Высшие психические функции: логика развития
Целевой блок Содержательный блок Деятельностный блок Целевой блок Цели занятия 1. Определить понятийный словарь по теме. 2. Выявить теории развития высших психических функций. 3. Выявить теории развития эмоций. 4. Определить основные компоненты теории каузальной атрибуции. 5. Выявить появление, динамику и логику развития психических функций. Содержательный блок 1. Эмоциональное развитие индивида. 2. Волевое развитие индивида. 3. Развитие воображения. 4. Развитие высших психических функций. Эмоциональное развитие индивида Эмоции (emoveo (лат.) – потрясаю, волную) – психическая функция, обеспечивающая отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшей формой эмоции является тон ощущений, который сопровождает вкусовые, температурные, комфортные, дискомфортные ощущения организма. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с ситуацией, возникает аффект эмоций. Уровень энергетической мобилизации организма, необходимый для осуществляемых эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурой головного мозга. При возникновении эмоций происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др. Эмоции отвечают за процесс внутренней регуляции поведения личности. Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, доминирующее чувство называется страстью. Специфические эмоции могут вызывать настроения. Главное свойство эмоций определяется: · в качественных знаковых характеристиках (положительные, отрицательные); · в модальности (удивление, негодование, тревога); · в динамике (длительность, интенсивность); · во внешнем выражении (мимике, речи, жестикуляции); · в осознании(сознательные, бессознательные). Развитие эмоций как психической функции в онтогенезе личности находит свое выражение в дифференциации качеств эмоций. С годами развития усложняются объекты, вызывающие эмоциональный отклик, развиваются способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоциональный опыт развивается и обогащается под воздействием произведений искусства, общения с людьми и сопереживаний (симпатия, эмпатия). Чисто психологических теорий эмоций не существует, но науке известны теории, содержащие информацию и о развитии эмоций в онтогенезе личности. 1. Эволюционная теория. Ч. Дарвин утверждает, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. Ч. Дарвин доказывал, что эмоции появились в ходе эволюции человечества неслучайно. Отрицательные эмоции способствуют сохранению жизни при явной опасности, а положительные эмоции увеличивают жизненный потенциал в детородный период и способствуют сохранению человечества на Земле. 2. Гуманистическая концепция (Джемса-Ланге) трактует появление эмоций при физиологических процессах, включающих органические изменения. То, что эмоции меняют биохимический состав крови, науке было известно более ста лет назад, современные исследователи точно выявили конкретные компоненты органических изменений крови, и гормональное присутствие в крови доказывает влияние эмоций на соматическое состояние личности. 3. Информационная концепция современного российского исследователя
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (916)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |