XV.4. МЕТОДЫ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ
Под психорегуляцией понимается комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем. В любой момент с доминирующей функциональной системой, обеспечивающей ту или иную деятельность человека или поддерживающей его состояние (например, состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая, субдоминантная, система. Так, если спортсмен выполняет на тренировке какое-то задание, это, естественно, обеспечивается доминированием рабочей, эрготропной, функциональной системы. Однако в это же время другая, трофотропная, система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию. Поэтому, хотя эта восстановительная система и имеет меньшую силу, она конкурирует с рабочей системой. Другая ситуация может сложиться в тех случаях, когда спортсмену надо, например, восстанавливать свою работоспособность. При этом, наоборот, полному доминированию восстановительной системы будет мешать система, которая сложилась в процессе работы. Возникает это потому, что организм не может переходить от одного вида деятельности к другому, что называется, по триггер-ному механизму. Каждая функциональная система, имевшая доминирующую силу, уступает свое место не сразу. Иногда процесс перехода от одной деятельности к другой и от одного состояния к другому может затягиваться. Это особенно выражено при снижении психической работоспособности. Можно говорить о различных принципах классификации методов психорегуляции. Так, по природе они разделяются на те, которые применяются извне (гетерогенно), и методы саморегуляции (аутогенные); по содержанию —на словесные (вербальные) и бессловесные (невербальные); по технике оснащения —на аппаратурные и безаппаратурные; по манере использования — на контактные и бесконтактные. Естественно, что такое разделение в ряде случаев условно, так как имеются определенные сочетания характеристик методов (см. схему на стр. 347). Наиболее рациональным принципом классификации является выделение двух групп методов: гетерорегуляционных и ауторегу-ляционных. Среди методов гетерорегуляции выделяются те, которые могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания, например в той или иной стадии гипноза. Вербальные методы внушения в обычном состоянии подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение. Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или, наоборот, предстартовую апатию. При этом обычно применяется тот или иной способ отвлечения, разговор о посторонних предметах, не затрагивающих «острых» или «болезненных» тем. Иногда используются такие приемы, как полемика, логические рассуждения. В последнем случае идет как бы косвенное внушение, построенное на сравнении, примерах с последующим ненавязчивым подведением итога. Убеждение преследует более четкие целевые задачи. Спортсмена непосредственно или настраивают на конкретную деятельность, или убеждают в нерациональности того или иного поведения, состояния (например, слишком высокой нервно-психической активности). При этом могут быть использованы разные приемы психической защиты (фантазии, рационализации или замещения). При фантазии обрисовываются ситуации, которые могли бы сложиться при другом поведении спортсмена. Нередко он и сам включается в это представление, что дает ему возможность дренировать свои эмоции. При рационализации смысл убеждения сводится к тезису: все, что ни случилось, к лучшему. При замещении убеждение основывается на принципе: если не то, так это. Следует подчеркнуть, что эти способы психической защиты могут применяться и в процессе саморегуляции. Приказ является наиболее императивной формой внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким, кратким, типа «вперед!», «смелей!», «быстрей!» и т. д. Часто приказ завершает убеждение, но может применяться и самостоятельно. Кроме приказов (средства гетерорегуляции) могут использоваться и самоприказы (средства аутовоздействия). Рациональное внушение является более сложным методом вербальной гетерорегуляции. В его процессе следует: 1) логически убедить спортсмена в необходимости выполнить 2) устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наобо 3) определить благоприятную перспективу, которая может быть Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, можно выделить различные варианты гипносуггестии (внушения во сне). Хотя в переводе с греческого гипноз —это сон, в настоящее время считается, что гипноз — это не сон, а искусственно вызываемое сноподобное состояние, при котором сохраняется возможность общения. Это достигается за счет того, что в этом состоянии обеспечивается максимальное восприятие и запоминание информации, поступающей от человека, проводящего внушение. Кроме того, очень важно, что эта информация, как правило, не критикуется. Исключением являются прочно усвоенные человеком запреты. В частности, очень трудно, а в ряде случаев невозможно внушить то, что человек не хочет делать или знает, что это делать нельзя. Зато можно помочь ему сделать то, что он хочет, но по каким-либо обстоятельствам не может. Например, преодолеть страх перед соперником, побороть дурную привычку и т. п. Благодаря этим особенностям гипноза им можно воспользоваться для оптимизации процесса обучения, усвоения инструкции накануне соревнований. В процессе гипноза последовательно внушается состояние расслабления, покоя, внимания к словам говорящего. Фракционный (частичный) гипноз заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После того как человек погружается в спокойное, расслабленное состояние и пребывает в нем в течение нескольких минут, его «пробуждают», уточняют не было ли каких-либо помех, договариваются о стиле дальнейшего проведения внушения и вновь погружают в сноподобное состояние. Имеются определенные отличия использования гипноза в медицинской практике (с целью лечения, например, неврогенных заболеваний) и в спорте. Лечащий врач выступает как человек, способный облегчить состояние больного, как личность на данный момент более сильная. В спорте врач, психолог, тренер, педагог должны обеспечивать вспомогательную роль гипноза — способствовать достижению запланированного результата. Отношения со спортсменом при этом должны быть партнерские, позволяющие ему укреплять веру в себя, в свои силы и возможности, воспитывать способность к самоконтролю и саморегуляции. В этой связи интерес представляет метод гипносуггестии, разработанный в лаборатории психорегуляции ВНИИФК, — «репортаж», сочетающий в себе приемы фракционного гипноза, убеждения, приказа, а также метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию. Достигается это тем, что после погружения в сноподобное состояние тактика внушения изменяется. Специалист, осуществляющий гипноз, начинает говорить в естественной манере, как бы ведя репортаж о матче, спортивном поединке или соревновании с участием спортсмена. Часто это делается вдвоем, например, врач или психолог погружает спортсмена в сноподобное состояние, а тренер затем в репортажном стиле «проговаривает» конкретные ситуации, значимые для спортсмена, формирует у него актуальные для того или иного события установки. После 1—2-минутного мысленного присутствия спортсмена в воображаемой ситуации ему дают отдохнуть, а затем вновь «разыгрывают» значимую ситуацию. И так 4—6 раз. Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные методы. Из аппаратурных методов заслуживают внимания те, которые позволяют формировать то или иное сноподобное состояние. Для этого применяются аппараты типа «Электросон», «ПЭЛАНА» (прибор электроаналь- гезии) и «ЛЭНАР» (лечебный электронаркоз), позволяющие дости* гать хорошего сноподобного эффекта (подробнее о работе этих| аппаратов можно прочитать в разделе «Психогигиена»). Методы гетерорегуляции, изолированно использующие эти и им подобные приборы, называются аппаратурными невербальными контактными. Аппаратурные невербальные бесконтактные методы — это методы, которые действуют на органы чувств дистанци-. онно. К ним относятся, например, источники тепла, которые помогают создать соответствующие ощущения в процессе внушения, а также так называемые аудиовизуальные средства: функциональная музыка, специальные акустические феномены (например, шум дождя, леса, звуки прибоя и т. п.), цветовые эффекты (когда цвет действует или изолированно или сочетается с иллюзией падающего снега, дождя и пр.). Методы гетерорегуляции наиболее эффективны в тех случаях, когда они комплектуются, дополняя и усиливая друг друга. Методы саморегуляции также могут быть разделены на вербальные и невербальные. К вербальным методам относятся аутогенная тренировка и ее различные модификации, «наивные» методы саморегуляции и простейшие методы саморегуляции. Аутогенная тренировка предложена в тридцатые годы нашего столетия австрийским врачом И. Шультцем. Она построена на последовательном самовнушении чувства тяжести и тепла в конечностях, затем чувства тепла в области солнечного сплетения, чувства тепла в области сердца и, наконец, ощущения приятно прохладного лба. Все эти локальные феномены способствуют расслаблению, снятию нервного напряжения, оптимизируют восстановление работоспособности. Кроме того, находясь в состоянии, близком к гипнотическому, спортсмен может решать многие задачи, связанные с самонастройкой на предстоящую деятельность, преодоление неуверенности, страха, концентрации внимания на том или ином элементе спортивного соревнования и т. п. Вариантами аутогенной тренировки являются психорегули-рующая тренировка, когда основное внимание уделяется успокоению и расслаблению, и психомышечная тренировка, позволяющая, по мнению некоторых авторов (А. В. Алексеев), решать более широкий круг задач, в частности более целенаправленно влиять на формирование оперативного боевого состояния, включая компоненты мобилизующей активации, акцентируя внимание на тех или иных компонентах эмоционально-чувственного переживания различных ситуаций. Никак не умаляя достоинств вербальных методов саморегуляции, нельзя не сказать о том, что они, к сожалению, подходят далеко не всем. Есть люди, которые не могут последовательно использовать предлагаемые формулы самовнушения. При определенных неудачах у них возникает неверие в данный способ самовнушения. Поэтому из большого числа методов саморегуляции надо выбирать те, которые наиболее близки индивидуально, больше импонируют спортсмену и помогают ему в конечном итоге найти, что называется, «ключ к себе». «Наивные» методы саморегуляции — это приемы, которые родились непосредственно в ходе тренировок и соревнований и использование которых дало тот или иной эффект, было связано с каким-то успешным выступлением, удачей и поэтому запомнилось. «Наивные» методы, как правило, специально не тренируют. Возникнув по большей части случайно, они в ряде случаев становятся ритуальными, нередко приобретая характер навязчивости. Так, спортсмен может произносить про себя одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа и т. п. Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» методов надо специально тренировать. Эти методы интересны тем, что естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. Они также могут быть и вербальными, и невербальными, причем последних больше. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказы, приемы психической защиты, основанные на фантазии, рационализации и замечании. Забегая вперед, можно назвать также и некоторые невербальные методы: дыхательные и мимические упражнения, упражнения, основанные на вызове специальных мышечных ощущений и т. п. Хотя эти методы естественны для поведения человека, их надо специально тренировать, доводя до автоматизма, до такого состояния, когда пусковым стимулом к их применению будет изменившееся функциональное состояние спортсмена. К вербальным методам саморегуляции относится и и део моторная тренировка, т. е. мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называет какие-то движения, связки и т. п. Если идеомоторная тренировка выполняется только на уровне представлений, то это будет невербальный способ саморегуляции. Невербальные методы саморегуляции разделяются на аппаратурные и безаппаратурные. Аппаратурные невербальные методы, в свою очередь, делятся на контактные и бесконтактные. Так, к аппаратурным контактным методам саморегуляции относятся все те, когда спортсмен сам использует приборы типа «ПЭЛАНА» и «ЛЭНАР», помогающие ему достигнуть эффекта расслабления, избавиться от неприятных эмоций и чувств. К этим же методам относятся аудио-средства (музыка, специальные шумы, если их прослушивание осуществляется индивидуально через наушники). Сюда же относятся методы, построенные на принципах биологической обратной связи. Строго говоря, они предназначены в первую очередь для контроля за изменением вегетативных функций (частоты сердечных сокращений, электрокожного сопротивления, артериального давления крови и ряда других), произвольное управление которыми затруднительно. Однако применение принципа биологической обратной связи делает саморегуляцию более наглядной. Сами приборы при этом выходят за рамки контролеров эффекта, они становятся и средством, влияющим на процесс самоуправления. Аудиовизуальные средства становятся бесконтактными, как только они начинают действовать дистанционно, подчиняясь, однако, управляющим влияниям самого спортсмена. Безаппаратурные невербальные методы саморегуляции включают все «наивные», простейшие методы и идео-моторную тренировку. Так, к «наивным» методам относятся самые разнообразные ритуальные движения, упражнения, специально не вытекающие из требований деятельности. К простейшим безаппаратурным невербальным методам можно отнести все целенаправленные гимнастические упражнения, включая дыхательную и мимическую гимнастику, использование роли позы, специальной осанки, психологическую гимнастику. В качестве средств саморегуляции может быть использована также дозированная ходьба и бег. Безусловно, в эту же группу должна быть включена идеомоторная тренировка, если ее основу составляют представления, а не словесные описания действий и двигательных актов. Психогигиена совершенно необходима, если спортсмен находится на пике спортивной формы. Без психогигиены невозможно серьезно рассчитывать на длительное пребывание в спорте, на последовательное, целенаправленное достижение все более высоких спортивных результатов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |