Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Три аспекта изучения звуков речи



2015-11-10 10732 Обсуждений (0)
Три аспекта изучения звуков речи 5.00 из 5.00 11 оценок




Фонетика как раздел языкознания.

Фонетическая транскрипция

1. Понятие о фонетике.

2. Фонетическое членение речи.

3. Фонетическая транскрипция.

 

Понятие о фонетической системе языка.

Вслушиваясь в звучащую речь, мы замечаем, что она построена из звуковых отрезков различной длины и различного качества. Кратчайшим звуковым отрезком является звук речи. Из звуков строятся слоги. В языкознании есть раздел, который изучает звуки и другие звуковые средства языка – фонетика.

Фонетика (от греч. phonē ′звук′) – раздел языкознания, который изучает звуковой строй языка. Фонетикой называют также и сам звуковой строй языка.

Предмет фонетики – звуковой строй языка.

Фонетическое членение речи.

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Этот поток можно расчленить на отдельные отрезки, отдельные единицы: фразу, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Это сегментные единицы.

Фраза – отрезок речи, ограниченный двумя достаточно продолжительными паузами. Фраза обычно совпадает с границами предложения. Фраза распадается на более мелкие отрезки – речевые такты (синтагмы).

Речевой такт – небольшой отрезок речи, заключенный между двумя незначительными паузами.

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением: облако, снежный. К ударному слову могут примыкать безударные слова (обычно служебные), они составляют одно фонетическое слово: без надежды, он же. В редких случаях ударным может стать служебное слово: на дом, не было.

 

Фонетическое слово состоит из слогов – одного и более.

Слог – наименьшая произносительная единица, фрагмент слова, на который мы делим его при произнесении.

Слог делится на звуки.

Звуки – кратчайшие, далее не делимые частицы. Звук – основная единица фонетики.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация.

Фонетическая транскрипция.

Транскрипция – особая запись, передающая произношение.

Принципы фонетической транскрипции – буква в транскрипции всегда обозначает только один определенный звук, каждый звук обозначается всегда одной и той же буквой.

Существует несколько видов транскрипции, мы используем Русскую академическую транскрипцию.

Основные правила транскрипции

1. То, что транскрибируется, заключается в квадратные скобки, будь это звук или фраза.

2. В транскрипции не используются прописные (большие) буквы и знаки препинания. не допускается перенос слов.

3. Ударные гласные обозначаются: [а о и ы э у]. Безударные гласные обозначаются: [а и ы у ъ ь]. Йотированные буквы е ё ю я не употребляются в транскрипции, т.к. они могут обозначать два звука, что противоречит принципу транскрипции.

Без ударения гласные становятся короче, слабее, может меняться их тембр. Изменение гласных в безударном положении называется редукцией.

Существует две позиции гласных в безударных слогах. Во второй позиции гласные подвергаются большему изменению.

I позиция – первый предударный слог и абсолютное начало слова.

II позиция – 2, 3 … предударный слоги, все заударные слоги. Подсчет слогов идет от ударного слога вправо и влево.

 

СХЕМА РЕДУКЦИИ ГЛАСНЫХ

  I позиция II позиция
начало слова после твердых согласных после мягких согласных после твердых согласных после мягких согласных
  э (э, е)   и   ы   и   ъ   ь
  о (о, е)   а   а   и   ъ   ь
  а (а, я)     а   а   и   ъ   ь (ъ)

 

Примечание:

а) Гласные и, ы, у в безударных положениях обозначаются теми же значками, что и под ударением. Помните, что звук [и] встречается в начале слова и после мягких согласных, звук [ы] – после твердых согласных.

 

4. Для обозначения согласных звуков используются все согласные буквы русского алфавита, кроме щ, й. Вместо них используются знаки [ш:’], [j].

Мягкость согласных обозначается запятой вверху слева: люк [л’ук].

Горизонтальная черта над знаком или двоеточие после согласного – знак долготы согласного: сшить [ш:ыт’].

