Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подберите синонимы к следующим словам



2015-11-10 1431 Обсуждений (0)
Подберите синонимы к следующим словам 0.00 из 5.00 0 оценок




Аромат, бедный, глупый, делать, думать, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, новый, откровенно, очаровать, прославиться, просить, энтузиазм.

С тремя рядами синонимов придумайте предложения. В каких текстах может быть употреблен каждый пример?

Употребите синонимы в контексте.

А) внезапный, неожиданный, скоропостижный;

Б) бессменный, постоянный, хронический;

В) спокойный, уравновешенный, флегматичный, эпический.

Укажите особенности их лексической сочетаемости и стилистическую окраску.

Подготовьтесь к стилистической правке текста.

Укажите ошибки, которые могут возникнуть в результате неточного выбора синонимов.

1. Использование слов без учета их семантики.

2. Нарушение лексической сочетаемости.

3.

Погрешности слога как следствие неумения пользоваться синонимами.

1.

2.

3.

4.

Рекомендации студенту. Что необходимо учитывать при выборе нужного синонима?

ü Использование синонима по контексту;

ü стиль текста;

ü перегруженность предложения синонимами;

ü особо осторожно нужно быть с контекстуальными синонимами;

ü помнить о лексической сочетаемости синонимов;

ü по возможности не использовать широко разговорные, просторечные и экспрессивно-эмоциональные синонимы.

ü …

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1. Что такое синонимы?

2. Какие Вы можете назвать стилистические функции синонимов?

3. Чем отличаются идеографические синонимы от стилистических?

4. Какие виды синонимов Вы знаете?

5. Какие стилистические фигуры основаны на употреблении синонимов?

6. Для чего могут использоваться синонимы?

7. Какие ошибки могут возникнуть при неточном выборе синонимов?

8. Что необходимо учитывать при выборе нужного синонима?

9. Что такое абсолютные синонимы? Почему язык старается от них «избавиться»?

ПОДУМАЙТЕ

Каково Ваше отношение к нахождению слов различных стилистических пластов в ближайшем соседстве?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прокомментируйте слова А.М. Пешковского.

«Сплошь и рядом оценить выбор автором того или иного синонима можно только при рассмотрении данного текста на фоне всего произведения или даже всех произведений данного автора »

 

 

2. Прокомментируйте слова С.И. Ожегова. Какой разговор на занятии они могут начать?

«Сплошь и рядом вместо конкретных и точных для определенного случая слов, подходящих именно для данного случая синонимов употребляются одни и те же излюбленные слова, создающие речевой стандарт».

 

3. Найдите в предложениях синонимы, определите их тип и стилистические функции употребления.

1. Оказалось, что Сашка Музыкант, давно ставший для нас легендой, литературным героем, жил в зимней обледенелой Одессе рядом с нами и умер где-то на мансарде старого одесского дома (Паустовский). 2. И Демон Трисмегист, баюкая мечту, На мягком ложе зла наш разум усыпляет; Он волю, золото души, испепеляет, И, как столбы паров, бросает в пустоту (Бодлер). 3. Почему танец красив? Ответ: потому что это несвободное движение, потому что весь глубокий смысл танца именно в абсолютной, эстетической подчиненности, идеальной несвободе (Замятин). 4. Я подумала: хорошо бы почаще устраивать такие суды над бесчестьем, над стяжательством, индивидуализмом, мошенничеством и выносить самые беспощадные приговоры, а не ждать, когда все это само собой куда-то исчезнет!.. (Андреев).

 

 

После выполнения упражнения сформулируйте принципы употребления и восприятия контекстных синонимов.

 

►4. Как вы думаете, существует взаимосвязь между частеречной принадлежностью слова и количеством и формой его синонимов?

 


ЗАНЯТИЕ № 5.

Стилистическое использование в речи антонимов.

Многозначные слова. Омонимы

Антонимия

Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

§ почему писатели обращаются к антонимам, с как это связано с особенностями их поэтики;

§ какие основные стилистические функции антонимов;

§ как используется антонимия в речи;

§ в основе каких стилистических фигур лежит явление антонимии.

Вы научитесь:

§ квалифицировать употребление антонимов;

§ находить случаи неуместного использования антонимов, а также ошибки в построении антонимической пары;

§ устранять погрешности слога, связанные с антонимами.

План занятия

1.Общая характеристика антонимов (вопрос о границах антонимии, классификации).

2.Стилистические функции антонимов.

3.Неоправданное употребление антонимов.

ТЕОРИЯ

Проблема антонимии привлекала внимание многих ученых, однако в теоретическом плане она менее разработана, чем проблема синонимии. Изучение Антонимов осложняется тем, что для определения антонимичности слов нет точных лингвистических критериев. Поэтому исследователи опираются на логическое противопоставление понятий, получающее языковое выражение.

При определении границ антонимов выявились две точки зрения: одни ученые считают критерием антонимии противоположность значений слов, другие в качестве обязательного критерия выдвигают еще несовместимость понятий, обозначаемых этими словами. По нашему мнению, антонимы в одних случаях отражают противопоставление явлений действительности, названных соответствующими словами (ср.: день - ночь, говорить - молчать), в других антонимия основана лишь на противопоставлении слов (ср.: бедный - богатый, большой - маленький).

Большинство антонимов характеризуют качества (хороший - плохой), пространственные и временные отношения (близко - далеко). Есть противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться), существуют также антонимы со значением количества (много - мало).

Стилистические функции антонимов:

· средство выражения антитезы - основная функция антонимов. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например, в пословицах (Ученье - свет, а неученье - тьма). Противоположность придает речи эмоциональность, экспрессивность.

· Оксюморон. Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне встречается редко («Начало конца» - заголовок статьи). В большинстве случаев слова, имеющие противоположное значение, соединяются как определяемое и определяющее, поэтому их нельзя считать антонимами в точном значении термина. (Люблю я пышное природы увяданье).

· Показывают полноту охвата явлений, широту временных границ (Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим. Тогда и счастливый и несчастный собираются у своего гнезда (А.Т.). Использование антонимов в этой стилистической функции иногда приводит к нанизыванию антонимических пар.

· Лексическое единство. Некоторые антонимические пары со значением полного охвата качества, количества, времени, пространства приобрели фразеологический характер (и стар и млад, и те и другие, рано или поздно).

· каламбуры. Наиболее яркий комический эффект возникает при употреблении многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях. (Поэт барабанит своими гладкими и звучными стихами всегда одно и то же… деву-красоту, у которой перси всегда полны, а сердце пусто (Б.).

Неоправданное употребление антонимов. Использование антонимов в речи должно быть стилистический мотивированно. Следует избегать сочетания взаимоисключающих признаков предмета. Антонимические пары должны составляться логично. Употребление антонимов оправдано в том случае, если они действительно отражают диалектическое единство противоположностей окружающей жизни. Нелогичность высказывания может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание.

Регулярность антонимических отношений в языке не позволяет свободно изменять состав антонимической пары. О плохом значении лексики свидетельствует такой пример: Молодые люди живут активно и целеустремленно, они не соглядатаи жизни, а ее участники - слово соглядатай означает «человек, тайно наблюдающий за кем-то», оно не связано со словом участник антонимическими отношениями. Регулярность антонимических отношений слов делает невозможным их употребление вне противопоставления. Поэтому ненамеренное столкновение антонимов в речи становится причиной комизма и нелогичности высказывания.

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Стилистическое использование в речи антонимов – С. 33-41

 

Упражнение

Укажите стилистическую функцию антонимов в приводимых текстах.

1.О как мучительно тобою счастлив я. (П.). 2. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако и не тонкие. (Г.) 3. И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). 4. Отколе, умная, бредешь ты, голова (Кр.) 5. Где начало того конца, которым оканчивается начало? 6.Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А.К.Т.). 7. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг (Л.).8. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н.). 9. Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так (Выс.).10. Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален (К.П.). 11.Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца – великое и презренное, черное и белое. (Эр.).

Голева И.



2015-11-10 1431 Обсуждений (0)
Подберите синонимы к следующим словам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подберите синонимы к следующим словам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)