Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РОДОВОЕ И ЖАНРОВОЕ ДЕЛЕНИЕ



2015-11-10 1561 Обсуждений (0)
РОДОВОЕ И ЖАНРОВОЕ ДЕЛЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Понятие литературного рода.

2. Дифференциация родов художественного творчества по жанрам (видам).

3. Основные жанры эпоса.

4. Лирические жанры.

5. Жанры драмы.

6. Лиро-эпические жанры.

7. Внутрижанровые разновидности.

 

Список литературы

1) Алешкин А.В. Единство традиций: Народ и личность в мордовской эпической поэзии. – Саранск, 1978.

2) Алешкин А.В. Эпос дружбы: Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья. – Саранск, 1985.

3) Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.

4) Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч.: в 9 т. – М., 1978. – Т.3.

5) Брыжинский А.И. Современная мордовская проза (движение жанра). – Саранск, 1995.

6) Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: в 3 кн. – М., 1964. – Кн. 2.

7) Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003.

8) Литературный процесс // под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1981.

9) Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. – Тверь, 2001.

10) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1999.

11) Хализев В.Е. Литературный процесс // КЛЭ: В 9 т. – М., 1978. – Т.9. – С.472-477.

12) Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. – М.,1982.

13) Эпштейн М.Н. Род литературный // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

14) Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

 

Род литературы обычно определяют как способ образного воспроизведения жизни. С древнейших времен в литературе существовали три таких способа: эпический, лирический и драматический. Впервые о делении художественной литературы на роды заговорил древнегреческий философ Аристотель. В своем трактате «Об искусстве поэзии» он наметил три способа подражания действительности: «Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая... – все это, вообще говоря, искусства подражательные; различаются они друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают, – что не всегда одинаково... Именно, подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собою, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных»[146].

Этот принцип разделения литературы на роды впоследствии был развит в «Эстетике» Гегеля. Гегель взял за основу разграничения литературы предмет изображения. Эпос изображает событие, лирика – душевное состояние, драма – действие. Подобного взгляда придерживался затем В.Г. Белинский, который заметил, что в художественной практике «эти три рода поэзии... часто являются в смешанности, так что иное эпическое по форме своей произведение отличается драматическим характером, и наоборот. Эпическое произведение не только ничего не теряет из своего достоинства, когда в него входит драматический элемент, но еще много выигрывает от этого»[147].

Несмотря на взаимодействие всех этих трех способов в литературной практике и многообразие форм их конкретного применения писателями, основные принципы трех родов остаются неизменными и уже на протяжении тысячелетий характеризуют творения литературы.

Итак, род – это «ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения»[148]. Н.Д. Тамарченко в свойственной ему лаконичной манере определяет род литературы как «категорию», обозначающую группы жанров, «обладающих сходными и при этом доминирующими структурными признаками»[149].

Эпический род иногда называют изобразительным родом литературы, имеющим свой предмет художественного освоения, а именно: объективное отражение процессов общения человека с миром, протекающих во времени и пространстве.

В эпическом роде литературы решающую роль играет повествование, рассказ о когда-то происшедших событиях. По мнению В.Е. Хализева, между временем действия и временем повествования существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее. Для повествователя (рассказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Повествование, говоря иначе, это развернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды.

Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования – одно из важных свойств эпической формы. Другой не менее важной особенностью эпических произведений является наличие в них разного рода описаний. Это изображение предметного мира, окружающего персонажей произведения (интерьер, пейзаж), черт наружности героев, их душевных состояний и т.д. К повествованию иногда примыкают авторские рассуждения (лирические отступления), позволяющие читателю лучше понять авторскую позицию.

Повествование о действиях и событиях в произведении всегда сопровождается высказываниямиперсонажей (диалогами и монологами), либо произносимыми, либо внутренними.

В эпосе характеры изображаются определенными и законченными, четко очерченными. События в эпическом произведении представляют собой законченную, сюжетно организованную систему.

Соединяя в одном произведении сценические эпизоды (повествовательно-диалогические) и эпизоды несценического типа, как правило, описательные, автор воссоздает процессы, протекающие в широком пространстве и на протяжении значительного времени.

В художественной практике встречаются такие явления, когда под влиянием одних и тех же жизненных ситуаций у одного и того же автора появляются произведения и эпического, и лирического рода литературы. Эти примеры дают нам возможность четче себе представить особенности двух типов художественного мышления. Приведем пример из творческой биографии А.С.Пушкина.

Как известно, весной и летом 1829 года Пушкин путешествовал по Кавказу, при этом писал путевые записки и одновременно создавал своеобразный лирический дневник – цикл стихотворений о Кавказе. Стихотворение «Калмычке» написано Пушкиным сразу же после встречи с молодой калмычкой. Одновременно о встрече с ней было подробно рассказано в «путевых записках», а затем более кратко в «Путешествии в Арзрум». В «путевых записках» читаем:

«На днях, покаместь запрягали мне лошадей, пошел я к калмыцким кибиткам (т.е. круглому плетню, крытому шестами, обтянутому белым войлоком, с отверстием вверху). У кибитки паслись уродливые и косматые кони, знакомые нам по верному карандашу Орловского. В кибитке я нашел целое калмыцкое семейство; котел варился посередине, и дым выходил в верхнее отверстие. Молодая калмычка, собой очень недурная, шила, куря табак. Лицо смуглое, темно-румяное. Багровые губки, зубы жемчужные. Замечу, что порода калмыков начинает изменяться и первобытные черты их лица мало-помалу исчезают. Я сел подле нее.

– Как тебя зовут?

– «-».

– Сколько тебе лет?

– Десять и восемь.

– Что ты шьешь?

– Портка.

– Кому?

– Себя.

– Поцелуй меня.

– Неможна, стыдно.

Голос ее был чрезвычайно приятен. Она подала мне свою трубку и стала завтракать со всем своим семейством. В котле варился чай с бараньим жиром и солью. Не думаю, чтобы кухня какого бы то ни было народу могла произвести что-нибудь гаже. Она предложила мне свой ковшик, и я не имел силы отказаться. Я хлебнул, стараясь не перевести духа. Я просил заесть чем-нибудь, мне подали кусочек сушеной кобылятины. И я с большим удовольствием проглотил его. После сего подвига я думал, что имею право на некоторое вознаграждение. Но моя гордая красавица ударила меня по голове мусикийским орудием, подобным нашей балалайке. Калмыцкая любезность мне надоела, я выбрался из кибитки и поехал далее. Вот к ней послание, которое вероятно никогда до нее не дойдет...»[150].

Последняя фраза очень примечательна; из нее следует, что стихотворение, обращенное калмычке, написано по существу не для нее. Оно продиктовано потребностью души увлеченного, пусть ненадолго, поэта.

Калмычке

Прощай, любезная калмычка!

Чуть-чуть, на зло моих затей,

Меня похвальная привычка

Не увлекла среди степей

Вслед за кибиткою твоей.

Глаза твои, конечно, узки,

И плосок нос, и лоб широк,

Ты не лепечешь по-французски,

Ты шелком не сжимаешь ног;

По-английски пред самоваром

Узором хлеба не крошишь,

Не восхищаешься Сен-Маром,

Слегка Шекспира не ценишь,

Не погружаешься в мечтанье,

Когда нет мысли в голове,

Не распеваешь: Ma dov`e,

Галоп не прыгаешь в собранье...

Что нужды? – Ровно полчаса,

Пока коней мне запрягали,

Мне ум и сердце занимали

Твой взор и дикая краса.

Друзья! не все ль одно и то же:

Забыться праздною душой

В блестящей зале, в модной ложе,

Или в кибитке кочевой?

Сопоставление прозаического и стихотворного текста приводит нас к выводу о том, что они во многом отличаются друг от друга. Если в первом случае мы имеем дело с повествованием о незначительном случае из жизни автора, о том, с чем реально встретился и что испытал поэт, то в лирическом произведении образ калмычки преображается и воспринимается по-другому. Противопоставление образа калмычки воспитанной по-европейски светской красавице помогает открыть естественность в нетронутой цивилизацией дикости, верность обычаям своего народа, верность себе. В процессе развития лирической мысли конкретные ситуации вызывают широкий поток ассоциаций: то, что казалось нормой цивилизованного общества, рождает иронию. Настроение меняется, возникают новые чувства и мысли, какое-то прозрение, признательность и благодарность калмычке. В концовке стихотворения поэт приходит к философскому умозаключению: чувство увлечения женщиной может возникнуть в любой ситуации, при любых обстоятельствах.

Правомерно утверждение Л. Гинзбург, что «лирическая поэзия – далеко не всегда прямой разговор поэта о себе и своих чувствах, но эта раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка. Поэтическое слово непрерывно оценивает все, к чему прикасается, – это слово с проявленной ценностью. ... По самой своей сути лирика – разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в противоречивом, ироническом преломлении); своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека»[151].

Лирика, таким образом, выражает внутренние, личные ощущения и настроения автора, все, что его радует и печалит, волнует и тревожит. В.Г. Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» так описывает предмет лирики: «Все, что занимает, волнует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит, словом, все, что составляет содержание духовной жизни субъекта, все, что входит в него, возникает в нем, – все приемлется лирикою, как законное ее достояние»[152]. Лирическое произведение рассчитано, как правило, на ответные чувства, переживания и раздумья читателя.

Гегель, обосновывая жанровые особенности лирики, считал, что предметом изображения в лирике является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств. Белинский, Чернышевский, Добролюбов, говоря о значении человеческих переживаний, лежащих в основе лирического творчества, показали, что через эти переживания в лирике в конечном счете отражаются закономерности действительности, жизнь, окружающая поэта и определяющая характер его внутреннего мира.

В качестве художественного образа в лирическом произведении выступает лирический герой, воспринимаемый нами как образ-переживание.

Чтобы выразить все богатство и многообразие переживания, охватившего человека именно в данный момент его жизни, поэт должен найти выразительные возможности в самой речи. Для этого он обращается к наиболее экспрессивным формам языка, дающим возможность непосредственно показать душевное движение во всей его полноте. Таким образом, в лирике перед нами художественно организованная живая взволнованная речь, тяготеющая к стихотворной форме. В лирических произведениях особую роль играют переносные и иносказательные значения речи и вообще собственные образные возможности языка.

Особую функцию в лирике выполняет и стихосложение, выступающее наряду с изобразительно-выразительными средствами языка как средство материального словесного воплощения тончайших переливов лирических переживаний.

Третий способ художественного изображения жизни – драматический. По утверждению литературоведов, в драме проявляется единство эпического и лирического родов литературы (характеры действующих лиц выступают в пьесе в непосредственном лирическом самовыявлении). Существенной чертой драмы является драматический характер развивающегося в ней действия. Конфликт в драме выражен с большей напряженностью и показывает человека в особые, драматические моменты жизни. Важнейшим свойством драматического произведения является также сценичность. Следующей особенностью драмы является единство действия. По справедливому утверждению В.Г. Белинского, «простота, немногосложность, и единство действия (в смысле единства основной идеи) должно быть одним из главнейших условий драмы; в ней все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению»[153].

Важным качеством драматического рода литературы является воспроизведение событий как совершающихся в настоящее время. Вследствие того, что драма основана исключительно на самовыявлении действующих лиц, драматическое действие предстает перед зрителями как протекающее только сейчас. Поэтому драма с наибольшей силой воздействует на чувства людей.

Драматические произведения отличаются от лирических и эпических по своей композиции (форме). Форма эта состоит в том, что автор записывает все речи действующих лиц, которые должны произносить актеры, изображающие этих лиц на сцене. Эти речи (диалоги и монологи) составляют главную часть драматического текста и называются репликами. Текст речей сопровождается указаниями на обстановку действия, на игру артистов, называемыми ремарками. Реплики имеют непосредственно художественное значение, ремарки – второстепенное, служебное.

Драматические произведения делятся на действия или акты. Действием называется та часть пьесы, которая во время спектакля исполняется без перерыва. Части акта, которые происходят при разных декорациях, называются картинами. Каждое действие делится на явления. Явлением называется такая часть действия, во время которой состав действующих лиц, находящихся на сцене, не меняется.

Для наглядности представим особенности каждого из родов литературы в таблице.



2015-11-10 1561 Обсуждений (0)
РОДОВОЕ И ЖАНРОВОЕ ДЕЛЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РОДОВОЕ И ЖАНРОВОЕ ДЕЛЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1561)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)