Лексическая сочетаемость. Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
Освоив материал этой темы, Вы узнаете: § что такое лексическая сочетаемость и к чему приводит ее нарушение; § в каких случаях нарушение сочетаемости приемлемо; § основные типы ошибок, приводящие к нарушению лексической сочетаемости. Вы научитесь: § находить случаи нарушения лексической сочетаемости; § устранять речевые ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. План занятия 1.Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием. 2.Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка. 3.Речевая недостаточность. 4.Речевая избыточность. ТЕОРИЯ Лексическая сочетаемость – это способность слов со свободным значением соединяться друг с другом. В русском языке существуют ограничения на соединение слов в словосочетания. 1). Смысловая несовместимость (например: фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит). 2). Грамматическая несовместимость (например: мой – плыть, близко – весёлый). 3). Несочетаемость соединяемых понятий из-за лексических особенностей слов (например: причинить горе, неприятности, но нельзя сказать: причинить радость, удовольствие). Выделяют две группы знаменательных слов, обладающих свободным значением: 1. Слова, которым свойственна сочетаемость, практически не ограниченная в пределах их предметно-логических связей: – прилагательные, характеризующие физические свойства предметов – цвет, объём, вес, температура (красный, чёрный, большой, маленький, лёгкий, тяжёлый, горячий, холодный); – существительные (стол, дом, человек, дерево); – глаголы (жить, видеть, работать, знать). 2. Слова, имеющие ограниченную лексическую сочетаемость (обычно слова, которые редко встречаются в речи). В некоторых случаях допускается нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием: 1). Нарушение лексической сочетаемости при переносном словоупотреблении как средство передачи экспрессии (закат пылает, годы летят, чёрные мысли). 2). Средство создания комического звучания речи в юмористическом контексте (пример: холостой фокстерьер (Л. Ленч.); С того дня и постигла Евстигнейку слава (М. Г.); яблоко с родинкой (И. и П.)); яркий стилистический приём создания комического в основе шуток, афоризмов. 3). Средство создания ярких образов (седой зимы угрозы (П.), пузатое ореховое бюро (Г.), умственное и нравственное декольте (С.-Щ.)). 4). Средство создания броских заголовков (пример: «Воспоминания о будущем» – название кинофильма). Приведите свои примеры. Однако чаще всего нарушение лексической сочетаемости является речевой ошибкой. Это происходит в следующих случаях: · при непроизвольном нарушении лексической сочетаемости Например: Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя (но: одерживают победу, терпят поражение). · при неправильном употреблении слов в сочетаниях Например: встреча созвана, беседа прочитана, завершить обязательства, усилить внимание, повысить кругозор, справиться с указаниями и др. · при контаминации внешне похожих словосочетаний Например: удовлетворять современным потребностям (удовлетворять требования + отвечать потребностям). · при комическом звучании речи в результате употребления слов, которые имеют предельно ограниченные возможности лексических связей. Например: Они работали как самые отъявленныеспециалисты. Приведите свои примеры. Чем объясняется появление такого комизма в речи? ЛИТЕРАТУРА Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Лексическая сочетаемость – С. 13-17 ПОДУМАЙТЕ Может ли нарушение лексической сочетаемости являться стилистическим приемом?
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВКА Упражнение Укажите стилистические недочеты, речевые ошибки. Отредактируйте текст, заполнив таблицу.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2456)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |