Вопрос 2 Система лингвистических дисциплин
Вопрос 1 Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания Языкознание (яз.) - это наука, изучающая человеческий язык (я.) в целом и отдельные (живые или мертвые языки), наука о развитии языка, об общественной природе, о выполняемых функциях и о классификации языков. Язык может быть как объектом, так и предметом исследования. Лингвистика – одна из наиболее древних и разветвленных наук. Она может быть подразделена на несколько областей. Структурный подход позволяет выделить фонетику, фонологию, лексикологию, семантику и словообразование. Язык является реальным и объективным во всех своих структурных единицах. Языкознание связано с литературоведением, историей, логикой, психологией, философией, семиотикой, кибернетикой, информатикой, физикой, физиологией, анатомией, естествознанием. Язык обеспечивает отношения и контакты совершенно разных областей в науке. Предметом языкознания является язык. Свойства, общие для всех языков: • Средство общения • Средство выражения мысли • Отражает познание человеком действительности • Во всех я есть структурные единицы: сова, звуки, предложения. • Функционирует как в устной, так и в письменной форме. • Стабильность/ изменчивость • Нормирование и стилистическое членение. Общее яз. изучает структуру функционирования я., т.е. всё то, что свойственно всем языкам мира, имеет своей целью следующее: определить природу языка, его основную сущность; установить основные ярусы; создать языковую классификацию; разработать методику анализа, усовершенствовать приемы и методологию общего языкознания. Частное яз. - раздел лингвистики, который изучает устройство, жизнь и историю конкретного языка или нескольких языков одновременно. Любое частное языкознание начинается с создания словаря и с написания грамматики. Может изучать язык в синхроническом аспекте (изучает языковые явления в одной временной плоскости). Изучение языка в диахронном аспекте - изучение языка, затрагивающее разные временные периоды, изучение развития языка. Общее яз. по отношению к частному является методологической наукой, т.е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса частного языкознания. Частное яз. по отношению к общему дает ему материал на основе которого делается общий теоретический вывод. Прикладное яз. - занимается изучением я. в практическом аспекте: культура речи, изучение иностранных языков, компьютерная лингвистика, создание письма и т.д. Задачи языкознания: • Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?») • Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении • Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении • Найти основания для классификации всех языков • Систематизировать методы, приёмы языкознания, т.е. ответить на вопрос «Как изучать язык?» • Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки) Метаязык языкознания - это языкового порядка, т.е язык того или иного народа, предназначенный для особой цели: на нём лингвисты думают, разговаривают и пишут о языке. Проблемы яз.: • Взгляд на природу я, как на естественную знаковую систему • Сущность понятия я, речи, речевой деятельности • Структура я: основные единицы я, виды отношений между ними. • Функции я и речи • Соотношение я и мышления • Историческое развитие я. • Понятие языкового родства, генеалогическая классификация я. • История письма… Вопрос 2 Система лингвистических дисциплин. Языкознание – это наука о языке, изучающая его и в комплексе (как систему), и его отдельные свойства и характеристики: происхождение и историческое прошлое, качества и функциональные особенности, а также общие законы построения и динамического развития всех языков на Земле. Языкознание как наука о языке Основной объект исследования этой науки – естественный язык человечества, его природа и сущность, а предмет – закономерности строения, функционирования, изменения языков и методики их изучения. Несмотря на то что сейчас лингвистика опирается на значительную теоретическую и эмпирическую базу, следует помнить, что языкознание - это сравнительно молодая наука (в России – с XVIII - нач.XIX века). Тем не менее она имеет предшественников с интересными взглядами – изучением языка увлекались многие философы и грамматисты, поэтому в их работах присутствуют интересные наблюдения и рассуждения (например, философы Древней Греции, Вольтер и Дидро). Терминологический экскурс Слово «языкознание» не всегда было бесспорным именованием для отечественной лингвистической науки. Синонимичный ряд терминов «лингвистика – языкознание – языковедение» имеет свои семантические и исторические особенности. Первоначально, до революции 1917 г., в научном обороте бытовал термин языковедение. В советское время доминировать стало языкознание (например, вузовский курс и учебники к нему стали называться «Введение в языкознание»), а его «неканонические» варианты обрели новую семантику. Так, языковедение отсылало к дореволюционной научной традиции, а лингвистика указывала на западные идеи и методики, например структурализм. Как отмечает Т.В. Шмелева в статье «Память термина: языковедение, языкознание, лингвистика», это семантическое противоречие русское языкознание не решило до сих пор, так как существует строгая градация, законы сочетаемости и словообразования (языкознание → языковедческий → лингвистически) и тенденция к расширению значения термина лингвистика (изучение иностранного языка).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4636)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |