Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отмена и приостановление действия правовых актов управления



2015-11-10 3127 Обсуждений (0)
Отмена и приостановление действия правовых актов управления 5.00 из 5.00 4 оценки




Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию и к порядку издания правового акта управления является основанием для признания его недействительным и соответственно утраты им юридической силы. При этом утрата правовым актом управления юридической силы возможна лишь в результате отмены акта в установленном порядке.

В основном имеются три возможных варианта отмены таких актов:

1) отмена правовых актов управления в резуль­тате их оспаривания;

2) отмена правовых актов управления вышесто­ящими органами государственной власти по сво­ей инициативе;

3) отмена правовых актов управления по ини­циативе субъектов, их издавших.

Оспаривание означает процедуру поиска дока­зательств, свидетельствующих о том, что правовой акт управления дефектен, т. е. что он не соответ­ствует установленным требованиям к его юриди­ческому содержанию или к порядку издания. На этой основе выделяются оспоримые акты. Вариан­тами оспаривания правовых актов управления являются обжалование и опротестование.

Существуют три варианта обжалованияправо­вых актов управления.

Во-первых, подача жалобы гражданами на со­держание акта, нарушающего их права и свободы. Это может быть жалоба либо в вышестоящий орган исполнительной власти, в любой другой вы­шестоящий административный орган или выше­стоящему должностному лицу (административное обжалование), либо в суд (судебное обжалование). Порядок обжалования гражданами действий и ре­шений, нарушающих их права и свободы, будет рассмотрен в главе 11 учебника.

Во-вторых, жалобу в суд вправе подать и обще­ственные объединения. Они могут обратиться с жалобой в судебном порядке, если их права, предусмотренные Федеральным законом «Об обще­ственных объединениях» и другими законами об отдельных видах общественных объединений, ока­зались нарушенными, в частности, в результате издания правового акта управления.

В-третьих, законодательство предусматривает случаи, когда правовые акты управления могут быть обжалованы в судебном порядке органами государственной власти и органами местного само­управления. Так, решения Правительства РФ, нарушающие права органов исполнительной власти субъектов РФ, могут быть обжалованы законода­тельными (представительными) органами государ­ственной власти этих субъектов РФ в Конститу­ционный Суд РФ или в Высший Арбитражный Суд РФ (в соответствии с их компетенцией). Ре­шения краевой, областной администрации могут быть обжалованы в судебном порядке нижестоя­щими исполнительными органами (краевыми или областными комитетами, департаментами, службами, управлениями). Также в судебном по­рядке могут быть обжалованы правовые акты этих нижестоящих органов исполнительной влас­ти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права органов местного самоуп­равления.

Опротестование - это принесение протестов на акты органами прокуратуры. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. В частности, прокурор или его заместитель опротестовывают противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уста­вам) и законам субъекта РФ правовые акты, из­данные: а) высшим должностным лицом субъекта РФ (например, губернатором); б) высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (например, правительством); в) руководителем высшего орга­на исполнительной власти субъекта РФ (напри­мер, главой администрации); иными органами го­сударственной, в том числе исполнительной, вла­сти субъекта РФ, и их должностными лицами.

Как обжалование, так и опротестование право­вых актов управления сами по себе не влекут при­знания данных актов недействительными. Если жалоба или протест удовлетворены, то соответ­ствующий акт отменяется и теряет свою юриди­ческую силу. Но жалоба и протест могут быть оставлены и без удовлетворения, тогда акт продолжает действовать.

Законодательными и подзаконными актами в ряде случаев специально предусматривается поря­док отмены изданных органами исполнительной власти правовых актов вышестоящими органами государственной власти и должностными лицами. При этом отмена правового акта далеко не во всех случаях является результатом его оспаривания (обжалования акта в данный вышестоящий орган или должностному лицу), а может быть осуществ­лена при наличии к тому оснований по собственной инициативе вышестоящего органа государ­ственной власти или должностного лица.

Так, например, постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). В ряде случаев пре­зиденты республик в составе России могут отме­нять акты правительств этих республик, а зако­нодательные органы краев и областей при наличии к тому оснований вправе либо отменить акты органов их администраций, либо обязать сделать это главу администрации (губернатора). В соответ­ствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти. Это может быть сделано, в частности, по предложению Министерства юстиции РФ в случае обнаружения в акте несоответствия его положений Конституции РФ, федеральным законам, актам Президента РФ и Правительства РФ.

Отмена правового акта управления возможна и по инициативе субъекта, его издавшего. Это может произойти как в силу того, что самим субъектом в изданном акте обнаружены те или иные отклонения от установленных требований, так и в силу того, что принятый акт оказался неудачным, нецелесообразным, преждевременным или по данному вопросу издан новый акт.

Отмена правового акта управления в любом ва­рианте означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения кото­рых он был издан. Однако кроме такого вариан­та, влекущего за собой полную утрату актом юри­дической силы, возможны некоторые более «мяг­кие» решения по акту. В основном это внесение соответствующих изменений и дополнений в его текст (что встречается довольно часто в управлен­ческой практике) или подготовка новой редакции данного акта.

Кроме отмены правовых актов действующее за­конодательство и административно-правовые нор­мы предусматривают возможность приостановле­ния их действия или исполнения. Подобного рода юридическая акция не влечет за собой утрату при­остановленным правовым актом юридической силы. Временно, т. е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекра­щается его действие или исполнение. Затем уже в зависимости от результатов акт продолжает дей­ствовать, если устранены содержащиеся в нем де­фекты, либо отменяется.

Так, Президент РФ вправе до решения вопроса соответствующим судом приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (например, губернатора), органа исполнитель­ной власти субъекта РФ (например, правительства), руководителя высшего органа исполнитель­ной власти субъекта РФ (например, главы адми­нистрации) в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным конституцион­ным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрим еще один пример. Правительство РФ вправе приостанавливать действие правовых актов федеральных органов исполнительной влас­ти в случае обнаружения в них несоответствий законодательству, нарушений процедуры приня­тия этих актов и правил юридической техники, нарушений в области реализации полномочий са­мих органов, а также по ряду других оснований.

 



2015-11-10 3127 Обсуждений (0)
Отмена и приостановление действия правовых актов управления 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Отмена и приостановление действия правовых актов управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)