Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование причастий и деепричастий. Употребление причастий и деепричастий



2015-11-10 6118 Обсуждений (0)
Образование причастий и деепричастий. Употребление причастий и деепричастий 4.80 из 5.00 5 оценок




Причастие – гибридная глагольно-адъективная форма, которую в школьной традиции рассматривают как особую глагольную форму. Причастия соединяют признаки глагола и прилагательного, выражая значение процессуального признака предмета. Глагольные признаки причастий:

1. Сохраняется характер глагольного управления (например: мечтать о свободе – мечтающий о свободе);

2. Сохраняется вид соответствующего глагола;

3. Причастие располагает двумя залоговыми формами (в соответствии с двухзалоговой концепцией) – действительного и страдательного залога (например: разрешивший – действительный залог, разрешенный – страдательный залог);

4. Причастие имеет две временные формы – настоящего
(любящий, любимый) и прошедшего (любивший) времени.

 

Все глагольные признаки у причастий являются постоянными, переменные признаки – это признаки прилагательного: род, число, падеж, полная или краткая.

Причастия настоящего времени образуются от глагольной основы настоящего времени с помощью суффиксов -ущ-/-ющ, -ащ/-ящ- — действительные причастия, суффиксов -ем-, -ом-, -им- — страдательные причастия. Причастия прошедшего времени образуются от основы с инфинитивной основой. При этом для образования действительных причастий используются суффиксы -вш-, если основа оканчивается на гласный ( например: слыша-ть – слыша-вший) или -ш-, если основа оканчивается на согласный (например: принес-ти – принес-ший).
При образовании страдательных причастий прошедшего времени к глагольной основе присоединяются суффиксы -нн-, если основа оканчивается на гласный, кроме /и/ (например: развешать – развешанный), -енн, если основа оканчивается на согласный или /и/, причем в последнем случае /и/ выпадает
(например: подстрелить – подстреленный, принести – принесенный), -т- — для образования причастий от некоторых глаголов непродуктивных классов с основами на и-, ы-, о-, а также от глаголов IV продуктивного класса
(например: сшить – сшитый, промыть – промытый, заколоть – заколотый, повернуть – повернутый). Начальной формой причастия, как и прилагательного, является именительный падеж единственного числа мужского рода.

Деепричастие.

Аналогично причастиям деепричастия по традиции рассматриваются как особая глагольная форма, соединяющая признаки глагола и наречия, т.е. обозначающая процессуальный признак действия, отличающаяся неизменяемостью, сохраняющая глагольное управление, глагольный вид, залоговые свойства глагола, примыкающая к глаголу или причастию и выступающая в предложении в функции обстоятельства.

Видовые свойства деепричастий получают морфологическое выражение в деепричастных суффиксах. Деепричастия несовершенного вида образуют от основы настоящего времени с помощью суффикса -а, -я, например: звенеть – звен’-я, думать – дума’-я. Деепричастие совершенного вида образуются от инфинитивной основы глаголов совершенного вида с помощью суффиксов
-в, -вши, -ши, например: отправить – отправив, принести – принес-ши, улыбнуться – улыбнувшись. В современном русском языке процесс дифференциации деепричастных суффиксов в зависимости от глагольного вида еще не завершен, поэтому возможны формы деепричастий совершенного вида, образованные по модели деепричастий несовершенного вида, т.е. от основы будущего простого времени с помощью суффикса –я
(уйти – уйдя, принести – принеся и т.п.). Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов с основой:

1. На заднеязычный (печь – пекут, невозможно: *пекя);
2. Из одних согласных (гнут, невозможно: *гня);
3. Нестоящее время на шипящий, чередующийся в основе инфинитива со свистящим (пишут – писать, невозможно: *пиша);
4. С основой инфинитива на — ну- у глаголов непродуктивного класса

Знаки препинания при обособленных и однородных членах предложения.

Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения.

 

Cогласованное обособленное определение

Причастный оборот после определяемого слова Ребёнок,| заснувший у меня на руках|, внезапно проснулся.
Причастный оборот и до, и после определяемого слова, если это местоимение Расстроившаяся из-за сына, она никак не могла взять себя в руки.
Причастный оборот до определяемого слова, если он имеет добавочное обстоятельственное значение Пораженная новостью, мать медленно опустилась на стул. (почему? по какой причине?)
Два и более согласованных определения, стоящие после определяемого слова Ребёнок, сытый и довольный, заснул у меня на руках.
Согласованное определение, возможно и одиночное, если определяемое слово - местоимение 1).Он, сытый, быстро заснул. 2). Сытый, он быстро заснул.

 

Несогласованное обособленное определение

Несогласованное определение обособляется, если определяемое слово 1) местоимение или 2) имя собственное 1). Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла? 2). Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

 



2015-11-10 6118 Обсуждений (0)
Образование причастий и деепричастий. Употребление причастий и деепричастий 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Образование причастий и деепричастий. Употребление причастий и деепричастий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6118)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)