Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Налоговые правонарушения



2015-11-10 688 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Налоговые правонарушения 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламентируются нормами главы 15 части первой Налогового кодекса РФ. Виды налоговых правонарушений и размеры налоговых санкций установлены главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса РФ.

Как уже говорилось выше, в соответствии со статьей 106 НК РФ под налоговым правонарушением понимается виновное противоправное (то есть совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

Элементами налогового правонарушения (как, впрочем, и эле­ментами любого правонарушения) являются:

1. Объект налогового правонарушения — в данном случае публичный правопорядок в сфере налогообложения — урегулированные и защищенные действующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием или бездействием.

При этом составными частями публичного правопорядка в сфере налогообложения являются, в частности, установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, составление и представление налоговой отчетности, учета налогоплательщиков, налогового контроля и т.д.

2. Объективная сторона налогового правонарушения — противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами Налогового кодекса РФ установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними. При этом такое действие либо бездействие именуется также событием налогового правонарушения.

3. Субъективная сторона налогового правонарушения — юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектом налогового правонарушения именуется деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение, — налогоплательщик, налоговый агент, лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист), и т.д. В дальнейшем лицо, совершившее правонарушение, становится субъектом ответственности. При этом деликтоспособность физических лиц, как известно, выражается в их способности (в соответствии с возрастом и состоянием здоровья) совершать сознательно-волевые действия, осознавать смысл своих действий и руководить своими поступками (иными словами, как именует это академик РАН B.C. Нерсесян, «быть истинным автором своих действий»), которые и могут быть вменены ему в ответственность как субъекту налогового правонарушения.

При этом в качестве особого субъекта налогового правонарушения следует отметить банки (кредитные организации). С одной стороны, с точки зрения хозяйственного оборота банки являются такими же юридическими лицами, как и все остальные организации - страховые, консалтинговые, инвестиционные и строительные компании, промышленные предприятия, организации сферы торговли, услуг и т.д. В процессе осуществления своей предпринимательской банковской деятельности и для целей ее обеспечения банки активно участвуют в экономических отношениях. Ими совершаются различные сделки и операции, направленные на получение прибыли, приобретение имущества и т.д.

Естественно, в этих случаях в налоговых отношениях банки выступают в первую очередь в качестве налогоплательщика, а при нарушении своих обязанностей несут ответственность в соответствии с общими нормами об ответственности за совершение налогоплательщиками налоговых правонарушений (виды таких правонарушений установлены в главе 16 НК РФ).

Однако не следует забывать об особой роли банков в экономике. Кредитные организации в системе национального хозяйства страны играют роль финансовых посредников, осуществляя среди прочего и расчеты между хозяйствующими субъектами. Поэтому, с учетом выполняемой банками роли финансовых посредников, Налоговый кодекс РФ возлагает на банки помимо общих для всех организаций обязанностей по уплате законно установленных налогов специальные обязанности. Таких специальных обязанностей банков несколько:

а) банк, в частности, должен открывать клиентам банковский счет только после предъявления ими свидетельства о постановке на налоговый учет;

б) банк обязан в срок исполнять поручения своих клиентов (налогоплательщиков и плательщиков сборов) о перечислении сумм налога или сбора в бюджет;

в) по решению налоговых органов банк должен приостанавливать операции по счетам своего клиента (налогоплательщика или налогового агента);

г) банк должен в течение одного операционного дня исполнить инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа о списании со счета (при достаточности средств на соответствующем счете) клиента банка — недобросовестного налогоплательщика суммы налога (включая пеню) и другие обязанности.

Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена в главе 18 Налогового кодекса РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

В соответствии со статьей 136 НК РФ применение ответственности за эти нарушения производится по аналогии с применением ответственности за общие налоговые правонарушения.

Круг лиц, подлежащих ответственности за совершение налоговых правонарушений (иначе их еще именуют субъектами ответственности), очерчен статьей 107 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой в качестве субъекта ответственности могут выступать:

а) физическое лицо (дееспособное и достигшее 16-летнего возраста) или

б) организация.

Принципы привлечения к ответственности.При этом Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие важнейшие принципы установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Принцип законности. Содержание этого принципа заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Принцип однократности наказания. Рассматриваемый принцип имеет конституционную основу, ибо требование об однократности наказания установлено ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации. Значение данного принципа заключается в установлении правовой гарантии защиты конституционных прав физических и юридических лиц от налоговых репрессий. В соответствии с этим принципом никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. При этом повторным считается привлечение к ответственности за деяние, в связи с которым имеется неотмененное по­становление налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении его к налоговой ответственности.

Принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства. В соответствии с этим принципом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, пред усмотренной действующим законодательством. Здесь в первую очередь имеется в виду ситуация, когда совершенное организацией налоговое правонарушение сопряжено с допущением должностным лицом этой организации административного правонарушения или уголовного преступления. Поскольку организация и ее должностные лица — это разные субъекты, привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц от персональной ответственности — административной или уголовной — за совершенное ими деяние. Такой подход обладает для должностных лиц недобросовестных налогоплательщиков известным «дисциплинирующим» эффектом.

Принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога. Рассматриваемый принцип развивает бессмертную формулу Бенджамина Франклина; «В этом мире неизбежны только смерть и налоги», получившую свое закрепление в налоговом законодательстве всех индустриально развитых стран мира в виде юридической аксиомы о всеобщности и неотвратимости налогообложения. В соответствии с этим принципом привлечение виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Презумпция невиновности, как известно, является важнейшей гарантией справедливости и торжества права при решении вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. В Российской Федерации общеправовая презумпция невиновности закреплена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ. «Налоговая презумпция невиновности» установлена п. 6 ст. 108 части первой Налогового кодекса РФ.

В соответствии с рассматриваемым принципом установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответствен­ности за налоговые правонарушения каждый налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. (При этом здесь имеется в виду решение суда, вынесенное по иску налогового органа о взыскании налоговой санкции.) Ответчик обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Напротив, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Естественно, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, налогоплательщик имеет право самостоятельно ис­править ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога. Правовые последствия такого исправления будут различаться в зависимости от момента, в который совершены такие исправления. Если исправление ошибки произведено до ее выявления налоговым органом, это может оказаться обстоятельством, исключающим ответственность за налоговое правонарушение с умышленной формой вины (п. 2 ст. 109 НК РФ). Если же исправление произведено в короткий срок после выявления ошибки налоговым органом, это может быть учтено судом в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (ст. 112 НК РФ).

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Законодательство о налогах и сборах содержит различные обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Закрытый перечень таких обстоятельств содержится в ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с ее положениями лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. отсутствие события налогового правонарушения;

2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рассмотрим указанные обстоятельства подробнее.

Отсутствие события налогового правонарушения означает отсутствие объективной стороны правонарушения, то есть отсутствие самого противоправного деяния (действия или бездействия), за совершение которого Налоговым кодексом Российской Федерации установлена юридическая ответственность.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения означает отсутствие субъективной стороны преступления.

Формы вины — умысел и неосторожность — установлены ст. 110 НК РФ и различаются в зависимости от соотношения элементов сознания и воли в психическом отношении лица к совершенным им противоправным действиям (бездействию). Виновным может быть только вменяемое лицо, то есть лицо, которое может отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. При этом под формами вины (умысел или неосторожность) понимается психическое отношение лица к своему противоправному деянию.

Пунктом 2 ст. 110 Налогового кодекса РФ предусматриваются два вида умысла — прямой и косвенный.

При прямом умысле лицо осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия и желает их наступления. Такое определение прямого умысла применимо только к налоговым правонарушениям с материальным составом, то есть правонарушениям, которые являются оконченными с момента наступления вредных последствий.

Косвенный умысел состоит в том, что лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия и сознательно допускает наступление таких последствий.

Пункт 3 ст. НО НК РФ предусматривает одну форму неосторожности — небрежность. Неосторожное (небрежное) поведение лица имеет место в случае, если такое лицо не сознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо не предвидело вредного характера их последствий, хотя должно было и могло это осознавать или предвидеть.

К обстоятельствам, исключающим вину лица за совершение налогового правонарушения, относятся также обстоятельства, указанные в ст. 111 Налогового кодекса РФ:

а) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

б) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

в) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, в соответствии с письменными указаниями и разъяснениями, данными налоговым или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

При наличии указанных выше обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, ибо их наличие исключает вину правонарушителя.

Недостижение физическим лицом 16-летнего возраста к моменту совершения им деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, означает отсутствие субъекта правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения — это срок, по истечении которого лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По общему правилу срок давности составляет три года. При этом существует два способа исчисления такого срока:

а) со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено налоговое правонарушение, — этот способ применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ;

б) со дня совершения налогового правонарушения — этот способ применяется в отношении всех остальных налоговых правонарушений.

Налоговые санкцииМерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции. Налоговая санкция — это мера ответственности за совершение налогового правонарушения, как правило, штраф.

Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных за конкретное правонарушение статьями глав 16 и 18 части первой Налогового кодекса РФ. Порядок взыскания с нарушителей налогового законодательства, изобличенных в ходе налогового контроля налоговых санкций, установлен ст. 114 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения.

Круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, определен законодательством, следующим образом:

1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только к ответственности налогоплательщика — физического лица);

2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (угроза и принуждение могут рассматриваться в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность организации в случае, если под влиянием этих обстоятельств действовал, например, руководитель организации);

3. иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Признавать обстоятельства смягчающими вправе суд при рассмотрении иска о взыскании налоговой санкции. Тем не менее, учет смягчающих обстоятельств не должен привести к полному освобождению правонарушителя от ответственности.

В то же время при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. Обстоятельством, отягчающим ответственность, в первую очередь является совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

При этом важным обстоятельством является давность взыскания налоговых санкций. Срок исковой давности по требованиям налоговых органов о взыскании налоговой санкции составляет шесть месяцев. По общему правилу этот срок исчисляется со дня составления акта о налоговом правонарушении (или дня, когда такой акт должен был быть составлен). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием у нарушителя части его собственности. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции РФ и НК РФ взыскание штрафов, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений, осуществляется только в судебном порядке.

Для этого после вынесения решения о привлечении проверявшегося лица к ответственности налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции. При этом до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции. Следствием неисполнения этой обязанности во всех случаях долж­но быть возвращение судом искового заявления в силу несоблюде­ния истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчи­ком (ст. 128, 129 АПК РФ).

Исковое заявление в отношении организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд. Исковое заявление в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции.

По общему правилу налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 104, 105, 115 НК РФ). Этот срок является пресекательным, а не сроком исковой давности и восстановлению не подлежит.



2015-11-10 688 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Налоговые правонарушения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Налоговые правонарушения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (688)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)