V.3.3. Поэтапное развитие малых группФормирование коллектива, по мнению А. С. Макаренко, начинается с создания организованной группы, между участниками которой складываются отношения ответственной взаимозависимости. «Организация коллектива должна начинаться с вопроса о первичном коллективе, который уже не должен делиться на более мелкие коллективы, образования, не может быть меньше 7 и больше 15 человек»,— писал А. С. Макаренко. Почему именно 7 и 15 человек? Этот вопрос задавали ему многие, и он отвечал: «Не знаю, почему это так... Я только знаю, что если первичный коллектив меньше 7 человек, он начинает обращаться в дружеский коллектив, в замкнутую группу.друзей и приятелей»*. Современные исследования малых групп позволяют ответить на этот вопрос. Уменьшение размера малой группы способствует более частому взаимодействию ее участников. В результате повышается значимость эмоциональных факторов общения, выдвигается на первый план проблема дружественного, неформального общения. В больших группах недостаток дружественного общения в деловых отношениях порождает замкнутость группы, формирует корпоративный дух. А. С. Макаренко определил три этапа формирования малой группы как первичного коллектива. I этап. Группа только что создана, члены группы мало зна II этап. Группа втянулась в учебную и трудовую деятель
III этап. Все члены группы принимают требования актива, сплачиваются вокруг него, демонстрируют отношения, «ответственной зависимости», когда каждый сознательно выполняет свои функции; развивается самоуправление в группе, а воспитатель занимает позицию наблюдателя, советчика, контролера. На этом этапе появляются новые качества группы — целостность, сплоченность, самостоятельность, дисциплинированность, высокая эффективность и мобильность. Общественные цели деятельности принимаются членами группы как личные. Это, по А. С. Макаренко, и есть свойство группы как коллектива. Следовательно, не все группы заслуживают названия коллектива, а лишь те, которые вышли на третий этап своего развития. Для спортивной психологии и педагогики эта концепция имеет большое значение, так как от уровня развития команды как коллектива зависит успешность ее выступлений в соревнованиях. Международные соревнования требуют особенно высокой сплоченности и коллективизма в командах. Без этого трудно надеяться на победу в борьбе с равным или более сильным соперником. Психолог Л. И. Уманский предложил более утонченную концепцию поэтапного формирования малой группы до уровня первичного коллектива. Согласно этой концепции группа проходит не три, а четыре этапа. I этап. Группа-конгломерат. Люди собраны вместе, разных городов. II этап. Группа-кооперация. Члены группы хорошо III этап. Группа-корпорация. В группе в результате Поощрения за успехи могут привести к формированию корпоративного духа, к стремлению обособиться, подчеркнуть свою исключительность. Прием новичка в такую группу бывает затруднен, смена состава происходит болезненно, «старички», как правило, не контактируют с новичками. Корпоративный дух чреват возникновением в группе скрытых конфликтов и социально-психологической несовместимости, что снижает эффективность групповой деятельности. Руководителю становится все труднее управлять группой, он вынужден применять власть и авторитарные методы руководства.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1308)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |