Социально-гуманитарного исследования. В условиях мультипарадигмальности социально-гуманитарных исследований
В условиях мультипарадигмальности социально-гуманитарных исследований, порождающей различные когнитивные практики, атрибутивные признаки их научности трактуются неоднозначно и модифицируются. Это свидетельствует о том, что все эти практики не могут быть сведены к какому-то общему знаменателю, однако определенные их типы можно смоделировать. Модель социально-гуманитарного исследования – это когнитивный аналог, концептуально воспроизводящий его наиболее типичные черты. Модель социально-гуманитарного исследования – это идеальный тип, т.е. логическая модель, являющаяся продуктом теоретического воображения. Такая модель конструируется путем мысленного соединения определенных когнитивных практик со специфическим набором исследовательских принципов и действий в целостный познавательный образ, где они достигают «предела» своей логической взаимосогласованности. Модель социально-гуманитарного исследования является, во-первых, одним из образцов когнитивной практики в социально-гуманитарном познании; во-вторых, когнитивным «эталоном», посредством сопоставления с которым можно судить о мере удаления или приближения к нему конкретных проявлений данной практики. В основе различий между моделями социально-гуманитарного исследования лежат разные познавательные интересы и методологические ориентиры, которые определяют особое видение предмета социально-гуманитарного исследования, его когнитивной стратегии, познавательных средств и роли ученого в исследовательской практике. Наиболее эффективным средством типологизации конкретных исследовательских практик в социально-гуманитарной науке выступает многомерное моделирование, учитывающее различные факторы социально-гуманитарного исследования и включающее разные ракурсы его рассмотрения. Внешний ракурс рассмотрения предполагает в структуре модели социально-гуманитарного исследования выделить такие факторы, как социокультурный и эпистемологический контексты, а также стиль социально-гуманитарного мышления. Внутренний ракурс рассмотрения требует учета такого фактора, как роль субъекта познания в социально-гуманитарном исследовании. Кроме того, модель социально-гуманитарного исследования включает такие параметры, как принципы познания, предмет и методология исследования, когнитивная стратегия. Эти параметры позволяют не только выделять определенные модели социально-гуманитарного исследования, но и осуществлять их компаративное изучение. Неустранимый и положительно оцениваемый методологический плюрализм, которым характеризуется современные социально-гуманитарные науки, связан с поиском не только новых методологических ориентиров, но и с мобилизацией всего предшествующего исследовательского опыта, познавательного потенциала предшествующих эпох и иных культур. Современные исследовательские практики в социально-гуманитарных науках можно свести к трем альтернативным ее научным моделям: классической; неклассической и неоклассической, а также выделить постмодернистскую модель социально-гуманитарного познания, которую, однако, научной в собственном смысле этого слова назвать нельзя. Модели социально-гуманитарного исследования представляют собой методологические конструкции идеального типа, в которых в «чистом» виде зафиксированы наиболее типичные черты различных способов познавательной деятельности в социально-гуманитарных науках. Модели социально-гуманитарного исследования возникли в разное время, в определенных социокультурных и эпистемологических контекстах. Выделение этих моделей показывает, что развитие социально-гуманитарных наук сопровождалось не плавным кумулятивным накоплением знаний, а когнитивными прорывами, сменой одних стилей научного мышления другими, появлением новых моделей научного исследования, их конкуренцией и доминированием на определенных исторических этапах. Проблема конкуренции различных методологических подходов в социально-гуманитарных науках стала предметом методологической рефлексии уже в конце XIX в. в связи с кризисом позитивизма, который был эпистемологической основой классической модели социального исследования. Различные антипозитивистские течения предложили свои варианты научного познания, в русле которых в первой половине ХХ в. сложилась неклассическая модель гуманитарного исследования. Большое влияние на социально-гуманитарные науки во второй половине ХХ в. оказал постмодернизм, который, с одной стороны, способствовал формированию особого стиля гуманитарного мышления, а с другой, стирая границы между различными видами познавательной деятельности, подверг угрозе профессиональный статус самих социально-гуманитарных наук. В конце ХХ в. в социально-гуманитарных науках стало складываться особое критико-реалистическое направление, представители которого подвергли критике не только постмодернизм, но и все предшествующие исследовательские практики в социально-гуманитарных науках. В рамках этого направления стала формироваться неоклассическая модель социально-гуманитарного исследования, которая поставила задачу восстановления профессионального статуса социально-гуманитарных наук, их социального престижа и приоритета по отношению к другим видам познавательной деятельности (см. таблицу 2). Таблица 2.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |