Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К.Т. Хлебников и Ф.П. Врангель



2015-11-10 830 Обсуждений (0)
К.Т. Хлебников и Ф.П. Врангель 0.00 из 5.00 0 оценок




Обратимся к двум видным деятелям, которые в разное время были главными правителями колоний Русской Америки и на этом поприще заслужили всеобщее признание. При этом необходимо обратить внимание на то, что это были очень разносторонние личности.

Кирилл Тимофеевич Хлебников (1784–1838) является одной из наиболее ярких личностей в истории Русской Америки. Нередко его ставят в один ряд с Г.И. Шелиховым и А.А. Барановым, которые стояли у истоков Российско-американской компании и Русской Америки.

Кирилл Тимофеевич родился в мещанской семье городского головы Кунгура Пермской губернии. Интересен факт, что впоследствии за службу ему пожаловали чин коммерции советника, из-за чего понадобилось в срочном порядке переводить его в купеческое сословие, предварительно наградив за заслуги золотой медалью на Владимирской ленте.

По поводу даты его рождения существует дискуссия, которая полно отражена Р.Г Ляпуновой и С.Г. Федоровой в предисловии к публикации труда К.Т. Хлебникова. Его первый биограф Н.А. Полевой называет 1776 г., Б.Н. Вишневский – 1780 г., Л.С. Кашихин по материалам архивов кунгурского магистрата, городской думы и городового старосты (ГАПО) установил иную дату – январь или февраль 1785 г.»[465]. По материалам личного архива Хлебникова авторы устанавливают более точную дату – 18 марта 1784 г.

В 1800 г. К.Т. Хлебников отправился вместе с комиссионером Российско-американской компании в Иркутск, где он год служил в конторе, а потом стал торговым агентом РАК на Охотском море и Камчатке.
В результате длительных путешествий, в течение которых Хлебникову не раз угрожала смертельная опасность, он заработал себе ряд болезней, поэтому в 1813 г. решил вернуться в родной Кунгур. Однако Главное Правление РАК вызвало его в Санкт-Петербург, чтобы предложить место правителя главной конторы в Русской Америке. По поводу этого события существует несколько точек зрения. Н.А. Полевой сообщает, что его просто пригласили, Б.Н. Вишневский, ссылаясь на новые материалы, утверждает, что Хлебников имел многотысячный долг, причем не по своей вине (видимо, он был обманут), но «единственным средством покрыть недостачу денег было снова поехать в дальние края и отслужить компании»[466]. Хотя в этом случае можно согласиться с Л.В. Пасенюком, который замечает, что Кирилл Тимофеевич «явно выделялся среди них пытливым умом и старательностью, был к тому же грамотен, почему и оставили его в Иркутске при тамошней компанейской конторе»[467].

В Русской Америке К.Т. Хлебников прослужил 16 лет, за которые смог преуспеть во многих сферах деятельности. В качестве ближайшего помощника главного правителя (за его службу на этом посту сменилось 5 человек) он ведал всей хозяйственной работой колоний, «установил торговые отношения с Калифорнией и южно-американскими странами»[468], что способствовало улучшению положения населения, особенно в неурожайные годы. Кроме того, он занимался культурно-просветительскими вопросами, а именно устройством школ и яслей для коренных жителей. В Русской Америке К.Т. Хлебников проявил себя и как ученый, собирая сведения о природных особенностях ее территорий, а также о людях, населяющих ее. В результате полученную информацию он включил в «Записки о Калифорнии», «Записки о колониях в Америке», которые стали важнейшим источником по этнографии, географии и истории Русской Америки. Также Кирилл Тимофеевич создал богатейшие коллекции по ботанике, зоологии и этнографии, до сих пор представляющие научную ценность в музеях Российской Академии наук, для которых он специально собирал экспонаты.

Необходимо заметить, что К.Т. Хлебников не раз подавал прошения в Главное Правление РАК, чтобы его отпустили в Россию по истечении срока контракта, но компания постоянно продлевала договор, используя в качестве аргумента висевший на Хлебникове долг. Возможно, нежелание Кирилла Тимофеевича оставаться в Русской Америке связано с ревматизмом и другими серьезными заболеваниями, которые он приобрел за время путешествий, а может быть, с невыносимостью условий, в которые дирекция компании ставила правителей колонии. Окончательно покинуть американский континент, несмотря на уговоры Главного Правления остаться еще на некоторое время, Хлебникову удалось только 20 ноября 1832 г., но с Российско-американской компанией он не разорвал связей, став сначала правителем дел, а затем одним из директоров РАК. Это говорит о высоких профессиональных качествах К.Т. Хлебникова, что отмечают все исследователи.

Первым биографическим очерком жизни К.Т. Хлебникова можно считать статью, написанную им самим – «Взгляд на полвека моей жизни», где он из-за природной скромности значительно преуменьшает свои заслуги. Первым оценочным трудом является некролог, написанный редактором журнала «Сын Отечества» Н.А. Полевым: он «очень красочно и детально изложил ключевые факты из жизни и деятельности Хлебникова и первым дал высокую оценку его личных качеств и научного наследия»[469]. К сожалению, Полевой допустил ряд ошибок в событийной канве жизни К.Т. Хлебникова, которые перекочевали в работы других авторов, часто цитирующих некролог. В советское время о нем писали Л.Б. Модзалевский, Б.Н. Вишневский, Л.С. Кашихин, М.В. Степанова, Р.Г. Ляпунова и С.Г. Федорова. Из современных авторов можно назвать А.А. Истомина, А.В. Гринева, а также С. Останина.

Исследователи в большинстве своем отмечают только положительные черты характера Хлебникова, называя его «предприимчивым правителем Ново-Архангельской конторы»[470], «опытным администратором, знатоком торговли, любителем науки»[471], а также замечая, что он создает «обаятельный образ скромного, простого русского человека, у которого везде находились друзья»[472].

Среди всех качеств выделяется гуманность, которой часто недоставало его предшественникам: «...близко сталкиваясь с индейцами, алеутами и другими местными народами, Хлебников неизменно проявлял высокогуманное отношение к ним, завоевывал их любовь и расположение»[473]. В то же время нельзя пройти мимо статьи А.А. Истомина, где автор пишет, что для Кирилла Тимофеевича характерно
«недоверие к индейцам, социокультурная отчужденность и дистанцированность от аборигенов», а также «он уподобляет [их] животным»[474]. Такое несоответствие в отзывах может быть связано с процессом изменения взглядов человека в течение жизни, кроме того, нужно учитывать, что и политика в отношении к местным жителям трансформировалась в сторону облегчения их положения.

Интересно, что многие исследователи, говоря о научных (а Хлебников являлся членом-корреспондентом Петербургской Академии наук) и управленческих (директор РАК) достижениях К.Т. Хлебникова, отмечают его малообразованность. В.В. Сарапульцева связывает такой успех с талантом, трудолюбием, воспитанием, а также влиянием определенной среды, созданной, прежде всего, Российско-Американской компанией, которая «способствовала тому, что его дарование раскрылось в полной мере»[475]. Л. Пасенюк также добавляет, что он приобрел знания во время своих путешествий, будучи торговым агентом РАК, где он заводил дружбу с такими выдающимися людьми, как И.Ф. Крузенштерн, Г.И. Давыдов, Л.А. Гагемейстер, Ф.П. Врангель и др.[476]

Имя Кирилла Тимофеевича очень часто ассоциируется со званием «летописца Русской Америки», которым его наделила М.В. Степанова, в связи с тем, что его многочисленные труды являются богатейшими источниками по истории Русской Америки. К.Т. Хлебников смог оставить такое фундаментальное наследие благодаря кропотливому труду по управлению компанией, во время которого он постоянно ездил по вверенной ему территории и записывал свои наблюдения. Полевой писал о нем, что «едва ли кто имел о тамошних странах понятия столь верные, опытные и обширные»[477]. Кроме того, его заслугой является составление жизнеописаний Г.И. Шелихова и А.А. Баранова. Нужно отметить, что «летописец Русской Америки» был знаком со многими писателями, самым известным из которых был А.С. Пушкин. Даже известен факт, что Кирилл Тимофеевич передавал поэту свою рукопись: «Введение в историческое обозрение российских владений в Америке», но неизвестно, успел ли поэт ознакомиться с ней, так как через три недели после этого Александр Сергеевич погиб.

Таким образом, благодаря письменному наследию Кирилла Тимофеевича, память о нем никогда не сотрется ни как об исследователе, ни как об администраторе поселений в Русской Америке. Его книги навсегда останутся свидетелями разносторонности личности и таланта К.Т. Хлебникова.

Имя Фердинанда Петровича Врангеля (1797–1870) известно не только в узких кругах исследователей какой-либо определенной тематики, но практически каждому, ввиду того, что он был разносторонней личностью, проявившей себя во многих сферах деятельности.

Ф.П. Врангель родился в Пскове 9 января 1797 г. Он происходил из рода балтийских немцев, его дед имел датское происхождение и был камергером при дворе Петра III, но при Екатерине II попал в опалу. Фердинанд Петрович уже с самого детства мечтал о мореплавании и шел к этой цели, преодолевая огромное количество препятствий на своем пути, что способствовало формированию его сильного характера и воли. Ф.П. Врангель стал лучшим выпускником Морского кадетского корпуса, прежде всего, благодаря самообразованию и самовоспитанию, прошел закалку в кругосветном плавании под руководством В.М. Головнина, который «увидел во Врангеле человека незаурядных организаторских способностей, исключительной воли и большого таланта»[478] и впоследствии немало способствовал его дальнейшей карьере.

Благодаря его рекомендации Фердинанд Петрович в 1820 г. возглавил экспедицию по изучению северо-восточного побережья Сибири, которая за четыре года сделала множество научных достижений, среди которых открытие Великой Северной полыньи, доказательство отсутствия «Северного материка», предположение о существовании еще неизвестного острова. В 1824 г. Врангель возглавил кругосветное плавание на военном транспорте «Кроткий», после чего был возведен в чин капитана 1 ранга.

Ф.П. Врангель заявил о себе не только как о великом ученом, но и как о хорошем управляющем. Он был назначен Главным правлением Российско-Американской компании на должность главного правителя Русской Америки, в связи с чем он с 1830 г. в течение 5 лет находился в русских поселениях. Период его правления связан с прекращением отправки военных судов из Кронштадта, что делало задачу по укреплению позиций России острой необходимостью. Этим обусловлена активная деятельность Врангеля по поиску места и строительству редутов на реке Кускоквим, а потом на острове Михайловском. Одновременно он решал проблему по снабжению вновь образованных поселений, устанавливая торговые отношения с индейцами. Необходимо заметить, что продовольственная проблема была повсеместной, поэтому у Врангеля возникла идея установить торговое сотрудничество с новым правительством в Мексике. Правда, Российская империя не дала ход этому делу, отказавшись признать независимость Мексиканской республики. Кроме того, он предпринимал попытки улучшить положение служащих компании и местных жителей, не раз обращая внимание Главного правления на их бедственное состояние.

Нужно также отметить, что в период правления Русской Америкой Фердинанд Петрович не оставлял своих научных исследований: он снарядил несколько экспедиций по изучению берегов и проливов, а также поощрял этнографическое изучение населения Русской Америки. Все полученные сведения стали основой для написания им множества научных трудов, среди которых «Статистические и этнографические известия о российских владениях на северо-западном берегу Америки», рассматриваемый советскими учеными как «энциклопедия сведений о населении и хозяйстве Аляски»[479].

Ф.П. Врангель после службы в Русской Америке в разное время занимал такие государственные должности, как директор департамента корабельных лесов Морского министерства, директор Гидрографического департамента, управляющий Морским министерством, а также был членом Государственного совета. Несмотря на это, он не переставал интересоваться изучением территории и населения России, став одним из учредителей Русского географического общества. Кроме того, он не прекращал и связей с Русской Америкой: акционеры Российско-Американской компании выбрали его директором Главного правления Русской Америки. В период продажи русских владений США Врангель выступал резко против этого шага, аргументируя тем, что эти территории имеют важное значение для Российской империи.

Яркая жизнь выдающегося мореплавателя, ученого и активного государственного деятеля оборвалась 25 мая 1870 г. в Юрьеве (современный Тарту), но его личность до сих пор остается в центре внимания многих исследователей.

Первым биографом Ф.П. Врангеля можно считать его современника – К.Н. Шварца, который в некрологе, опубликованном в журнале «Русская старина» за 1872 г., достаточно подробно описал весь жизненный путь Фердинанда Петровича. Автор немало внимания уделил личностным характеристикам мореплавателя, особенно выделив его честность и добросовестность. Также Шварц затрагивает и русско-американский период жизни адмирала, говоря, что его управление колониями «составляет бесспорно эпоху в существовании нашей американской компании»[480]. Некролог содержит много подробных сведений о деятельности Врангеля, что делает труд популярным среди исследователей.

Среди ученых, активно ссылавшихся на К.Н. Шварца, был первый научный биограф Врангеля – В.М. Пасецкий, основной задачей которого было рассмотрение жизненного пути ученого и его многогранной деятельности. Работа создает исключительно положительный образ Фердинанда Петровича, достойный подражания. Автор, прежде всего, высоко оценивает Врангеля как ученого: «этнография, метеорология, океанография, земной магнетизм, геокриология обязаны ему многими важными и интересными «приращениями»[481]. Особое внимание В.М. Пасецкий уделяет научным трудам мореплавателя: «ни один автор современных крупных работ по географии Северной Сибири не может не отдать дани уважения и восхищения широте, новизне и достоверности наблюдений Колымской экспедиции, которая возглавлялась Врангелем, человеком большого таланта и кипучей энергии»[482].

Нужно отметить, что большинство работ о Ф.П. Врангеле посвящены именно исследовательской стороне его деятельности. Например, Г.С. Наумов дает очень краткую биографическую справку о Врангеле до Колымской экспедиции, только для того, чтобы объяснить, почему именно он стал ее руководителем[483]. А о жизни мореплавателя в Русской Америке автор в принципе не упоминает, несмотря на то, что Фердинанд Петрович продолжал исследования и там. В подобных очерках Врангель характеризуется как настойчивый, добросовестный, талантливый человек.

Оценка деятельности Ф.П. Врангеля в должности Главного правителя Русской Америки встречается главным образом в общих работах по истории Русской Америки. Этот период в историографии называют «правлением морских офицеров», которому Н.Н. Болховитинов дает неоднозначную характеристику: «хотя они [морские офицеры. – Г.М.] и были знающими, честными и добросовестными людьми, как правило, они не очень хорошо разбирались в коммерции, и экономические дела компании после смены Баранова оставляли желать лучшего»[484]. Другой специалист по Русской Америке, А.В. Гринев, напротив, отмечает, что «во время правления Ф.П. Врангеля централизованные закупки РАК у тлинкитов заметно выросли»[485], что говорит об успешном ведении торговых дел. В другой статье специалист признает падение прибылей РАК, связывая это с объективными фактами: «значительное сокращение к 1820-м гг. популяции главного промыслового зверя – калана – и отказ от наиболее грубых форм эксплуатации коренного населения»[486].

Интересно, что В.М. Пасецкий в ухудшении положения в колониях обвиняет Главное правление компании, не раз упоминая моменты, когда Врангель старался предпринять меры по исправлению ситуации, но натыкался на препятствия, связанные с политикой Главного правления: «вникая в состояние дел компании, он повсюду сталкивался со «злом, обманом, незнанием»[487]. И.А. Алексеев, используя марксистскую методологию, и вовсе утверждает, что с приходом морских офицеров «Российско-Американская компания, продолжая формально выступать от своего имени, фактически действовала по повелению царя и стала ширмой для политики царизма на Дальнем Востоке»[488].

Многие исследователи замечают, что правление Врангеля было отмечено активным изучением «всего тихоокеанского севера, включая не только Аляску, но также Алеутские и Курильские острова, Сахалин и Амур»[489]. Кроме того, в заслуги Фердинанда Петровича ставят заботу о населении как туземном, так и русском, приехавшем в Русскую Америку. Он изменил неравноценные китобойные тарифы в пользу туземцев, улучшил медицинскую помощь. Также ему удалось добиться того, чтобы русские могли селиться на территории Русской Америки на законных основаниях. Правда, А.В. Гринев отмечает противоречивость проведенных мер социальной направленности, которые «имели безусловно положительный характер, но, с другой стороны, они делали более дорогим «содержание» колоний и тем самым уменьшали прибыли РАК»[490].

Интересно, что существует целый ряд работ, посвященный связям Ф.П. Врангеля и декабристов, что можно объяснить особым интересом советских ученых к революционной тематике, а также наличием декабристов среди акционеров РАК. Так, В.М. Пасецкий постоянно ищет в письмах и действиях Врангеля критику самодержавия и крепостного строя, но в то же время признает за ним небольшую трусость: «с одной стороны, Врангель не желает отмежеваться от декабристов, с другой стороны, не имеет мужества признаться в солидарности с их идеями»[491].

Таким образом, Фердинанд Петрович Врангель предстает величайшим полярным исследователем, труды которого до сих пор не потеряли своей научной ценности, учредителем Русского географического общества (1845), которое функционирует и поныне, отважным
мореплавателем, трижды обогнувшим земной шар, а также состоявшимся администратором и государственным деятелем. Кроме того, его заслуги оценили Петербургская и Парижская академии наук, сделавшие его своим Почетным членом. Память о нем навсегда сохранится в названиях многих географических объектов: «город Врангель, порт Врангель, пик Врангеля. Кроме того, существует два о-ва Врангеля на Аляске, на Алеутских островах (о-в Атту), мыс Врангеля и даже горная цепь Врангеля. И это далеко еще не полный список»[492].



2015-11-10 830 Обсуждений (0)
К.Т. Хлебников и Ф.П. Врангель 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К.Т. Хлебников и Ф.П. Врангель

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (830)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)