V.3.3. Поэтапное развитие малых групп
Формирование коллектива, по мнению А. С. Макаренко, начинается с создания организованной группы, между участниками которой складываются отношения ответственной взаимозависимости. «Организация коллектива должна начинаться с вопроса о первичном коллективе, который уже не должен делиться на более мелкие коллективы, образования, не может быть меньше 7 и больше 15 человек»,— писал А. С. Макаренко. Почему именно 7 и 15 человек? Этот вопрос задавали ему многие, и он отвечал: «Не знаю, почему это так... Я только знаю, что если первичный коллектив меньше 7 человек, он начинает обращаться в дружеский коллектив, в замкнутую группу.друзей и приятелей»*. Современные исследования малых групп позволяют ответить на этот вопрос. Уменьшение размера малой группы способствует более частому взаимодействию ее участников. В результате повышается значимость эмоциональных факторов общения, выдвигается на первый план проблема дружественного, неформального общения. В больших группах недостаток дружественного общения в деловых отношениях порождает замкнутость группы, формирует корпоративный дух. А. С. Макаренко определил три этапа формирования малой группы как первичного коллектива. I этап. Группа только что создана, члены группы мало зна II этап. Группа втянулась в учебную и трудовую деятель * Макаренко А. С. Соч., т. 5. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951, с. 253. III этап. Все члены группы принимают требования актива, сплачиваются вокруг него, демонстрируют отношения, «ответственной зависимости», когда каждый сознательно выполняет свои функции; развивается самоуправление в группе, а воспитатель занимает позицию наблюдателя, советчика, контролера. На этом этапе появляются новые качества группы — целостность, сплоченность, самостоятельность, дисциплинированность, высокая эффективность и мобильность. Общественные цели деятельности принимаются членами группы как личные. Это, по А. С. Макаренко, и есть свойство группы как коллектива. Следовательно, не все группы заслуживают названия коллектива, а лишь те, которые вышли на третий этап своего развития. Для спортивной психологии и педагогики эта концепция имеет большое значение, так как от уровня развития команды как коллектива зависит успешность ее выступлений в соревнованиях. Международные соревнования требуют особенно высокой сплоченности и коллективизма в командах. Без этого трудно надеяться на победу в борьбе с равным или более сильным соперником. Психолог Л. И. Уманский предложил более утонченную концепцию поэтапного формирования малой группы до уровня первичного коллектива. Согласно этой концепции группа проходит не три, а четыре этапа. I этап. Группа-конгломерат. Люди собраны вместе, разных городов. II этап. Группа-кооперация. Члены группы хорошо III этап. Группа-корпорация. В группе в результате Поощрения за успехи могут привести к формированию корпоративного духа, к стремлению обособиться, подчеркнуть свою исключительность. Прием новичка в такую группу бывает затруднен, смена состава происходит болезненно, «старички», как правило, не контактируют с новичками. Корпоративный дух чреват возникновением в группе скрытых конфликтов и социально-психологической несовместимости, что снижает эффективность групповой деятельности. Руководителю становится все труднее управлять группой, он вынужден применять власть и авторитарные методы руководства.
IV этап. Группа-коллектив. Проведение соответствующей воспитательной работы с группой, убеждение лидеров в необходимости пересмотра своих позиций и точек зрения, удаление из группы негативных лидеров и введение в ее состав способной молодежи, укрепление руководства и другие организационно-педагогические и психологические мероприятия способствуют преобразованию взаимоотношений в группе и повышению уровня ее развития, превращению группы-корпорации в группу-коллектив.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |