Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


или О чем смеются и плачут герои Георгия Данелии



2015-11-10 1192 Обсуждений (0)
или О чем смеются и плачут герои Георгия Данелии 0.00 из 5.00 0 оценок




Георгий Данелия. Одно из десятков имен, составляющих звездный небосклон советского кинематографа. Собственно, мы и сегодня живем под этим небосклоном, лишь изредка наблюдая, как изредка, и иногда и ненадолго, вспыхивают на нем новые звездочки.

Уникальность Данелии – а заодно и его героев – в том, что они без ложного пафоса и высоких слов об уникальной интернациональности советского делали кино именно таким. В самом высоком смысле интернациональном. Причем делали это просто с юмором. Юмором, щемящим душу.

Помните фильм Данелии «Мимино»? Картина, мигом разлетевшаяся по стране «крылатыми выражениями».

«Я сейчас так хохотался….».

«Я сейчас тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся…».

«Вы почему кефир не кушаете? Не любите?»…

Сам режиссер вспоминал: «После «Осеннего марафона» и «Афонии» мне захотелось снять что-то простенькое и светлое». Придумали СЮЖЕТ. Деревенский летчик Валико Мизандари летает на маленьком вертолете, возит крестьян и кино по деревням и влюбляется в стюардессу большого белого лайнера. Попадает в большую авиацию, летает на лайнере по всему миру. Но понимает, что это не для него. Возвращается в деревню, где он нужен отцу, сестре, племяннику, своей собаке Зарбазану. Всем односельчанам. Ведь его вертолет, на котором благодарные сельчане перевозят даже своих баранов, для людей буквально – связь с миром. Серебряная птица над деревней, затерянной в горах. Птица счастья. Добрый вестник…

Такой действительно бесхитростный сюжет он придумал со своими друзьями – сценаристами Викторией Токаревой и Резо Габриадзе. Простенькая история. Про то, как встретились задумчивый грузин Буба Кикабидзе и смешной армянин Фрунзик Мкртчан…

А получилась история о любви и ностальгии, о настоящей дружбе и настоящем предательстве. О сокровенной причастности человека с истории своего народа. О тех самых корнях которые мы сначала перестали искать и чувствовать в самих себе, а потом всей страной спохватились и стали жадно их искать. Кто – по велению моды на раскидистое генеалогическое древо. Кто от любопытства. А кто-то – от ощутимого одиночества, внутренней неприкаянности и страха навсегда затеряться во времени…

Можно ли обо всем этом сказать легко, комедийно, играючи?

Данелия смог. Его герои горячо спорят, где на земном шаре самая чистая вода – и она, конечно, на первом месте в Грузии, а на втором – в Армении. А чья мама умеет лучше всего готовить долма? Конечно, в Армении. Только ты не обижайся…

Великолепный сияющий лайнер – мечта, к которой Валико Мизандари стремился столько лет – оказывается чужим. И вместо пышных облаком под ним Мизанари «видит» родные величественные горы, и мальчишек, табунком бегущих по равнине, приветствующих вертолет воплями счастья и прыжками. И маленького племянника, которому так мечтал купить за границей «цейсовскую» подзорную трубу. Ведь в горах нужно видеть далеко-далеко. И увидеть многое. Больше, чем в чужом городе, сияющем неоновой рекламой супер-маректов…

Удивительно, как один только фильм может вместить себя столько «исторических» параллелей. Если это фильм Данелии. Можно ли, скажите, двумя-тремя словами рассказать о войне? Точнее, эпизодами? Еще одно звездное имя актерского состава «Мимино» - Евгений Леонов, играющий бывшего фронтовика Ивана Волохова. Помните, в аэропорту? Когда Мимино после всех судебных передряг, потратив все деньги (бедный грузин – унизительно!) покупает в буфете чай за 7 копеек и гордо говорит буфетчице»Сдачи не надо!». Вот там и заприметил его Волохов. Мизандари – копия его однополчанина, с которым он провоевал всю войну в одном танке. Помните их диалог? И какими глазами смотрит герой Кикабидзе на однополчанина своего отца? И потом, когда оказывается, что танкист Мизандари и пехотинец Мизандари – разные, в сущности, люди?

А Данелия говорит – нет! Эти двое незнакомых друг другу Мизандари – один человек, честный солдат, воевавших за страну. Одну на всех страну.

А вот еще – как раскрыть сложную и многоплановую тему патриотизма, любви к Родине, при помощи крохотного эпизода, просто перепутанного телефонного номера, неверно понятого телефонисткой названия города? Данелия решил эпизод просто: Тельавив весто Телави. Двое немолодых мужчин – советский грузин и еврейский грузин. На разных концах телефонного провода. Грузинская песня на двоих. «Давид, ты почему замолчал? – Я плачу»…

Есть в фильме эпизоды, когда горло перехватывает от волнения…и тут же смеешься. Как, например, в суде. Трагический Мимино на скамье подсудимых… и комичный трогательный шофер Рубик Хачикян. «Он мне сам говорил: такую, слушай, я личную неприязнь к потерпевшему испытываю – кушать не могу!».

И опять – Данелия, его почерк! С одной стороны – тема кровной мести за обесчещенную сестру, за позорную «незаконнорожденность» племянника. С другой – люстра «венецианского стекла», сорванная стулом. Взломанная туалетная дверь. Незабываемый Савелий Краморов. «Слушай, друг, у тебя хорошие глаза!»…

Вообще смех в фильмах Данелии – это какой-то совсем другой смех. Грустный. И очищающий, что ли.

Впрочем, сам режиссер, кажется, всегда боится показаться сентиментальным.

После съемок «Мимино» Георгий Данелия на встречах со зрителями в основном рассказывал… режиссерские байки. О том, как в Телави, куда они приехали на съемки, увидели на дверях продмага объявление: «В ПРОДАЖЕ ИМЕЕТСЯ СВЕЖИЙ БАРАНИЙ УМ»…

А еще, рассказывает Данелия, после фильма на территории СНГ появилось около ста ресторанов «Мимино». А еще были рестораны «Чито-грито», «Я так думаю». А в Гомеле открылось тогда кафе, которое называлось «Вы почему кефир не кушаете? Не любите?»

 

Текст 5

«Кака любовь?! – Така любовь!»

Скоро весна, и уже так и тянет на какие-нибудь добрые поступки ради своих любимых, близких. А ведь говорят, на чужом опыте учатся. Однозначно так и есть и за примерами далеко ходить не нужно - советский кинематограф только чего стоит, замечу, именно советский.

Почти 30 лет назад на своих экранах российский зритель смог увидеть удивительную картину Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Прошло столько лет, а герои кинокомедии по сей день остаются близкими и до боли знакомыми для русской души.

Народный фильм, разобранный на крылатые фразы это не повесть о маленьком человеке, а трагедия, плавно перетекающая в комедию, не подвластную ни времени, ни правительству, ни цензуре.

Что может быть важнее, чем любовь? Возможно, дружба … но фильм не об этом. Тысячи поклонников, в числе которых и наши родители всегда с улыбкой и нежными воспоминаниями о «былых временах» смотрят и цитируют фильм, которому нет равных по глубине и чувственности игры актеров.

В 1984 году впервые на широком экране, а не в стенах «Современника» старшее поколение увидело Василия Кузякина, Надежду, Раису Захаровну, дядю Митю, бабу Шуру, Лёньку, Людку, Ольку… Герои, которым не подвластны никакие политические подоплеки, живут в небольшой сибирской деревушке и если бы не стечение обстоятельств, так и продолжали бы плясать под звуки гармони, каждый день ссориться и мириться как само собой разумеющееся.

Даже курортный роман того времени воспринимается совсем иначе нежели сегодня, кажется, что все так и должно было быть, ничего предосудительного. Народный фильм о народе, способном любить и быть любимым. И любовь может быть разной… уехал в отпуск, познакомился с дамой, завязался роман, и это несмотря на оставшихся дома жену, троих детей и любимую голубятню. Что это!? Любовь? Влюбленность? Герой Александра Михайлова (Василий Кузякин) не особо-то сопротивляется случившимся обстоятельствам и возвращается не к семье, а в дом к новой возлюбленной Раисе Захаровне (Людмила Гурченко). И пройдет не так много времени, когда Василий уже станет просить отпустить его к родным и любимым домочадцам. Все-таки любовь она не поверхностна, а живет в глубине души каждого из нас и если раз удалось пробудить это волшебное чувство, то это навсегда.

Сюжет фильма это незамысловатая книга жизни, актуальная в любое время. И пусть эпоха так ясно подчеркнута режиссером (поверх махровых синих носков Надежда надевает красные туфли), все же причастность к персонажам и идентификация с ними присутствует до сих пор. В фильме, как и порой в жизни, супруги противоположны по характеру друг другу (жена хабальная, муж тюфяк), но важно ведь осознание того как сильно они нужны своей половине. Герои кинокартины и не подозревали, что не могут жить друг без друга.

Жена Василия Надежда сама не совсем осознавала, что значит для нее любовь («кака любовь?!»), тем более к чужой женщине, которая уводит мужа из семьи.

Настоящую семью с ее реальными отношениями и искренними чувствами никакая «сучка крашеная» не сможет разрушить. Ведь есть что-то внутри нас, что не дает покоя сердцу, заставляя его все сильнее трепетать при виде любимого человека.

Теплые чувства и преданность свойственны не только людям, тому пример голубиная пара, которая воссоединяется каждый раз при свободном взлете в небесные просторы. Верность своему хозяину и одновременно независимость - вот пример для каждого, ищущего свою половинку.

 

Текст 6

Здесь была Алиса

Июль, 1984 год. До перестройки еще целый год, но ветер перемен уже сквозит в Советском царстве. Из Афганистана летят самолеты с «грузом 200», а Советский Союз игнорирует Олимпиаду в Лос-Анджелесе. Но мысли миллионов школьников заняты совсем другим – по Первой программе Центрального Телевидения транслируют премьеру «Гостьи из будущего» - пятисерийного фильма, который станет легендой.

Работать в воскресенье – это, по меньшей мере, святотатство. Но, как говорится, как потопаешь, так и полопаешь, что, кстати, я сейчас и собираюсь делать. Есть такая дурацкая привычка – обедать с телевизором. Не от буржуйской жизни, но от одиночества… Быстро щелкаю пультом с канала на канал – то бесконечные сериалы, то новости, от которых болит голова, или бессмысленные музыкальные попытки пышногубых девиц. Аппетит от такого пропадает только. Стоп, стоп! Знакомые громадные голубые глаза, небрежно причесанные волосы, мальчишеское выражение лица... да это же Алиса Селезнева!

В дни летних каникул в московских дворах было необычайно пусто. Не слышался задорный смех детей, ребятня не носилась тут и там в своих бесконечных играх. Лишь малыши лет 4 играли в песочнице под неустанным присмотром своих матерей. Показ «Гостьи из будущего» загнал домой даже самых отчаянных шалопаев, заставил их сойти с игровой тропы и усесться перед экраном новенькой «Чайки». Простая, никому не известная советская школьница Наташа Гусева в один миг стала иконой, по популярности сравнимой только с Лениным. Оператор, работавший над фильмом, как то сказал родителям Наташи, что их дочь однажды проснется знаменитой. Они посмеялись, но ведь именно так и случилось…

Да, та самая девочка из «прекрасного далеко», превратившая СССР в страну чудес. Я хоть и человек из постсоветской эпохи, но в детстве перечитавший все книжки про Алису не по одному разу и посмотревший фильм раз 10 минимум. И я до сих пор застываю перед экраном, когда вижу милые сердцу дворы советской Москвы и девочку в красном галстуке. Я не в силах оторвать взгляда, когда вижу их, эти галстуки и советскую школьную форму. Это – другой мир, которого я не знаю, и представление о котором у меня сложилось только по фильмам. По «Гостье из будущего» в том числе. Эти ребята – Алиса Селезнева, Коля Герасимов, Фима Королев, Юля Грибкова – они воплощение лучших человеческих качеств, они – это как раз то самое ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО! Странная штука, в середине 80-х все хотели попасть в будущее, а мне в 2000-х хочется вернуться в прошлое…

Алиса поселилась в сердцах миллионов советских людей сразу же, не полюбить этого персонажа не может даже самый черствый в мире человек. Добрая, отважная, бесстрашная, с чувством долга и совести, склонная к авантюрам… Алиса была именно такой, какой мы бы все хотели быть, но стеснялись себе в этом признаться. Она была из другого мира – там, где нет очередей за колбасой, где люди летают в космос и дружат с другими цивилизациями, а не прячутся за железный занавес, где научный прогресс достиг своей вершины и ничего не разрушил. То самое «прекрасное далеко», где нам так сильно хотелось бы оказаться. Алиса была недосягаемым идеалом, к которому стремились, а простой советской школьницы Наташе Гусевой выпало бремя быть живым воплощением этого идеала. Наташа не умела прыгать в длину 6 метров и 20 сантиметров, она не знала английский в совершенстве, более того, физкультура и английский были теми предметами, по которым она отставала. Но кино – это же тоже своего рода волшебство, магия искусства, и идеальная английская речь, озвученная сотрудницей английского посольства, приписывалась теперь Наташе-Алисе. И ей стали поклоняться.

Когда по телевизору показывают один из твоих любимых фильмов, а тебе надо идти на работу – это апогей закона подлости. Зато учишься есть, не глядя, и мыть посуду с головой, повернутой на 45 градусов. И надевать ботинки, жадно бросая последние взгляды на экран. Странная штука – сама по себе я бы не взялась пересматривать этот фильм, на DVD, скажем. Но как только я случайно попадаю на него в телевизоре – все, точно не оторваться. И все дело в том, что «Гостья из будущего» не просто фильм, это воспоминание, привет из детства, это несколько часов позволяющие опять очутиться в прекрасном далеко – детстве…

Письма сыпались на нее в количестве падающих осенью листьев. Страну охватила настоящая эпистолярная истерия. Писали все – взрослые дяди-тети, мальчики и девочки, школьники, родители… Ей признавались в любви, просили переписываться, дружить. Сначала Наташа пыталась читать приходившие письма, но их становилось все больше и больше, счет шел на десятки тысяч. Строки писем были бесхитростные, незамысловатые – предложение дружбы и просьба выслать фотографию. Вот, например, письмо мальчика из Свердловска: «Дорогая Наташа! Вот решил написать письмо. Мне очень понравилась ваша роль в фильме «Гостья из будущего». Все было так здорово. Но вы, вы меня просто ошеломили, вы мне так понравились, что я решил написать вам письмо. Я очень хочу с вами подружиться. Живу в городе Свердловск, учусь в школе. Занимаюсь в секции плавание. Это первое письмо, которое я пишу девочке. Только не подумайте, что я хочу подружиться с вами только потому, что вы снялись в кино. Ведь было много фильмов. Нет, мне вы понравились как человек, как девочка. У вас очень красивые глаза, очень, очень красивые. У вас такое обаяние, вы очень красивая. Я с нетерпением жду каждую серию, только чтобы увидеть вас. Я даже вас фотографировал, только ничего не получилось. Я прошу вас откликнуться на мое письмо. И если можно, то пришлите мне свою фотографию. Я очень прошу, очень! Напишите о себе, как вы живете. Напишите, прошу. Надеюсь и жду! Гриша, 27.03.1985».

Уже вечером, в разговоре с хорошей знакомой, случайно рассказываю о трагедии, произошедшей со мной: не смогла досмотреть любимую «Гостью из будущего». На что знакомая, удивленно вскинув брови, ответила: «Что-то знакомое. Фантастика, да? Не смотрела…». Знакомая, младше меня на 4 года, видимо, уже принадлежала к другому поколению – американских мультфильмов и комедий. У этого поколения другие герои детства – Человек-Паук и Бэтмен. Но меня расстраивает только одно – что если через 20 лет никто и не вспомнит, что была такая девочка Алиса? И ведь не в популярности дело, популярность – вообще слово как бы намекающее на поп-звезд. Дело в том, что фильм и книги, на которых я выросла – по большей части они сделали из меня человека, научили меня не обманывать, не бояться трудностей, любить близких, не предавать друзей, в конце концов, мечтать! Алиса учит быть такими, какими мы никогда не станем, но нам так хочется стремиться к этому. А в этом стремлении и есть смысл…

Простая советская школьница Наташа подарила миллионам Мечту и Цель. Алисоман мечтал о том, как приедет в Москву, найдет предмет своего обожания и больше никогда с ним не расстанется. Они шли к этой цели, некоторые даже достигали ее, встречая в каком-нибудь московском переулке Наташу. Правда, она, вопреки их мечтаниям, особой радости от таких встреч не испытывала. Проснувшись знаменитой, жизнь Наташи сильно изменилась. На улицах на нее показывали пальцем, не давали прохода поклонники. Ее выходные превратились в домашний арест, а дорога домой из школы – в конвоирование. Создавались даже специальные школьные дружины, провожающие Наташу… За ней следили. Да-да, с биноклями на деревьях! Ее домашний адрес стал бизнесом – его продавали по 50 рублей! Слава обрушилась тяжким бременем на плечи этой юной девочки.

В общей сложности, писем пришло около миллиона. «Москва, Красная площадь, Алисе Селезневой» - Алиса стала в один ряд с генсеком. Были письма даже из Вьетнама, когда фильм перевели на другие языки… Так, простая советская школьница Наташа Гусева превратилась в национального героя, богиню страны, которая не верила в бога.

Дальнейшая судьба Наташи Гусевой сложилась весьма прозаично. Она так и осталась «актрисой одной роли». Наташа снялась еще в нескольких картинах ( в том числе, в очередном Булычевском «Лиловом шаре»), после чего надолго ушла в закулисье. Сменила фамилию на Мурашкевич и стала биотехнологом (почти космобиолог). Ей предлагали главную роль в «Авария дочь мента», но Наташа не захотела пачкать светлый образ Алисы, и спасибо ей за это…

Алиса ушла в прекрасное далеко, которым оказалось вовсе не светлое будущее, а наше «темное» советское прошлое. У современной культуры новые идолы, количество которых на квадратный сантиметр сцены зашкаливает. Алиса стала легендой. Может быть, она будет передаваться с компьютера на компьютер посредством великой Сети, может быть, она останется навсегда забытой, но История одной страны, История одного человека – она никогда не забудет простую советскую школьницу Наташу Гусеву и отважную девочку из будущего – Алису Селезневу…

 

Текст 7

Азарт порой делает с людьми невообразимые вещи, особенно в пик его разгара. Человек неподвластен себе в этот момент, могут “онеметь” все человеческие качества, потеря здравого рассудка и не единого шанса на спасение. Гонщики обожают скорость и в жизненном плане она у них на первом месте, игроки готовы спускать бешенные суммы в казино , наркозависимые одержимы дурью, которая на неопределенное время позволяет им попасть в сказку, но за все нужно платить. А когда азарт берет верх, таким людям становиться все равно как им придется за это расплачиваться..Они входят во вкус и никакие психологи, слова родных и близких им не помогают избавиться от этого “недуга”.

Такой же “потерпевшей” оказалась героиня короткометражного фильма , который стал лауреатом Манхэттенского кинофестиваля , “Одна сотая секунды”(режиссер - Сьюзэн Джейкобсон ). Фотожурналистка Кейт, которую сыграла Эмма Клисби, работает в горячих точках. Перед ней разыгрывается жизненная драма, попытаться спасти ребенка или дождаться момента и сделать уникальный снимок. Для здравомыслящего человека, который оправдывает свое место в биологической цепочке и нравственно развит, здесь не над чем думать. А вот в остальных случаях вопросов, мнений и вариантов развития дальнейших событий может быть уйма.

Кто-то придерживается мнение, что журналистка не несла ответственности за чью либо жизнь и просто выполняла свою работу, кто-то даже начнет восхищаться ее мужеством(ведь это горячие точки, опасность), кому-то безумно понравится ее итоговая работа, как например комиссии, которая присудила ей главный приз в номинации “Лучший фотограф года” за ее лучший снимок “девочка”, на котором ребенок с пулей во лбу.

Говорить о нравственности, по-моему, уже бесполезно. Наверное, это как талант. Либо есть, либо нет. А ведь говорят, что каждый человек талантлив по-своему. Значит, он есть у всех. Просто не каждый начнет в себе его развивать, а кто-то и вовсе своими поступками, суждениями и позициями пытается в сего его убить. Так и нравственность, в данном случае ни у комиссии ,ни у главной героини ее как- будто и вовсе не было. Но от куда же слезы?

А слезы- это совесть. Пожизненное наказание за содеянное. Самое жестокое наказание. Кейт уже никуда не деться от чувства вины, внезапно проснувшегося после “одержимости” азартом. “Онемевшие” чувства вдруг проснулись, разум включился в реальность и стало страшно, от того какой же монстр живет внутри хрупкой девушки с фотоаппаратом. Уголовников, совершивших особо тяжкое преступление, как например убийство сажают пожизненно в камеру и никакой надежды на свободу. Осознавая это, они начинают верить в Бога, раскаиваться и понимать, что уничтожая жизни людей, он уничтожал свою в первую очередь. Расплатой для журналистки – пожизненные терзания совести.

И напоследок. Прежде чем получить эксклюзивные снимки, задумайтесь над тем, чего они Вам будут стоить. Возможно, обещанный гонорар не окупит пожизненного лечения.

 



2015-11-10 1192 Обсуждений (0)
или О чем смеются и плачут герои Георгия Данелии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: или О чем смеются и плачут герои Георгия Данелии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)