Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и функции культуры



2015-11-10 2915 Обсуждений (0)
Сущность и функции культуры 5.00 из 5.00 4 оценки




Культурология как наука: структура, состав и методы современного культурологического знания.


1. Предмет культурологии. Этапы развития культурологии.
На культурологию существует две точки зрения:
1) Как комплекс дисциплин, изучающих культуру (этнография, философия, история). В.Межуев, Н.Злобин.
2) Как теоретическая наука, использующая данные и методы других наук, но на предельно высоком уровне обобщения. А.Флиер, В.Разин.
Культурология – это теоретическая дисциплина, которая изучает сущность, закономерности существования и развития культуры как целостности.
Культурология в своем развитии прошла два этапа:
1) До середины 20 века, когда изучение культуры осуществлялось в рамках философии, этнографии, истории и других социальных и гуманитарных наук. Особенно большой вклад в изучение культуры внесли Гердер, Кант, Ницше, Тейлор, Морган.
2) После середины 20 века, когда культурология возникает как самостоятельная научная дисциплина.
Теоретические основы культурологии были заложены Л.Уайтом, в его работе «Понятие культуры. Эволюция культуры. Наука о культуре». Уайт рассматривал культурологию как особую ступень в постижении человека и предсказывал ей великое будущее.
Но этот термин в западной науке не прижился. К ней относят культурологию и социальную антропологию, историю, социологию, семиотику. У нас в стране культурология очень активно развивается в конце 20 – начале 21 века.
В современном мире наблюдается всплеск научного интереса к проблемам культуры, так как:
1) Сегодня межкультурные различия становятся главным фактором международной политики. Т.е. идеологии, как бы различны они ни были (как это было с социализмом и капитализмом), можно свести к компромиссу, а вот культура у каждого народа разная.
2) После распада СССР в нашей стране обострились межкультурные противоречия и конфликты, которые требуют научного осмысления.

2. Место культурологии в системе других наук о культуре.
Культуру изучают многие науки. Чем же от них отличается культорология?
1) Этнография, этнология – это исторические науки, которые изучают историю возникновения этносов, их культуру и быт. Это описательные науки, основанные на сборе и анализе эмпирических данных.
2) Социальная и культурная антропология – изучает, как правило, культуры примитивных, традиционных сообществ, носит описательный характер.
3) Философия культуры – изучает наиболее общие подходы к исследованию сущности, целей и ценностей культуры, условий существования и форм проявления. Она во многом является тождественной философии истории, так как история рассматривается как развертывание и выражение смысла культуры.
4) Социология культуры – изучает структуру и функционирование культуры в связи с социальными институтами (изучает современное общество).
5) Культурология и история.
а) Историк изучает результаты культурной деятельности человечества, воплощенные в «текстах» (произведения искусства, трактаты). Его интересуют факты. Культуролог же изучает культуру как целостность. Его интересует не столько сам факт, сколько культурный человеческий смысл этого факта.
б) Историк изучает Культуру, то есть ее выдающиеся достижения. Культуролог изучает культуру и с большой, и с маленькой буквы, как духовное состояние человека и общества (культура повседневности).
Таким образом, культурология по отношению к другим наукам выступает как наука, обобщающая их данные, создающая для них теоретическую базу и определяющая общие закономерности развития культуры.

3. Структура и состав современного культурологического знания.
В культурологию входят три раздела:
1) Теория культуры – изучает самые общие принципы, законы и закономерности существования и развития культуры. Проблемы – сущность культуры, функции, морфология культуры, соотношение культуры и цивилизации, культурные коды, культурная куртина мира, менталитет.
2) История культуры – изучает специфику культуры той или иной эпохи.
3) Прикладная культурология - связана с применением результатов научных исследований на практике (музееведение, архивоведение, менеджмент культуры).

4. Методы культурологических исследований.
1) Диахроничекий – сравнение различных культурных единиц во времени.
2) Синхронический – сравнение одновременно существующих культурных единиц.
3) Структурно-функциональный – предполагает разделение объекта культуры на части и выявление связей между частями.
4) Историко-генетический – предполагает изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы.
5) Типологический – предполагает выявление типологической близости различных культурных единиц историко-культурного процесса.
6) Сравнительно-исторический – сравнение самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность.

 

Сущность и функции культуры.

Сущность и функции культуры

Культура – это все прекрасное, возвышенное. Она характеризует человека, его образ жизни. Термин «культура» происходит от латинского слова culture, что в переводе означает возделывание земли, уход. Этот термин достаточно точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Термин «культура» в данном значении появился в Древнем Риме. Со временем он обретает новый смысл – «воспитание человека».

Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма»), означало, прежде всего, целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также воспитание и обучение человека.

В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем – идеалу просветителей.

Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей «естественной» природы.

Функции культуры:

1. Коммуникативная. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное опосредованное общение с людьми, их создавшими. Средством общения выступает прежде всего язык.

2. Знаковая – способность давать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культурой выработан запас значений, имен, знаков. Наука, искусство, философия – особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным и близким человеку.

3. Защитная. Специфические культурные, закрепленные традицией формы разрядки – это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника нереальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение, радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффективно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами.

4. Информационная. Исторический обмен, передача социального опыта. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, социальной наследственности, помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

5. Познавательная, гносеологическая. Аккумуляция родового опыта – схватывая все сферы общественного сознания, взятые в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

6. Ценностная.

7. Гуманистическая.

8. Нормативная, она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

Культура облагораживает человека, делает его личностью.

Она выполняет свои функции и влияет на социальную жизнь через социализацию, создание и введение ценностей, образцы поведения, через создание моделей статутов и социальных систем.

 



2015-11-10 2915 Обсуждений (0)
Сущность и функции культуры 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Сущность и функции культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2915)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)