Основные свойства речи
Различают следующие основные свойства речи: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность. Содержательность речи определяется объемом выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений, их значительностью и соответствием действительности. Речь будет содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или иной вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. И наоборот, поверхностные, пустые, органиченные мысли и чувства делают речь малосодержательной. Понятность речи обусловлена прежде всего знаниями слушателей в той области, к которой по своему содержанию относится речь, а также умением говорящего использовать краткие, синтаксически правильно построенные предложения, следить за логикой изложения, не злоупотреблять специальными терминами и т. д. Выразительность речи определяется ее эмоциональной насыщенностью (речь может быть яркой, энергичной и, наоборот,. тусклой, вялой), а также ясностью и отчетливостью произношения», правильным акцентированием и интонацией, использованием слов переносного и обратного значения, метафор, сравнений, эпитетов, гипербол и т. п. Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли,, чувства и волю других людей, их убеждения и поведение. Очень часто задачей речи становится не столько передача другому лицу тех или иных мыслей и сведений, сколько желание вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения» создать у него определенное отношение к тем или иным фактам, событиям, людям. Наибольшее значение воздейственность реч1, имеет в педагогической (учебно-воспитательной), военной, агита-| ционной и пропагандистской работе. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это пережива-] Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой. Если в ощущениях, восприятии, представлениях, мышлении; отражается объективный мир предметов, явлений, их различные качества и свойства, всевозможные связи, зависимости, закономерности, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга, досады, страдания и т. п. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Эмоции не существуют вне познания и деятельности. Они возникают в процессе деятельности и влияют на нее. Мир эмоций очень сложен и многообразен. Это и переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, сне; это и удовлетворенность (или неудовлетворенность) человека своим поведением, поступками, высказыванием, деятельностью и т. п. Эмоции человека исторически детерминированы; они видоизменялись под влиянием специального опыта, и это проявлялось в том, что их качественное содержание стало неизмеримо богаче и сложнее, чем у животных. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (моральными, интеллектуальными, эстетическими и др.). Подчеркивая общественную природу человека, К- Маркс писал, что его чувства тоже есть «общественный продукт»*. В эмоциях и чувствах особенно ярко проявляется активный характер психического отражения. Человек не только познает мир, но и воздействует на него, переделывает сообразно своим потребностям. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая это, В. И. Ленин говорил, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» **. •Маркс К.Тезисы оФейербахе. Маркс К. иЭнгельс Ф. Избр. соч., т. 2, с. 385. ** Ленин В. И. Собр. соч., 4-е изд., т. 20, с. 237.,
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |