Бордовская Н., Реан А. Педагогика
“Педагогика” может рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности. Педагогика - это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.
К.Д. Ушинский. «Положение науки, - говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, - утверждают только существование, последовательность, сходство. Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукой о воспитании». П.П. Блонский. «Во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники? Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т.е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука». Л.Н. Толстой «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом – в этом корень учительского дела».
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей, но постепенно сфера ее применения расширялась и педагогика превратилась в систему наук. Сегодня, педагогика – многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами. Педагогика включает в себя совокупность педагогических дисциплин, которые входят в ту или иную отрасль педагогики (см. схему). Задание 4.Изучив информационный материал, заполните предлагаемую ниже таблицу, в которой определите отрасли педагогики, дисциплины, которые в эти отрасли входят, а также сформулируйте специфику каждой отрасли (область научного изучения). Таблица «структура педагогики как науки».
Цель: Выполнив это задание, Вы более четко будете представлять структуру педагогики как науки , то есть сможете назвать и определить особенности каждой из отраслей педагогики, перечислить дисциплины, которые в них входят. Рекомендации по выполнению задания:внимательно прочтите информационный материал, определите какие педагогические дисциплины входят в ту или иную отрасль педагогики, изучите специфику отрасли, то есть ответьте на вопрос: «чем занимается данная отрасль, что и кого изучает и исследует?». Заполните предложенную таблицу.
Требования к отчету по данному заданию: заполнение таблицы «структура педагогики как науки».
Критерии оценки: -точность и полнота оформления таблицы, -грамотность категориально-понятийного аппарата, -культура оформления, оригинальность. Формы и технологии учебной деятельности студентов: Задание 4 выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде таблицы, обсуждается в группе.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |