста.

5) Независимость юношей проявляется и в особой автономной морали, своей, особой (а не конвенциональной, на которую ориентируется, как правило, подросток). Поэтому асоциальность или антисоциальность направленности юноши более устойчивая, чем у подростов. Этим можно объяснить и принцип применения мер профилактики в отношении к лицам подросткового и юношеского возраста: чем раньше (имеется в виду возраст), тем лучше, тем эффективнее.

6) У юношей, особенно в возрасте 16-17 лет, очень сильно развито чувство личной дружбы. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: отзывчивость, откровенность, готовность к взаимной помощи, выручке. Референтность общения юношей в отличие от «стадного инстинкта» подростков проявляется в том, что юноши выбирают в качестве «своей», эталонной группы ту, которая удовлетворяет его интересам, чьи взгляды совпадают с его взглядами.

7) Осознанность и стабильность планов и интересов юношей позволяет им обдуманно совершать те или иные действия (в том числе и противоправные) в отличие от сиюминутности, импульсивности и необдуманности поведения и деятельности подростков. Поэтому преступления, совершаемые молодыми людьми 16-17 лет, более обдуманы, тщательно подготавливаемые.

Кроме возрастных особенностей следует выделить так называемые социально-психологические свойства несовершеннолетних, выделенные Н.И. Гуковской, А.И.Долговой А.И., Г.М.Миньковским[165]:

- преобладание примитивных потребностей, их искаженное развитие: систематическое употребление алкоголя, наркотиков, привычка к азартным играм, склонность к праздному, бесцельному времяпрепровождению;

- утрата интереса к учебе, приобретению общественно полезных знаний; не развиты профессионально-трудовые интересы;

- низкий уровень культуры; имеется существенный разрыв между требованиями и нравственными понятиями;

- неустойчивость перед особо интенсивным «соблазном» или давлением извне;

- своеобразное длящееся «сосуществование» положительных и отрицательных качеств и взглядов (уживаются, например, осознание ответственности за порученное дело, готовность прийти на помощь с мнением о допустимости мелких краж, нежелание считаться с правилами поведения в общественных местах и т.д.);

- извращенные представления о дружбе, смелости, самостоятельности, причем при определении линии поведения эти представления как решающие противопоставляются всем другим моральным понятиями;

- опре



2015-11-10 971 Обсуждений (0)
Учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних при расследовании групповых преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних при расследовании групповых преступлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)