Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к изучениюмежэтнических отношений



2015-11-10 632 Обсуждений (0)
Подходы к изучениюмежэтнических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Мотивационный подход к объяснению характера межэтнических отношений исходят, как правило, из эмоциональной сферы психической деятельности. Значительным методологическим потенциалом в русле мотивационного подхода к изучению межэтнических отношений обладает концепции «фрустрации и агрессии». Представители этой концепции считают, что этническая фрустрация проявляется в эмоциональном напряжении, чувствах тревоги и отчаяния, перерастающих в раздражение, гнев и готовность к агрессивным действиям. При этом развитие фрустрации ученые связывают с относительной депривацией, т. е. пониманием собственных трудностей при сравнении положения своей этнической группы с положением других этнических групп.

В настоящее время многие исследователи считают, что установление связи фрустрации, основной признак которой – рост эмоционального возбуждения, повышение аффективной «заряженности» в среде этнической группы, и агрессии имеет большое методологическое значение в плане объяснения межэтнических отношений. Вместе с тем они отрицают неизбежность такой агрессии, поскольку, как показывают конкретные исследования, фрустрация далеко не всегда ведет к агрессии. Довольно часто фрустрации перерастают в депрессию.

Методологически важным является также замечание о том, что фрустрации необязательно изначально связаны с другой этнической группе, они могут появляются, например, на основе экономических трудностей, и это жорошо прослеживается в отношении к мигрантам в России после распада СССР. Однако в полиэтнических регионах фрустрационная напряженность затем приобретает, как правило, этническую окраску.

Определенной проблемой методологического характера при изучении межэтнических отношений является вопрос о роли личностных характеристик участников этих отношений, в плане доминирования в этнических группах того или иного типа личности (авторитарный, невротический, экстраверт и т.д.). Пока, как отмечают специалисты, в отечественных исследованиях межэтнических отношений этот вопрос специально не изучался. В программах социологических опросов обычно «закладывались» лишь социальные, возрастные и гендерные характеристики: учитывались состояния удовлетворенности или неудовлетворенности различными жизненными обстоятельствами, выделялись типы пессимистов и оптимистов, выяснялся уровень агрессивности в этнических группах.

Методологические трудности здесь состоят в том, что социологические методики, используемые для репрезентативных опросов больших этнических групп, крайне трудно совместить с психологическими: психологические методики направлены на изучение преимущественно малых или экспериментальных групп, но работая с ними, невозможно учесть всю сложность социальных отношений.

Возможности преодоления методологических трудностей такого рода содержаться в когнитивном подходе к изучению межэтнических отношений.

В рамках этого подхода этническая группа рассматривается как совокупность индивидов, которые сознательно воспринимают себя в качестве членов этой группы, а также разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке как своей, так и других этнических групп. Иными словами, этническая группа с точки зрения когнитивистов, представляет собой ничто иное, как «осознаваемое единство».

Такой подход достаточно близок конструктивистскому подходу в трактовке этнической идентичности и ее влиянию на межэтнические отношения. Однако в отличие от конструктивистов, когнитивисты поведение этнических групп объясняют, исходя из «когнитивного субъективного мира личности». Поэтому основным направлением изучения межэтнических отношений они считают исследование таких когнитивных процессов, как социальная категоризация, идентификация, социальное сравнение, межэтническая дискриминация. В центре внимания когнитивистов находятся также такие межэтнические процессы, как кооперация, конкуренция и конфликт.

Признавая значимость когнитивных процессов в межэтнических отношения, некоторые исследователи обращают внимание на то, что когнитивные процессы в свою очередь сами нуждаются в объяснении через специфику деятельности этнических групп и объективных условий, в которых осуществляются межэтнические взаимодействия. При этом сторонники деятельностного подхода к изучению межэтнических отношений опираются на идеи на идеи А.Н. Леонтьева, который рассматривал деятельность как мотивированную активность субъекта. А.Н. Леонтьев расчленяет деятельность на ряд последовательных действий, каждое из которых направлено на достижение конкретной цели: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее моти­вом, но являются направленным на цель. Мотивы и цели деятельности, с точки зрения А.Н. Леонтьева, не совпадают, напротив, их совпадение есть вторичное явление; либо результат приобретения це­лью самостоятельной побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели. В отличие от целей моти­вы актуально не осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают.

Исходя из этих теоретических посылок сторонники деятельностного подхода к изучению межэтнических отношений считают, что деятельность этнических групп имеет как бы двойную мотивацию: с одной стороны это – мотивы, которые не осознаются участниками межэтнического взаимодействия, а с другой – это осознанные цели, превратившиеся в побудительные цели-мотивы действия.

В настоящее время ставится задача переосмысления деятельностного подхода в русле теорий коммуни­кации. Современная деятельностная теории, как считают некоторые исследователи, должна включать ряд моментов, в частности, момент трансформации внешнего предмета, на который направлена активность субъекта, а также момент коммуни­кации. В связи с этим, надо исходить из того, что теория деятельности неотделима от соот­ветствующих речевых актов, которые вплетены в реальные практические действия, носящие коммуникативный характер.

В современных исследовательских практиках широкое распространение получила идея методологического синтеза. В частности, изучение межэтнических отношений в настоящее время часто осуществляется на основе синтеза мотивационного и когнитивного подходов. Методология научного исследования межэтнических отношений, базирующаяся на синтезе этих подходов, базируется на принципе взаимодействия когнитивно-мотивационной сферы личности и важнейших характеристик социальной, политической и этнокультурной среды.

Наиболее значительных успехов в этом плане достигли исследователи, которые с помощью психологических методик исследуются регулятивные и защитные социально-перцептивные, компенсаторные и регрессивные психологические механизмы, определяющие изменения этнической идентичности. При этом социально-перцептивные механизмы анализируются на основе выделения в межэтнических отношениях группы специфических эмоционально-атрибутивных феноменов, «работающих» в условиях роста межэтнической напряженности: 1) усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы; 2) углубление этнокультурных границ путем увеличения «позитива» в оценке собственной этнической группы; 3) поиск «виновного» на основе этнического критерия; 4) проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственной этнической группы, на других.

Все это сопровождается тем, что, во-первых, ответственность за любые неудачи собственной этнической группы переносится вовне – на другие этнические группы или их лидеров. Во-вторых, повышается избирательность восприятия межэтнических отношений: искажение поступающей информации и отсев позитивной информации; воспроизводство негативных этно-образов; деперсонализация членов своей и «враждебной» этнических групп. В-третьих, усиливается атрибутивный механизм «эмоциональной пермутации», т. е. смещения «оправдательных» и «обвинительных» оценок («братские народы» становятся «оккупантами», «братья» – «врагами»).

В рамках такого подхода действие компенсаторных механизмов в межэтнических отношениях рассматривается как результат сформированного комплекса «групповой неполноценности», включающий гипертрофированное чувство этнической ущемленности. Этот комплекс способствует замкнутости этнической группы, стремлению ее к превосходству, соперничеству и даже «отмщению» за перенесенные реальные и воображаемые обиды. Возрастают антиассимиляционные настроения, восстанавливаются коммуникативные функции «родных языков», возрождается традиционная культура, начинается борьба за восстановление национального достоинства, растет потребности в самоутверждении вплоть до обретения национального суверенитета. Вместе начинают действовать регрессивные механизмы, выражающиеся в росте неуверенности в будущем, возвращении к архаичным формам взаимодействия, восстановлении кланово-родовых структур. Все эти социально-психологические механизмы активизируются тогда, когда формируются интолерантные отношения между этническими группами.

В последнее время в изучении межэтнических отношений в рамках этносоциологического подхода стал применяться ситуационно-факторный анализ. В русле психологического подхода к изучению межэтнических отношений существует теория, согласно которой конфликт интересов между этническими группами предопределяет отношения конкуренции и ожидания угрозы со стороны «чужих». Эта угроза усиливает внутригрупповую солидарность и обусловливает межгрупповую враждебность. Таким образом, при психологическом подходе ожидание «угрозы» интерпретируются как ситуация, которая порождает интолерантность в межэтнических отношениях.

Ситуационно-факторный анализ в рамках этносоциологического подхода позволяет изучать конкретную ситуацию как стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах, которое порождает конфликт интересов между этническими группами, влияет на этническое восприятие этой ситуации, что в конечном счете определять и внутригрупповую солидарность, и межгрупповую враждебность.

В рамках психологии этнокультурной адаптации и аккультурации изучались психологические стратегий межэтнического взаимодействия на основе анализа комплексов установок представителей различных этнических групп по отношению к своим и доминирующим этническим общностям. В последнее время в научных исследованиях межэтнических отношений широкое распространение получили методы этнической и кросс-культурной психологии, прежде всего при изучении социально-психологических факторов, оказывающих влияние на этническую толерантность в многоэтнических регионах.

В связи с этим следует отметить, что в настоящее время по вопросу о том, что такое этническая толерантность, среди ученых идут дискуссии. Иногда толерантности понимают как индифферентность к этническим различиям. Многие исследователи не согласны с таким пониманием этнической толерантности, поскольку индифферентность в межэтнических отношениях порождает стремление «забыть» о потребностях народов или даже ассимиляторские тенденции. Поэтому этническую толерантность они рассматривают не как позицию самоограничения, намеренного невмешательства и согласия этнических групп на взаимную терпимость, а как принятие других такими, какие они есть, и готовность взаимодействовать с ними.

Этническая толерантность проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания, и поэтому тесно связана с этнической идентичностью. Однако в методологическом плане важно учитывать то, что не этническая идентичность вообще, а его гиперболизация в форме эгоцентризма и этноэгоизма отрицательно влияет на толерантность.

Большинство исследователей считают, что этническую толерантность следует рассматривать как особую норму межэтнических отношений, в которое входят следующие компоненты: этническая восприимчивость субъектов межэтнического взаимодействия; уважение и признание их равенства партнеров и отказ от этнического доминирования; способность конструктивно разрешать этнические конфликтогенные ситуации; готовность взаимодействовать на основе согласия, но без ущемления собственных этнических интересов.

Противоположным понятию «этническая толерантность» по значению является понятие «этническая интолерантность», при изучении которой некоторые исследователи предлагают воспользоваться концептом «авторитарная личность», разработанной Т. Адорно и Б. Олтмейером. Авторитарный тип личности – продукт конфронтационной культуры, доминантой которой является постоянное делению лю­дей на «своих» и «чужих». Для авторитарной личности характерно стремление к диктату и полному подчинению участников этнического взаимодействия. Авторитарная личность в меээтнических отношениях, склонная к подавлению представителей других этнических, характеризуется такими чертами, как «за­крытость» этнического сознания, слабая рефлексия, предельный субъективизм, следование стереотипам, завышение уровня этнических притязаний и самооценок, враждебность и агрессивность к этническим меньшинствам.

Авторитарная личность – это личность интолерантная. Исследователи обращают внимание на то, что в основе этнически толерантной личности лежит восприятие самой себя не как са­модостаточного субъекта межэтнических, а в сочетании с признанием значимости чужого этнического опыта, принятие его как основы для поиска взаимопри­емлемых решений в самых сложных этнических ситуациях. Этнически интолерантная личность, наоборот, воспринимает себя как самодостаточного субъекта, не нуждающегося в чьем-либо этническом опыте и активно проецирует собственные этнические представления и ценности на окру­жающее этническое окружение.

Некоторые исследователи синтезируя имеющиеся в научной литературе подходы к пониманию этнической толерантности, считают, что в инструментальном плане понятие «этническая толерантность» обозначает качественную характеристику такого типа межэтнического взаимодей­ствия, который основан на при­знании их этнического равенства, сохранения этнического своеобразия и достижения согласия без подавления базовых этнических интересов. Поэтому этническая толерантность обеспечивается приоритетом общего между субъектами межэтнического взаимодей­ствия над тем особенным и единичным, которое их различает. Следовательно, этническая толерантность формируется в процессе нахождения схожих содержательных элементов жизнедеятельности различных этнических сообществ. Поэтому этническая толерантность всегда ведет к возникновению некоей совокупности общих ценностей, ко­торые разделяются представителями разных этнических групп. Это может быть результатом включения норм «чужой» этнокультуры в «свою», привычную, либо созданием системы этнических ценностей особого рода, преобразующих как «свою», так и «чужую» этнокультуры

Исследователи, изучая этническую толерантность в многоэтническом регионе выделить в ее структуре когнитивный, эмоционально-ценностный и конативный компоненты. Когнитивный компонент представлен знаниями о других этнических группах, их культуре, этнических интересах, характере межэтнических отношениях. Эмоционально-ценностный компонент –эмоциональное отношение к другим этническим группам; предпочтения в сфере межэтнических взаимодействий. Поведенческий компонент включает предрасположенности и стремления к признанию ценности этнического разнообразия, культуры, образа жизни и исторического выбора другой этнического сообщества, вне зависимости от его численности или роли в регионе, этническому общению и взаимопониманию, согласованию этнических интересов и этнокультурным заимствованиям (см. схему 21).

Схема 21.

Когнитивная модель этнической толерантности

 

Этническая толерантность проявляется в активном осуждении этнических чисток, насильственного переселения народов, любого проявления национализма и шовинизма, ущемляющих интересы других народов. В этом плане этническая толерантность есть основное средство достижения гармонии межэтнических отношений в многоэтнических регионах. В связи с этим исследователи обращают внимание на то, что основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность. Позитивная этническая идентичность в межэтнических отношениях развертывается по схеме «мы – иные – другие», в отличие от негативной этнической идентичности, схема развертывания которой другая: «мы – иные – другие – чужие – враги». Доминирование первой схемы развертывания позитивной этнической идентичности в многоэтнических регионах, во-первых, предполагает активное разрушение тех стереотипов восприятия представителей других этнических групп, которые могли формироваться в течение длительного времени, а во-вторых, создает усло­вия для взаимного уважения этнических групп и формирует готовность к толерантному межэтническому взаимодействию. Когда начинает доминировать вторая схема развертывания негативной этнической идентичности, мы сталкиваемся с проблемами межэтнических конфликтов.

Методологически важное значение при изучении этнической толерантности в многоэтнических регионах приобретает вопрос о теоретическом осмыслении «механизма» становления толерантных ценностных ориента­ции и установок у субъектов межэтнического взаимодействии, прежде всего на уровне межличностных отношений. Исследователи особое внимание уделяют станов­лению у личности установок на взаимодействие с представителя­ми «своей» и «чужой» этнической общности в процессе онтогенеза. Характер межличностного общения с пред­ставителями «своей» этнической общности обеспечивает безопасность и ком­фортность существования, поэтому возникает толерантное отношение при взаимодействии представителей «своего» этнической общности. При этом действуют процессы переноса установок, возникших при взаи­модействии с отдельными индивидами на всех, кто принадлежит к данной общности.

Взаимодействие представителя этнической группы с членами других этнических групп возникает на основе выделения того, что объединяет этого представителя с ними. Обнаружение этнических различий, которые демонстрируют члены «чужой» этнической группы в процессе межэтнического взаимодействия создает условия для формирования у личности такого пове­дения, которое характеризуется настороженностью, отсутствием необходимого изначального доверия. Если такая установка подкрепляется общественным мне­нием, в котором представители «чужой» этнической группы рассматрива­ются как носители негативного, даже враждебного этнического поведения, то у личности может возникнуть негативная этническая идентичность. Она ха­рактеризуется тем, что в ее структуре актуализируются те специфические черты представителей иных этнических групп, которые делают их не только другими, но и чужими настолько, что они не позволяют устано­вить с ними доброжелательных, основанных на поиске компро­миссов межэтнических отношений.

При изучении этнической толерантности необходимо обращать внимание на те факторы, которые блокируют ее формирование в многоэтнических регионах. В первую очередь это – общественное мнение, в котором распространяются разного рода этнические мифы, слухи, представляющие другие этнические группы в негативном свете и затушевывающие позитивные их этнические характери­стики, абсолютизирующие случаи интолерантного этнического поведения отдельных их представителей, что ведет к формированию стереотипа негативного отношения ко всем представителям этих этнических групп.

 


 



2015-11-10 632 Обсуждений (0)
Подходы к изучениюмежэтнических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к изучениюмежэтнических отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)