Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Какой вывод нужно сделать после выполнения упражнения?



2015-11-10 2546 Обсуждений (0)
Какой вывод нужно сделать после выполнения упражнения? 5.00 из 5.00 3 оценки




ТЕОРИЯ

Речевая недостаточность

Речевая недостаточностьэто случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли (Картины маслом помещают в рамы (пропущено написанные)).

Речевая недостаточность приводит:

· к нарушению грамматических и логических связей слов в предложении;

· к затемнению смысла предложения (искажение мысли автора).

Какие ошибки могут возникнуть вследствие пропуска слова? Приведите свои примеры.

Какими способами необходимо исправлять речевую недостаточность – следствие стилистической небрежности автора?

ЭЛЛИПСИС – стилистическая фигура, основанная на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности (нет необходимости «восстанавливать» пропущенные члены предложения).

Например: Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать. – Чук.).

Речевая избыточность

Речевая избыточностьмногословие.

Выделяют следующие формы проявления многословия:

1.Навязчивое объяснение всем известных истин (пустословие).

Например: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, но и взрослые, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от неё отказываться? – Нет!

2.Повторная передача одной и той же мысли.

Например: Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были.

ПЛЕОНАЗМ – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т.п.).

ТАВТОЛОГИЯ – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь, необычные феномен, движущий лейтмотив).

Приведите собственные примеры этих явлений.

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Речевая избыточность. Речевая недостаточность. – С. 17-25

 

Что такое плеоназм и тавтология?

Приведите собственные примеры этих явлений.

Самостоятельно выявите два типа тавтологии. Приведите примеры.

 

В каких случаях тавтология не требует стилистической правки?

Упражнения

I. Что иллюстрируют данные примеры?

1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. В своём ответном слове выступавший подчеркнул: «Лично мне вдвойне приятно получать награды, когда они вручаются при широкой аудитории людей». 3. Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?» 4. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 5. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 6. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 7. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта. 8. Помещение таких больных в обычные больничные отделения для незаразных заболеваний строго воспрещается. 9. Герой целеустремлённо стремится к своей намеченной цели. 10. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 11. Наша страна, которая ещё недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе. 12. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к завершающему концу.

В чем причина появления подобных высказываний?

ПОДУМАЙТЕ

Является ли точной мысль, выраженная множеством «дряблых» слов и почему?

II. Какие нарушения лексической сочетаемости нарушают логику высказываний?

1. В помещении проходной фабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманку для населения. 2. Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание. 3. Всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на железной цепи, под которые подложить ремни или войлок. 4. На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обёртки. 5. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 6. день рождения начнётся в три часа. 7. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 8. Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках, все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать клиентов.

III. Что объединило данные примеры?

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперёд, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот, демобилизация из армии.

Рекомендации студенту:

ü необходимо следить за смысловой и грамматической совместимостью слов;

ü следите за лексической сочетаемостью при переносном словоупотреблении;

ü ее пропускайте слова, необходимые для точного выражения мысли;

ü избегайте многословия;

ü избегайте лексических повторов.

 

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1.Что такое лексическая сочетаемость?

2.Что такое речевая избыточность и речевая недостаточность?

3.Приведите примеры смысловой и грамматической несовместимости.

4.Какие группы знаменательных слов, обладающих свободным значением, Вы знаете?

5.В каких случаях лексическая сочетаемость будет использоваться как стилистический прием?

6.Какие речевые ошибки могут возникнуть при нарушении лексической сочетаемости?

7.Что такое эллипсис?

8.Какие формы проявления многословия Вы можете назвать?

9.Что такое плеоназм и тавтология?

10.Что необходимо знать при устранении речевой избыточности и речевой недостаточности?

ПОДУМАЙТЕ

К чему приводит нарушение лексической сочетаемости?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выдержана ли лексическая сочетаемость текста?Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином. Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою. Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди не задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе пригородная собака. (А. Платонов)

 

Если вы нашли ошибки, выделите функции их использования.

 

 

►2. Как вы думаете, уместно ли говорить о нарушении лексической сочетаемости при использовании ее как стилистического приема? Каковы границы между ошибкой и индивидуальной манерой автора? Кто определяет эти границы?


Занятие № 4.



2015-11-10 2546 Обсуждений (0)
Какой вывод нужно сделать после выполнения упражнения? 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Какой вывод нужно сделать после выполнения упражнения?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2546)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)