Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДЕНОТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ



2015-11-10 1104 Обсуждений (0)
ДЕНОТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существованиеуслова денотата (ВИРТУАЛЬНОГО!), или денотативного значения, обусловлено предметностью мышления, его обращенностью к миру.Предметный мир, отражаемый в языковом значении лексемы, включает в себя не только реально воспринимаемые объекты внеязыковой действительности, но и другие виды означаемых — чувства, эмоции, психические состояния, признаки, отношения и т. п. Термин «денотат» в лексической семантике допускает две трактовки.

В первой трактовкеденотат определяется как множество объектов, удовлетворяющих тем свойствам, которые составляют сигнификат этой единицы. При такой трактовке денотата для многих классов слов описание денотативного слоя их значения будет изоморфно описанию сигнификативного слоя с той разницей, что в первом случае формулировка значения будет даваться в терминах объектов и отношений, имеющих место в действительности, а во втором — в терминах объектов и отношений, имеющих место в сознании. (напр., Городецкий, описывая означаемое слова водоносный, формулирует его денотат как «связь с предметной областью почв, земных пластов, вод», а сигнификат как «связь с соответствующей понятийной сферой, с абстрактными признаками соответствующих предметов»).

При второй трактовкеденотат определяется как связанный с данным словом в сознании носителя языка целостный образ типичного, эталонного представителя соответствующего данному слову класса сущностей (т. е. денотата в 1 понимании). В когнитивной семантике такой образ называют прототипомсоответствующей категории сущностей. Так, если денотатом слова птица в 1 понимании является множество всех птиц, то во 2 понимании это образ типичной птицы (как показывают исследования когнитивных психологов, типичной птицей для европейцев является что-то вроде воробья). Денотат лексемы во 2 понимании является, как и сигнификат, ментальным отражением объекта действительности, но при этом противостоит сигнификату как нерасчлененное, целостное представление об объекте его представлению в виде определенной комбинации признаков.

В значении различных классов слов роль или значимость денотативного (образного) и сигнифик.слоев неодинакова. Это особенно заметно при сопоставлении конкретной и абстрактной лексики. Конкретная лексика — это слова, денотатами которых являются образные представления о реально существующих материальных объектах (альбатрос) или о свойствах и проявлениях материальных объектов, воспринимаемых органами чувств (красный).У слов такого типа денотативное значение преобладает над сигнификативным.Это проявляется в том, что описание значения этих слов естественно выливается в изучение тех объектов, которые они называют. Абстрактная лексика — это слова, обозначающие объекты, свойства и отношения, полученные в результате абстрагирования, отвлечения от конкретных объектов, свойств и отношений. Естественно, в значениях слов такого типа рациональный сигнификативный слой преобладает над конкретно-чувственным денотативным, который в предельном случае вообще может быть пуст (т. е. с данным словом в сознании не ассоциируется никакой конкретный образ).

Семантическое поле. Корреляции в семантическом поле.

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Лексикапредставляет собой совокупность подсистем, называемых семантическими полями, внутри которых слова связаны отношениями взаимного противопоставления. Основателем теории семантического поля считается немецкий ученый Иост Трир.Согласно этой теории на каждое «понятийное поле», соответствующее определенной сфере понятий (кругу представлений), как бы накладываются слова, членящие его без остатка и образующие «словесное» поле. При этом каждое слово получает смысл только как часть соответствующего поля.Носитель языка в полной мере знает значение слова лишь в том случае, если ему известны значения других слов из того же поля.

Пример: сравним три системы оценок знаний учащихся - системы А, В и С:

А: отлично, хорошо, уд., неуд.

В: отлично, хорошо, уд., не вполне уд., неуд.

С: отлично, хорошо, уд., достаточно, не вполне уд., неуд.

Здесь один и тот же континуум качества знаний учащихся (понятийное поле) по-разному членится тремя системами оценок (словесными полями), образуя в результате 3 семантических поля. Если не знать, к какому семантическому полю относится та или иная оценка, то вряд ли возможно установить ее реальную ценность, т. е. покрываемый ею диапазон качества знаний учащихся.

В современном языкознании семантическое поле определяется как совокупность языковых единиц, объединенных общностью содержания и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Семантическое поле характеризуется следующими основными свойствами:1) наличием семантических отношений (корреляций) между составляющими его словами;2) системным характером этих отношений;3) взаимозависимостью и взаимоопределяемостью лексических единиц;4) относительной автономностью поля;5) непрерывностью обозначения его смыслового пространства;6) взаимосвязью семантических полей в пределах всей лексической системы (всего словаря).Примеры семантических полей: поле времени, поле животноводства, поле цветообозначений.



2015-11-10 1104 Обсуждений (0)
ДЕНОТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДЕНОТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)