Три аспекта изучения звуков речи

1. Акустический аспект.

2. Артикуляционный аспект.

3. Лингвистический аспект.

 

Звуки могут изучаться с трех сторон, в трех аспектах: акустическом, артикуляционном, лингвистическом.

1. Акустический (физический) аспект звуков.

При этом подходе на звуки смотрят как на физическое явление. Звук – результат колебательного движения упругой среды. При возникновении звуков речи источником колебательных движений являются произносительные органы человека (прежде всего голосовые связки).

Типы звуков.

Звуки могут быть двух типов: тоны и шумы.

Тоны – это такие звуки, которые образуются в результате колебаний голосовых связок.

Шумы – звуки, образующиеся в результате преодоления воздушной струей какой-либо преграды, это результат неритмичных колебаний губ, языка и т.п.

Тоны используются при образовании гласных, сонорных согласных, звонких шумных согласных. Но тоны, вырабатываемые голосовыми связками, – это еще не звук речи, а только материал для них. Звуки речи будут окончательно образованы другими органами речи – главным образом органами произношения.

Шумы присутствуют во всех согласных в большей или меньшей степени. Глухие согласные содержат только шум, у звонких согласных шум преобладает над тоном, у сонорных согласных тон преобладает над шумом.

Акустика различает в звуке следующие признаки: силу, высоту, длительность и тембр.

Сила звука зависит от размаха колебаний (амплитуды) голосовых связок. Чем больше колебания, тем сильней звук. Чем меньше, тем звук слабее. Сила звука может меняться. Сила звука используется в оформлении ударения, интонации, но силой различаются и сами звуки. Звук [а], например, громче других гласных звуков. Словами «громкий», «негромкий» мы передаем субъективную оценку силы звука, но ее можно определить и точно, с помощью приборов. Единицей измерения силы звуков является децибел.

Высота звука прямо пропорциональна частоте колебания голосовых связок. Чем чаще колеблются голосовые связки, тем выше звук, и наоборот. Высота зависит также от степени натяжения голосовых связок – от числа полных колебаний в единицу времени. Гласные [и], [э] выше других гласных, мягкие согласные выше твердых.

Частота колебаний изменяется герцами. Человеческое ухо воспринимает в качестве звука колебания упругой среды в пределах от 16 до 20000 Гц (колебаний в секунду). Высота звуков речи лежит в пределах от 100 до 4000 колебаний в секунду (или Гц).

Длительность звука определяется продолжительностью звуковых колебаний, то есть это тот промежуток времени, который затрачивается на его произношение. Измеряется обычно долями секунд. Для языка важна соотносительная длительность звуков. Так, в русском языке ударные гласные произносятся длиннее безударных, но в русском языке эта длительность не является соотносительной, т.е. она не служит различению слов. Поэтому в русском языке нет долгих гласных фонем. В немецком, английском, французском и др. длительность соотносительная, долгие и краткие гласные различают слова и их формы, в этих языках есть долгие гласные фонемы. Например, в англ. яз. man и men (ед. и мн. ч. различаются гласными различной длительности).

Тембр – это индивидуальная окраска звука. У каждого звука свой оригинальный тембр. Тембр зависит от соотношения основного тона, создающегося за счет колебания голосовых связок в гортани, и обертонов (дополнительных тонов), которые наслаиваются на основной тон в резонаторе (в ротовой или носовой полости). Поскольку у каждого звука своя укладка органов произношения, поэтому у каждого звука свои обертоны, свой тембр. В гортани звук создается, а оформляется в ротовой или носовой полости. Тембр – это то постоянное, что свойственно каждому звуку и отличает его от других звуков. В особенности тембром различаются гласные. Основной тембр гласных одинаковый, различаются они именно обертонами.

2. Артикуляционный (физиологический) аспект.

На звуки речи смотрят как на результат работы органов произношения, вводится понятие «речевой аппарат».

