Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2 Система лингвистических дисциплин



2015-11-10 4636 Обсуждений (0)
Вопрос 2 Система лингвистических дисциплин 4.67 из 5.00 3 оценки




Вопрос 1 Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания

Языкознание (яз.) - это наука, изучающая человеческий язык (я.) в целом и отдельные (живые или мертвые языки), наука о развитии языка, об общественной природе, о выполняемых функциях и о классификации языков. Язык может быть как объектом, так и предметом исследования.

Лингвистика – одна из наиболее древних и разветвленных наук. Она может быть подразделена на несколько областей. Структурный подход позволяет выделить фонетику, фонологию, лексикологию, семантику и словообразование. Язык является реальным и объективным во всех своих структурных единицах. Языкознание связано с литературоведением, историей, логикой, психологией, философией, семиотикой, кибернетикой, информатикой, физикой, физиологией, анатомией, естествознанием. Язык обеспечивает отношения и контакты совершенно разных областей в науке.

Предметом языкознания является язык.

Свойства, общие для всех языков:

• Средство общения

• Средство выражения мысли

• Отражает познание человеком действительности

• Во всех я есть структурные единицы: сова, звуки, предложения.

• Функционирует как в устной, так и в письменной форме.

• Стабильность/ изменчивость

• Нормирование и стилистическое членение.

Общее яз. изучает структуру функционирования я., т.е. всё то, что свойственно всем языкам мира, имеет своей целью следующее:

определить природу языка, его основную сущность;

установить основные ярусы;

создать языковую классификацию;

разработать методику анализа, усовершенствовать приемы и методологию общего языкознания.

Частное яз. - раздел лингвистики, который изучает устройство, жизнь и историю конкретного языка или нескольких языков одновременно. Любое частное языкознание начинается с создания словаря и с написания грамматики. Может изучать язык в синхроническом аспекте (изучает языковые явления в одной временной плоскости). Изучение языка в диахронном аспекте - изучение языка, затрагивающее разные временные периоды, изучение развития языка.

Общее яз. по отношению к частному является методологической наукой, т.е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса частного языкознания. Частное яз. по отношению к общему дает ему материал на основе которого делается общий теоретический вывод.

Прикладное яз. - занимается изучением я. в практическом аспекте: культура речи, изучение иностранных языков, компьютерная лингвистика, создание письма и т.д.

Задачи языкознания:

• Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?»)

• Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении

• Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении

• Найти основания для классификации всех языков

• Систематизировать методы, приёмы языкознания, т.е. ответить на вопрос «Как изучать язык?»

• Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки)

Метаязык языкознания - это языкового порядка, т.е язык того или иного народа, предназначенный для особой цели: на нём лингвисты думают, разговаривают и пишут о языке.

Проблемы яз.:

• Взгляд на природу я, как на естественную знаковую систему

• Сущность понятия я, речи, речевой деятельности

• Структура я: основные единицы я, виды отношений между ними.

• Функции я и речи

• Соотношение я и мышления

• Историческое развитие я.

• Понятие языкового родства, генеалогическая классификация я.

• История письма…

Вопрос 2 Система лингвистических дисциплин.

Языкознание – это наука о языке, изучающая его и в комплексе (как систему), и его отдельные свойства и характеристики: происхождение и историческое прошлое, качества и функциональные особенности, а также общие законы построения и динамического развития всех языков на Земле. Языкознание как наука о языке Основной объект исследования этой науки – естественный язык человечества, его природа и сущность, а предмет – закономерности строения, функционирования, изменения языков и методики их изучения. Несмотря на то что сейчас лингвистика опирается на значительную теоретическую и эмпирическую базу, следует помнить, что языкознание - это сравнительно молодая наука (в России – с XVIII - нач.XIX века). Тем не менее она имеет предшественников с интересными взглядами – изучением языка увлекались многие философы и грамматисты, поэтому в их работах присутствуют интересные наблюдения и рассуждения (например, философы Древней Греции, Вольтер и Дидро). Терминологический экскурс Слово «языкознание» не всегда было бесспорным именованием для отечественной лингвистической науки. Синонимичный ряд терминов «лингвистика – языкознание – языковедение» имеет свои семантические и исторические особенности. Первоначально, до революции 1917 г., в научном обороте бытовал термин языковедение. В советское время доминировать стало языкознание (например, вузовский курс и учебники к нему стали называться «Введение в языкознание»), а его «неканонические» варианты обрели новую семантику. Так, языковедение отсылало к дореволюционной научной традиции, а лингвистика указывала на западные идеи и методики, например структурализм. Как отмечает Т.В. Шмелева в статье «Память термина: языковедение, языкознание, лингвистика», это семантическое противоречие русское языкознание не решило до сих пор, так как существует строгая градация, законы сочетаемости и словообразования (языкознание → языковедческий → лингвистически) и тенденция к расширению значения термина лингвистика (изучение иностранного языка).



2015-11-10 4636 Обсуждений (0)
Вопрос 2 Система лингвистических дисциплин 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос 2 Система лингвистических дисциплин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)