Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воображение и творческая деятельность личности



2015-11-10 1172 Обсуждений (0)
Воображение и творческая деятельность личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Индивидуальные различия в воображении выражаются прежде всего в яркости образов, степени их соотнесенности с реальностью, жизненностью, правдивостью. Определяются эти различия видом деятельности, они проявляются и умением подчинять


воображение поставленной цели, включать его в творчество. Творчество — это высший уровень познания.

Творчество — сложный психологический процесс. Существует он как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Но особое место в нем занимает воображение. Полет фантазии в творческом процессе любого вида деятельности обеспечивается знаниями, опытом, подкрепляется целеустремленностью, настойчивостью и сопровождается определенным эмоциональным фоном. В настоящее время психология научного творчества— одна из наиболее перспективных областей психологической науки.

Значение воображения в спортивной деятельности

Воображение необходимо в любой деятельности человека, в том числе и в спортивной. Например, волевой акт, обязательный во всех без исключения видах спорта, требует хорошо развитого воображения — представления о цели, средствах и результатах предпринимаемого действия. Воображаемые ситуации, предметы, образы выполняют роль мотивов волевых действий.

Спортивная деятельность открывает широкий простор для проявления творчества и развития воображения.

Воображение необходимо спортивному педагогу, тренеру для успешного осуществления педагогической деятельности. Обучая и воспитывая своих учеников, тренер проектирует личность спортсмена, старается предвидеть процесс ее формирования, поступки (даже возможные проступки) спортсмена, его результаты. Воображение необходимо тренеру для успешного руководства спортивным коллективом в условиях соревнования. Уясняя задачу, оценивая обстановку, принимая решения, тренер пытается заглянуть мысленно вперед, представить возможные действия своих учеников и их противников. Развитое воображение дает возможность тренеру понять замысел противника, спланировать ход тактических действий своих спортсменов, принять обоснованные решения и реализовать их.

Спортсмен также должен обладать хорошо развитым воображением. Оно помогает ему лучше понять поставленную задачу и свою роль в ее выполнении, проявить инициативу. Воображение спортсмена играет особенно большую роль, когда приходится действовать в условиях дефицита времени, в сложных, а порой и опасных ситуациях.

Развитие воображения у спортсмена тесно связано с развитием его личности, обусловлено развитием его психики — мотивов деятельности, характера, способностей, знаний, умений, навыков, познавательных, мнемических, эмоциональных процессов, воли. Воображение, как активный творческий процесс, может развиваться только в активной; и творческой деятельности, по мере накопления опыта в ее осуществлении. Особую роль в развитии воображения у спортсмена играет спортивное соревнование.


Спортивная деятельность требует развитого оперативного мышления и воображения как основы предвосхищения. Предвидеть будущие свои действия, действия и поведение противника, прогнозировать и проектировать развитие тактических действий — едва ли не важнейшая задача во многих видах спорта, особенно в спортивных играх и единоборствах. За каждым действием партнеров и противников спортсмен должен «увидеть» своим воображением складывающуюся ситуацию, весь ход спортивной борьбы.

Воображение развивается по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на знания, практический опыт и на большой запас представлений. Развитие воображения должно носить целенаправленный характер в связи с потребностями той или иной практической деятельности, в частности спортивной. При этом необходимо иметь в виду формирование как общей способности воображения, так и специальной (в зависимости от вида спорта). Для развития воображения необходимо: а) всемерно расширять запас специальных знаний и представлений, б) воспитывать способность мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его «внутренним» зрением и слухом, предствлять его не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, добиваясь этого путем систематических активных тренировок.

Развитие и воспитание воображения является важным условием формирования личности.

РЕЧЬ

Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве. Речь, по словам К. Маркса, «есть непосредственная действительность мысли» *. Это единство возможно благодаря существованию языка.

Язык — это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. Язык — продукт общественно-исторического развития человеческого общества. С точки зрения исторического материализма язык возник с возникновением общества, в процессе совместной трудовой деятельности людей. Глубокую оценку роли слова в психике человека дали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Язык так же древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»**.

В мире существует более 5000 языков. Каждый имеет определенный словарный фонд и грамматический строй. В общении человек использует лишь незначительную часть языкового богатства.

* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 448. ** Там же, с. 29.


Речь — это практическое применение человеком языка в целя: общения с другими людьми.

Речевая деятельность человека и язык изучаются не толькс психологией, но и другими науками, прежде всего лингвистикой. В последнее время быстрыми темпами развивается пограничная дисциплина — психолингвистика.



2015-11-10 1172 Обсуждений (0)
Воображение и творческая деятельность личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воображение и творческая деятельность личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)