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства речи. В человеческом организме нет органов, специально существующих исключительно для образования звуков речи. Для образования звуков служит целый ряд органов, выполняющих прежде всего другие жизненно важные функции в человеческом организме. В результате длительной эволюции человек приспособил эти органы для произношения.

Весь речевой аппарат можно условно разделить на три участка с точки зрения различных функций в звукообразовании:

1) дыхательные органы;

2) гортань (с расположенными в ней голосовыми связками);

3) надгортанные полости.

Рассмотрим каждый отдел речевого аппарата подробнее.

1. Дыхательные органы.

Это насос, «меха», подобные мехам духового инструмента, по образному выражению А.А. Реформатского.

К дыхательным органам относятся легкие (2), бронхи (2), трахея.

Для нормального голосообразования и звукообразования нужна воздушная струя, выдыхаемая из легких.

Струя воздуха проходит далее через гортань, в которой находятся голосовые связки.

2. Гортань. Гортань с голосовыми связками, расположенными в ней, обеспечивает образование голоса, это «голосообразующий» участок речевого аппарата.

При произношении звуков различают следующие основные положения голосовых связок:

1) связки расслаблены и не вибрируют. Образуются глухие согласные;

2) связки сближены, натянуты, ритмично вибрируют. Голосовая щель узкая, почти закрыта. Произносятся гласные;

3) связки натянуты, вибрируют, но неритмично. Образуются сонорные согласные, звонкие согласные. Причем при образовании сонорных согласных степень натяжения голосовых связок больше, голосовая щель уже.

 

3. Надгортанные полости (полости глотки, рта и носа) – то, что расположено выше гортани, над гортанью. Это «звукообразующий» участок речевого аппарата.

Гортань переходит в глотку (фаринкс), глотка – в ротовую полость и в носовую полость (носоглотку). Эти две полости разделяет нёбо. Выделяется переднее небо, среднее (твердое, палатум), заднее (мягкое, велум). Мягкое небо заканчивается маленьким язычком (увулой). Мягкое нёбо вместе с маленьким язычком называется небной занавеской.

Надгортанные полости выполняют роль резонатора, т.е. такого устройства, которое служит для усиления звуков и придания им характерной окраски. Именно здесь происходит окончательное оформление звука.

Полость носа не может менять своей формы. Если звук идет через носовую полость (при опущенной небной занавеске), получаются носовые звуки. При приподнятой небной занавеске воздушная струя проходит через ротовую полость, образуются неносовые звуки.

Полость рта может всячески менять свою форму. Подвижность языка, губ, нижней челюсти позволяет придать резонатору различный объем и неодинаковую форму. Например, при произнесении звука [и] резонатор маленького объема и по форме он более узкий, чем при произнесении [а]. Поэтому тембр этих гласных разный. Благодаря изменению объема и формы резонатора мы можем произнести множество различных звуков.

В ротовой полости различаются активные и пассивные органы.

Активные органы – органы, способные производить самостоятельные звуки. К ним относятся губы, язык, небная занавеска, увула.

Пассивные органы: зубы, небо переднее и среднее.

Самым активным органом речи является язык. Его условно можно разделить на 3 части: кончик языка, спинка языка (включает переднюю, среднюю, заднюю части), корень языка. При образовании звуков речи активна спинка языка.

Движения и положения органов речи при образовании того или иного звука называются артикуляцией.

Артикуляция складывается из трех частей:

приступа (экскурсии звука, когда органы речи «выходят» на работу);

выдержки (когда органы речи установились для данной артикуляции);

отступа (рекурсии, когда органы речи «возвращаются» в исходное положение).Звук – это результат колебания голосовых связок в воздушной среде.

 



2015-11-10 10732 Обсуждений (0)
Три аспекта изучения звуков речи 5.00 из 5.00 11 оценок









Обсуждение в статье: Три аспекта изучения звуков речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10732)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)